Saturday, January 18, 2025

Рождественские послания архиепископа неканонической Белорусской Автокефальной Православной Церкви Святослава (Логина) в 2014 ‒ 2020 гг.

Попытки создать белорусскую церковную автокефалию начались в 1920-е годы, но успехом не увенчались. Следующая попытка произошла на оккупированной территории СССР с подачи белорусских коллаборационистов и немецкой администрации. Но она также не увенчалась успехом. Белорусская автокефальная структура была создана лишь в эмиграции с помощью украинских автокефалистов. Именно поэтому, а также потому, что цели украинского и белорусского национализмов совпадают, белорусские и украинские неканонические православные структуры идеологически тесно связаны.

В связи с этим становится интересным проследить содержание рождественских посланий белорусского автокефального архиепископа Святослава (Логина) особенно после того, как в начале 2014 года в Киеве произошёл государственный переворот, и Украина начала впадать во всеобъемлющий кризис, теряя территории, стимулирую эмиграцию, разрушая экономику, деформируя духовное пространство и т.д.

«Архиепископ» Белорусской автокефальной православной церкви Святослав (Логин) (Источник: https://sun9-60.userapi.com/impg/)

Поскольку бегство законно избранного президента Украины В.Ф. Януковича произошло в феврале 2014 года, рождественское послание Святослава (Логина), озвученное в том году, не делало отсылок к событиям на Украине [1]. Оно было направлено на поддержание белорусской историко-политической мифологии. В частности, в нём было сказано: «[…] из отечественной истории известно, что мир, счастье и духовный подъем были, когда Белорусский народ жил самостоятельно, имел свое государство и национальную Церковь». Упоминание о самостоятельной жизни белорусского народа отсылает потребителей послания к историко-политическому мифу о белорусском Великом княжестве Литовском. Попытки литовских князей создать собственную, отдельную от остальной Руси митрополию в истории присутствовали, но эти попытки никоим образом не намекали на создание именно белорусской церкви. Поскольку киевский митрополит с течением времени из католического Литовского княжества перебрался в православное Московское княжество, литовские князья не имели возможности политически давить на православного иерарха. Стремление иметь «карманную» церковь подталкивало к попыткам создать собственную православную митрополию, чей руководитель находился бы на территории Литвы и контролировался бы католическим монархом. Кстати, нужно отметить, что самоназвание «белорус» [2] впервые появилось после того, как Литовское княжество вошло в состав Первой Речи Посполитой, то есть перестало существовать как реально суверенное государство. И на тот момент это самоназвание не несло этнического содержания. Официальной белорусской национальной Церкви не существовало никогда. Попытки выдать бытовавшее в Литовском княжестве и Первой Речи Посполитой православие за некую белорусскую национальную Церковь существовали и существуют, но они базируются на идеологических условностях и игнорировании объективных исторических данных.

Далее в послании Святослав (Логин) обращает внимание на современность. Опасность сегодняшнего дня иерарх БАПЦ видит в заселении «матери-Белоруссии чужеземцами, о чем уже открыто пропагандирует диктаторская власть под прикрытием потребности роста экономических показателей страны, в результате чего белорусы станут чужаками на своей извечной земле». В связи с чем предлагается чтить предков, среди которых «были борцы за свой свободный Белорусский дом под христианской европейской крышей». Причём, такие борцы якобы были в каждом поколении [3]. Этот тезис также отсылает к историко-политическому мифу о белорусском Великом княжестве Литовском, а также мифу о том, что польско-русские войны периода Первой Речи Посполитой, участие польской шляхты западного региона Российской империи в наполеоновском походе 1812 года и польские восстания против России [4] были борьбой не поляков, а белорусов за свою независимость.

Рождественское послание 2015 года готовилось уже в период, когда украинский кризис существовал и продолжал развиваться [5]. В 2014 году жители Крымского полуострова на референдуме поддержали возвращение региона в состав России, а в Донецкой и Луганской областях появились непризнанные Донецкая и Луганская Народные республики, против которых Украина вела боевые действия. Это не могло не отразиться в рождественском послании белорусского автокефального архиепископа. В послании было отмечено, что «часто империи пытались уничтожить другие страны, в том числе и Белоруссию. И теперь соседний братский народ Украинский ведет борьбу за свою свободу и независимость с восточным агрессором, который выдавал себя за брата, а сегодня угрожает Христианским европейским народам». Россия или русский народ в послании не называются, а скрыты под формулировкой «восточный агрессор». Более того, как и ранее, Россия представлена угрозой для христианских европейских народов. Общим местом у всех политических сил, исповедующих антироссийскую идеологию, является страх Русского Мира. Заявления против Русского Мира достаточно четко маркируют именно политическую составляющую организаций. Не обошло это стороной и БАПЦ, которая задается вопросом: «Может ли государственный империализм и такой же церковный “русский мир” иметь нечто общее с Христовым учением?». Ответ на этот вопрос, исходя из общего содержания послания, у сторонников БАПЦ подразумевается однозначный.

Помимо того, лжеархиепископ не только пересказывает, но и дополняет Христа. Так, Святослав (Логин) указывает, что Сын Божий объявил, «что все люди, как и все народы – равны перед Богом и являются братьями». Далее епископ говорит, что БАПЦ молится за то, чтобы белорусский народ был вольным «и чтобы независимая Белоруссия была на равных с другими государствами». Христос говорил о народах, но говорил ли он о равенстве государств? Или это личные дополнения христианского учения иерархом БАПЦ?

В рождественском послании 2016 года присутствует удревнение этнической истории. В нём сказано, что белорусский народ присоединился к христианству тысячу лет назад [6], при том, что, по мнению белорусских ученых, белорусский этнос сформировался в XVI веке. Традиционно не обошлось без антироссийских выпадов, что ещё раз подтверждает политическую ангажированность БАПЦ. Эти выпады связаны с продолжающимся в 2016 году украинским кризисом. Так, в послании автокефалистский архиепископ задается вопросам, «можно ли называть народ Христианским, когда он руководствуется не Божьими заповедями, а наказами своего земного царька, не имея любви к другим народам, нагло захватывает их территории, при этом пользуясь Христовой верой?». Однобокий взгляд на украинский конфликт характерен для белорусской автокефалии, которая молится не только за всех белорусов, но еще и за тех, кто «теперь помогает братьям-украинцам защищать свое государство от восточного агрессора». Как обычно бывает в идеологически направленных политических текстах об истории, собственное прошлое идеализируется. В частности, в послании сказано, что «наши предки, придерживаясь Божьих законов, брали оружие в руки не для нападения на других, а для обороны своего народа и государства». На самом деле Великое княжество Литовское, которое навязывается как белорусское государство, далеко не всегда оборонялось. Оно, как и любое стандартное средневековое государство, занималось территориальными захватами и нападением на соседей. Для примера можно вспомнить несколько походов великого князя литовского Ольгерда на Москву, с которой он боролся за главенствующую роль в сборе русских земель.

В своем рождественском послании 2017 года архиепископ БАПЦ Святослав вернулся к классическому наполнению ‒ политическим, создающим алармистские настроения, антироссийским (без упоминания собственно России или русских) заявлениям: «Сейчас также ощущаем опасность государственности Белоруссии от безбожного восточного соседа, поэтому особенно за борцов за ее свободу и независимость молится Белорусская Церковь, также ‒ за всех белорусов, которые живут в Отечестве и в Зарубежье, прося у Господа мира своим соотечественникам в новом 2017 году, чтобы хранил наше Отечество от нашествия чужаков». Также в послании упоминалось про «времена оккупации западными и восточными соседями». Не обошлось и без удревнения этнической истории белорусов. В послании 2017 года, как и в предыдущем послании, утверждается, что белорусский народ «присоединился к Христианству более тысячи лет назад» [7], то есть до момента своего зарождения.

В рождественском послании архиепископа БАПЦ в 2018 году политика почти не звучит. Сделано заявление, что «если бы все, кто празднует Рождество Христово, еще бы и жили по заветам Божьим, то в мире было бы гораздо меньше зла и лжи, и гораздо больше уважения и любви». Тем не менее, послание содержит пожелание, чтобы белорусский народ строил свою национальную жизнь на фундаменте христианства [8]. Упоминание национальной жизни все же политизирует текст рождественского обращения, ведь нация уже сама по себе является категорией политической.

В 2019 году традиция в основном политического наполнения посланий на Рождество возобновилась [9]. В обращении лжеархиепископа сказано, что всю свою жизнь христианин должен бороться со злом. Далее приведен пример такой борьбы: «Например, мы должны бороться с захватчиками нашей страны, потому что цель такой борьбы – мир. Можно и подчиниться врагу и иметь мир, но настоящий ли мир в неволе, потому что неволя всегда уничтожала наш народ. Нам нужен мир в своем независимом государстве, где бы могли развивать свою национальную и духовную жизнь, на родном языке и в своих традициях славить Бога, потому что чужая Церковь не будет искренне молиться за государство Белоруссию и Белорусский народ, вести его к утверждению в вечности. Поэтому мы не должны предавать Бога и свое Отечество». В послании продолжает формироваться связка религия-политика. Церковь, существующая на этих землях с появления христианства на Руси, обозначена как чужая.

Рождественское послание 2020 года не упоминало «восточного соседа», но, как обычно, политизировало веру. Архиепископ БАПЦ писал, что «не видя Господа, вера человека в Бога проявляется в любви к близким, которых видим ежедневно, и доказывается делами». Примером для этой фразы служат «славные предки, которые защищали Родину, среди них – и белорусские повстанцы, что отдавали жизнь за свой подневольный народ, так и наши современники – борцы, которые теперь страдают в неволе. Они все – праведники, которые получат уважение людей на земле и награду от Господа на небесах». Белорусские повстанцы, о которых идёт речь, никогда в реальности не существовали. Архиепископ БАПЦ имеет в виду участников нескольких антироссийских польских восстаний, пытавшихся возродить польское государство. В начале ХХ века белорусские националисты сформировали миф о белорусских повстанцах для создания собственного пантеона национальных героев. Заканчивается послание также политическими заявлениями: «Пусть наша вера в Господа Иисуса Христа укрепляет нас в борьбе за правду и в любви к своему народу, особенно во время современных испытаний и угроз дальнейшего существования Белорусской нации и ее государственности» [10].

В августе 2020 года в Белоруссии прошли очередные президентские выборы. Они породили массовые протесты. Ситуация после них изменилась. Это отразилось и на следующих рождественских посланиях белорусского Святослава (Логина).

[1] Каляднае архіпастырскае пасланьне [2014].

[2] Впервые термин «белорус» («Leuсorussus») зафиксирован в 1586 г., его использовал в письме для обозначения своего происхождения Соломон Рысинский.

[3] Каляднае архіпастырскае пасланьне [2014].

[4] Имеются в виду следующие выступления поляков: восстание Т. Костюшко (1794 г.), польское восстание 1830 – 1831 годов и польское восстание 1863 – 1864 годов.

[5] Каляднае архіпастырскае пасланьне [2015].

[6] Каляднае архіпастырскае пасланьне [2016].

[7] Каляднае архіпастырскае пасланьне [2017].

[8] Архіпастырскае каляднае пасланьне [2018].

[9] Архіпастырскае каляднае пасланьне [2019].

[10] Архіпастырскае каляднае пасланьне [2020].

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации