В настоящее время в г. Лиде Гродненской области имеется восемь православных храмов. Подавляющее большинство их них построено в 1990-х – 2000-х гг. в тех местах, где раньше не было церквей. Исключение составляют два храма: церковь святого великомученика Георгия Победоносца (перестроенная из кладбищенской часовни 1875 года постройки) и Архистратиго-Михайловский кафедральный собор, воздвигнутый в 1863 г.[1].
При этом в современной исторической литературе мы находим сведения, что Архистратиго-Михайловский собор в прошлом был костелом римо-католического монастыря пиаров[2]. Также в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь указывается, что современная Свято-Михайловская церковь «строилась как костел при монастыре пиаров. В 1842 г. костел горел, в 1863 г. перестроен под православную церковь»[3].
Создается впечатление, что Православие на лидчине стало появляться лишь с 60-х гг. XIX ст. Однако, если мы глубже заглянем в историю этого города, то увидим совсем иную картину и нам откроются факты, о которых сегодня мало кто знает.
Лида в прошлом была столицей удельного княжества. С древнейших времен там существовало мощное укрепление[4]. Великий князь Литовский Гедимин в 1320–1330-х гг. построил в Лиде замок из бутового камня и кирпича (см. рис. 1), сохранившийся до наших дней[5] (см. рис. 2).
Жители Лиды исповедовали православную веpy и не могли оставаться без дома Божия, поэтому Гедимин, построив каменный замок в городе, воздвиг в нем и православную церковь в имя святого великомученика Георгия Победоносца[6]. Храм был устроен в одной из башен замка. Остатки замковой церкви и ее отделки были обнаружены в наше время при проведении археологических раскопок[7]. В 1553 г. храм из замка был перенесен и устроен на территории города[8].
Помимо этой церкви в Лиде существовали еще другие православные храмы: Свято-Никольский, Всесвятого Спаса (Преображения Господня), Пречистенский и святого Архистратига Михаила[9].
Свято-Никольская церковь стояла посреди города на самом рынке. В эту церковь около 1435 г. была перенесена утварь замкового храма святого великомученика Георгия, поскольку в замке в это время проживал потомок татарского хана Тохтамыша Девлетт Хаджи-Гирей, который был лидским старостой[10]. В 1533 г. Свято-Никольская церковь была перестроена с разрешения Сигизмунда II Августа, который был правителем Великого княжества Литовского еще при жизни отца своего короля Сигизмунда I (Старого) (1506–1548), и освящена жившим в г. Вильно митрополитом Киевским Иосифом III (1522–1534)[11].
Церковь Преображения Господня существовала на предместье вблизи замка, Пречистенская – на Заречье, а храм святого Архистратига Михаила стоял в том месте, где в 1863 г. был построен Архистратиго-Михайловский собор[12].
Православие было религией большинства населения в Великом княжестве Литовском до династической унии 1386 г.[13]. О том, как вера православная распространялась в крае, указывает клирик Виленского кафедрального собора священник Антоний Пщолко в своей речи по случаю освящения храма в Щучине в 1865 г. «Водворенное на Руси святым Владимиром православное христианство, – говорил он, – распространялось здесь, как и по всей Литве, путем кроткого убеждения, без всяких внешних крутых мер, без насилия и фанатизма. Небольшое число природных литовцев, живя между православно-русскими племенами, заимствовало от них и веру и язык и обычаи и нравы, и объединялось с ними общественной и гражданской жизнью. Предки многих из проживавших и проживающих еще в этом уезде княжеских и дворянских фамилий, принадлежащих к древним русским и литовским родам, …были прежде православными. Таковы князья Хребтовичи, Мосальские, Вишневецкие, Друцкие-Любецкие и другие и знаменитейшие роды Потоцких, Скуминов-Тышкевичей, Сапегов, Росодовских, Юндзиловичей, Шимковичей, Ольшевских, Жижемских, Оранских, Быховцев, Мокрецких и проч. О простом земледельческом народе и говорить нечего. За весьма малым исключением косневших в язычестве природных литовцев, весь здешний народ был прежде исключительно православный и русский»[14].
После заключения Кревской унии в 1386 г. великий князь Ягайло объявил римское католичество господствующей верой. В 1389 г. он дал самые строгие повеления (мандаты) всем тиунам и наместникам княжества, чтобы они, под опасением смертной казни, оказывали честь и всякое содействие польскому бискупу, посланному с латинскими ксендзами для крещения литовцев и построения костелов, где только «полюбится ему». Правда в этих повелениях говорится только об обращении в христианство язычников, но католическое духовенство причисляло к ним и православных[15]. Известный деятель по воссоединению униатов с Православной Церковью митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко) говорил об этом так: «Господствующее здесь (в ВКЛ – П. Г.) римское духовенство, действуя за одно с правительственными видами Польши, овладев умом нового своего совращенца Ягайлы и многих из его преемников, устремило свои усилия на порабощение и Церкви русской… Напрасно русские защищались именем христиан: их крестили в латинство наравне с литовскими язычниками, так что один из римских первосвященников вынужденным нашелся воспретить польским епископам сие святотатство»[16].
Для оправдания своей неуместной прозелитической деятельности в отношении православных представители латинства прибегали к разного рода натяжкам, пытаясь приравнять православных к язычникам и даже еретикам. Вот, например, как охарактеризовал положение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском католический кардинал Пьер д’ Альи (1351–1420): «Русины первыми занесли христианство в Литву около первой половины XI ст., но после эти христиане, заразившись неправым учением манихейства, в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что тяжело было сказать, что преобладало в этой смеси – христианство, которое вобрало в себя языческие начала, или язычество, которое поглотило христианское вероучение. Невежество духовенства, отделение его от сношений с церковью (католической – П. Г.), падение Киевского княжества в такой степени испортили… восточное христианство, что некоторые считают их скорей язычниками, чем христианами. Священники не рукополагались епископами, а сообщали свою должность детям по наследству, беглые с Руси монахи женились на их дочерях, сами принимали манихейство и помогали его расширению. Деревенский люд посещал церкви, когда такие были поблизости, и принимал святое крещение, большая же часть населения держалась старого язычества, или, смешав обе религии, сразу чествовали идолов и признавали правдивого Бога. Князья и бояре уже с XIII ст. приняли обычаи, язык и веру русинскую, однако пользовались обучением подобных священников… и верили в множество старых суеверий»[17].
С такой характеристикой трудно согласиться. Известно, что с приходом Православия на земли Белой Руси в 992 г. в народных массах произошли глубокие внутренние процессы духовного возрождения. Недавние грубые язычники под влиянием учения Православной Церкви становились благочестивыми христианами: среди них значительно вырос уровень нравственности. В сознании народа стали вырабатываться новые представления о жизни, новые высокие идеи, новые глубокие понятия. Появилось немало и тех, кто сумел подняться на высокую ступень нравственного совершенства[18].
Так на белорусско-литовских землях в период XII–XIV вв. просиял святостью целый сонм святых угодников Божиих. История сохранила их имена. Это: преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая (XII в.), преподобный Мартин Туровский (XII в.), благоверный князь Борис Туровский (XII в.), святители Кирилл и Лаврентий Туровские (XII в.), святители Мина, Дионисий и Симеон Полоцкие (XII-XIII вв.), преподобный Елисей Лавришевский (XIII в.), святая Харитина, княжна Литовская (XIII в.), мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские (XIV в.)[19].
Православные храмы в Беларуси и Литве строились в большом количестве. Князья, бояре и народ любили созидать их и на это не жалели средств и труда. Например, в Турове к концу XVI ст. было до 80 церквей, в Вильне в первой половине XVI ст. существовало до 20 церквей, в Гродно к 1185 г. было построено много каменных церквей. Жители Великого княжества Литовского любили свои храмы и массово их посещали во время богослужений[20].
В древности в Беларуси и Литве существовало много монастырей. Вот некоторые из них: Гродненский Борисо-Глебский (XII в.), Полоцкий Спасский (XII в.), Мариин мужской монастырь близ Полоцка (1150), Предтеченский мужской монастырь на р. Двине (XIV в.), Борисо-Глебский над ручьем Бельчица, основанный Полоцким князем Борисом (1190), Петровский в верхнем Полоцком замке (1235), Николаевский на реке Лучне близ Полоцка (XIII в.), Лавришевский под Новогрудком (1262), Виленский Свято-Троицкий (1330), Свято-Успенский в 8 верстах от г. Мстиславля на берегу реки Ослянки (1380), Онуфриевский при реке Непоте в 15 верстах от Мстиславля (XIV в.), Рождества Христова в г. Троках (1384), Добейский близ Витебска (1406). В этих монастырях, мужских и женских, было благочестие и подвижничество, которое благотворно влияло на народные массы. Народ это понимал, любил их, массово приходил туда на богослужения и для получения наставлений в духовной жизни. Большинством историков признано, что православные монастыри на Руси были яркими светочами христианского учения, наставниками благочестия и рассадниками просвещения и грамотности[21].
Помимо этого нельзя обойти молчанием такой важный исторический факт в церковной жизни Великого княжества Литовского как перенос кафедры митрополитов Киевских и всея Руси в г. Новогрудок и образование Литовской митрополии в 1317 (по другим сведениям в 1316) г.[22].
Обвинение в ереси манихейства православных жителей Великого княжества Литовского на наш взгляд не имеет под собой оснований. По всей видимости, это какое-то недоразумение, основанное может быть на том, что православные не признают римского папу главой Церкви (по учению манихеев главой Церкви считается Манес – основатель манихейства)[23].
Руководствуясь подобными принципами латинское духовенство, а вместе с ним как пришлая из Польши, так и местная полонизированная белорусская шляхта, старались подавить все православное в княжестве Литовском. Особенно много усилий было направлено для уничтожения православных храмов и русских школ. Но для лучшего достижения этой цели была придумана церковная уния, заключенная в 1596 г., которая послужила для латинства орудием для истребления Православия[24]. В инструкции Ватикана Руини – папскому нунцию в Польше, датированной 1612 г., указывалось: «…главной вашей обязанностью является содействие униатам во всех делах, так как уния сильно интересует папу, который надеется, что с распространением ее и остальные схизматики объединятся с Римской церковью»[25].
Исследователь истории Беларуси архиепископ Афанасий (Мартос) указывает, что уния «развивалась и укреплялась исключительно при помощи насилия над православными. О мирной словесной или литературной миссионерской деятельности униатских проповедников не приходится говорить, потому что таковой не было. Зато велась борьба униатов с православными, причем борьба жестокая и упорная, продолжавшаяся около двухсот лет. Самыми могущественными помощниками униатов были польские короли, их чиновники разных рангов и польско-католическая шляхта… При насаждении унии применялись жестокие пытки, побои и даже убийства. На страданиях православных за свою веру создавалась в Беларуси униатская церковь, которая по своей догматической сущности была филиалом Римско-католической церкви, только в греко-восточной обрядовой форме»[26].
После Брестской унии 1596 г. подписавшие ее униатские епископы постарались перевести в унию свои епархии. Они отнимали у православных монастыри, храмы и церковное имущество и отдавали во владение униатам[27]. Такая же судьба постигла и лидские храмы. Дореволюционный исследователь истории Лиды М. Шимелевич указывает, что «церкви эти в печальные годы церковной унии были разрушены или захвачены униатами»[28].
Тем не менее, православные жители г. Лиды предпринимали попытки отстоять свое право исповедовать православную веру. Известен факт, что церковь Всесвятого Спаса (Преображения Господня), захваченная униатами, была возвращена православным в 1633 г. (по другим сведениям в 1650 г.) королевским указом в числе 19 других церквей и монастырей Великого княжества Литовского[29].
Сложно сказать, насколько долго православным удавалось удерживать свои позиции, но известно, что ими в 1658 г. была направлена в Москву жалоба на униатов, где указывалось, что последние забрали все православные храмы в Волковыске, Гродно, Новогрудке, Слониме и Лиде[30]. Следствием гонений на Православие явилось то, что сегодня в Лиде от древних православных храмов ничего не сохранилось, за исключением вышеупомянутого храма в Лидском замке, и значительно уменьшилось число православных христиан. Если при великом князе Литовском и короле Польском Казимире IV Ягеллончике (1440–1492) в Лиде насчитывалось 15 000 христиан[31] (подавляющее большинство из них было православными, так как католичество после Кревской унии не смогло быстро распространиться в крае), то в самом конце XIX в. в Лиде проживало всего 915 православных христиан и действовала одна православная церковь[32].
История двух храмов, Свято-Никольского и Архистратиго-Михайловского, связана с историей католического монашеского ордена пиаров, которые прибыли в Лиду во второй половине XVIII ст. Причиной появления этого ордена в Лиде послужило следующее обстоятельство.
На 1720–1730 гг. пришелся расцвет деятельности пиаров, когда была открыта особая Литовская провинция ордена, свыше десятка коллегиумов, а также начато дело по организации в Вильно собственной академии с правами университета. Однако подобная активность вызвала недовольство со стороны ордена иезуитов, которые в лице пиаров видели соперников на поприще педагогической деятельности. Иезуиты пользовались большим влиянием в среде местной правящей элиты и благодаря этому смогли вовлечь пиаров в ряд судебных разбирательств. Следствием этого стало издание в 1738 г. асессорским судом в Бресте декрета, где указывалось на незаконность действий пиаров на территории Великого княжества Литовского. В нем говорилось, что школы пиаров в Вильно, Болотне (современное Вороново) и Гераненах (в Ошмянском повете) были открыты без учета привилеев Виленской иезуитской академии, данных той сеймом Речи Посполитой, а потому должны быть ликвидированы. Орден пиаров пробовал подать апелляцию в Ватикан, однако папа римский Климент XII приказал пиарам согласиться с постановлением суда – иначе на все их монастыри в Великом княжестве будет наложен интердикт, а светские власти получат право арестовать школьное начальство и учителей. Пиары были вынуждены признать победу иезуитов, и в 1740 г. три вышеуказанные школы прекратили свою деятельность[33].
Однако внук инициатора открытия пиарской школы в Вороново староста лидский и подстолий литовский Игнатий Сципион дель Кампа сумел добиться разрешения от виленского католического епископа Михаила (Зеньковича) на открытие в 1756 г. вместо нее нового пиарского коллегиума в Лиде. При этом коллегиум сохранил фундуши Вороновской школы (50 тысяч злотых с доходов фольварка Лопачизно и деревни Вильконцы) и кроме этого получил новые (юридика в Лиде с водяной мельницей, фольварок Поставщизна). Представители местной шляхты также оказали помощь новоприбывшим представителям ордена пиаров: Стацевичи выделили 30 тысяч злотых на обучение в Лиде юношей из их рода, а Томаш Мидгала передал пиарам с этой же целью еще 12 тысяч злотых[34]. При такой поддержке пиары прочно утвердили в Лиде свою школу, которая действовала в пользу латинской веры и польской культуры[35].
В XVIII ст. лучшая церковь в Лиде – Свято-Никольская, к тому времени униатская, паном Подстолием и лидским старостой Игнатием Сципионом со всем имуществом и фундушом была отдана пиарскому католическому монастырю[36]. Возникает вопрос, зачем это нужно было делать, ведь униатская община остается без храма, притом лучшего в городе. Ответ на этот вопрос мы можем найти у малоизвестного дореволюционного исследователя белорусской церковной истории XVII–XVIII вв. священника Климента Смольского. Он говорит: «Время, когда упразднялись <…> [униатские] церкви и приходы, было временем сильнейшей римской пропаганды, заботившейся всемерно о том, чтобы униатов совратить в латинство. Униаты же того времени, далеко не были еще расположены разделять мнения пропагандистов римских: они живо помнили еще то время, когда витал здесь Дух Православия. В их униатской церкви существовали обычаи и обряды, несравненно более подходящие к обычаям и обрядам восточной Церкви, чем западной. Все их мысли и чувства еще направлялись к востоку. Неприятно было таковое воззрение униатов для римских пропагандистов, которые поставили себе задачей искоренять восточные обычаи и обряды в униатской церкви»[37].
В результате древняя Свято-Никольская церковь, переданная пиарскому монастырю, до наших дней не сохранилась, а информацию о ее местонахождении можно найти лишь в специальной исторической литературе[38].
В 1797 г. Лиду проездом посетил Российский император Павел I. Он обратил внимание на плохое состояние пиарского монастыря и выделил из казны крупную по тем временам сумму – пять тысяч рублей серебром на постройку нового каменного костела и развитие школы[39]. В итоге в 1797–1825 гг. был построен каменный Иосифовский костел[40].
К слову сказать, пиары ненадолго сохранили благодарную память русскому правительству за выделение средств – уже в 1812 г., при вторжении французских войск на территорию Беларуси, они открыто стали на сторону врагов России. Так пиары поддерживали французов и помогали им в пропитании армии и лечении больных и раненых. Учитель пиарской школы Колосантий Говловский даже выступил с одой на торжественном собрании в лидском костеле св. Иосифа 15 августа 1812 г. по случаю дня рождения Наполеона[41].
Церковь святого Архистратига Михаила существовала в Лиде с давних времен[42]. Точное время ее постройки установить не удалось, но известно, что во второй половине XIX ст. имелись в наличии копии метрических книг этой церкви начиная с 1786 г.[43]. Архистратиго-Михайловская церковь находилась вблизи пиарского монастыря и, по всей видимости, мешала его расширению, поэтому в 1818 г. была разрушена[44]. Вероятно, Иосифовский костел был построен рядом с Архистратиго-Михайловской церковью [45].
Но пиарский монастырь не просуществовал в Лиде и столетия. 23 августа 1842 г. в городе произошел пожар, который начался из-за перегрева печи в частной бане. Не помогла и пожарная команда. Иосифовский костел и пиарский коллегиум (с библиотекой в две тысячи томов) сгорели практически дотла[46].
В апреле 1843 г. было принято решение передать обгоревшие остатки пиарского монастыря Православной Церкви[47]. С этого времени началось дело возрождения церкви святого Архистратига Михаила в Лиде. Переписка о постройке храма длилась около двадцати лет[48], а первые строительные работы начались лишь в 1860 г.[49].
Наконец в 1863 г. была построена благолепная каменная церковь в византийском стиле[50] на средства, выделенные царским правительством[51] (см. рис. 3). По отзыву современников «новая православная церковь… с большим зеленым куполом – первое по великолепию здание в Лиде и составляет лучшее украшение города»[52] (см. рис. 4).
По поручению митрополита Литовского Иосифа (Семашко) храм был освящен 18 августа (по ст. ст.) 1863 г. в честь святого Архистратига Михаила викарием Литовской епархии епископом Ковенским Александром (Добрыниным) в сослужении десяти священников. После освящения была совершена Божественная литургия и благодарственный молебен[53]. Новый храм получил статус соборного[54].
Важно отметить, что Архистратиго-Михайловская соборная церковь была построена из развалин бывшего пиарского костела, который после пожара оставался долгое время в совершенном разрушении[55]. Согласно клировым ведомостям Михайло-Архангельской соборной церкви в г. Лиде «церковь сия построена в 1863 г. из обгоревшего пиарского монастыря…»[56]. К зданию храма было пристроено «двухэтажное каменное здание, построенное для настоятеля и псаломщика в 1863 г. из обгоревших построек попиарского монастыря на средства из казны, в одной связи с церковью…»[57] (см. рис. 5).
При этом новопостроенный Архистратиго-Михайловский собор с пристроенным церковным зданием и прилегающим земельным участком расположился не на всей территории сгоревшего пиарского монастыря, а лишь на той его части, где находился костел и, по всей видимости, старая церковь святого Архистратига Михаила, разрушенная в 1818 г.[58].
Подтверждением этому служит факт, что оставшаяся нетронутой часть сгоревшего пиарского монастыря находилась по соседству с Архистратиго-Михайловским собором еще как минимум четверть века – упоминание о ней имеется в документе, составленном в 1889 г. Так гражданский инженер Прозоров, производивший 11 апреля 1889 г. осмотр соборного дома, прилегающего к Архистратиго-Михайловскому собору, для определения его состояния выявил следующее: «…во 2-ой этаж ведет лишь одна деревянная лестница, что представляет большую опасность для живущих в случае возникновения пожара… Несгораемая лестница тем более необходима, что вблизи дома находится много еврейских заводов, следовательно, возникновение пожара крайне легко… Кирпич, необходимый для постройки несгораемой лестницы, можно добыть из разломки развалин пиарского монастыря, так как часть стены этого здания, особенно с западной стороны, кроме того, что обезображивает вид собора, но находясь без всякого соединения, примыкая только одною стороной, с севера, к стене здания и, подвергаясь постоянно воздушным переменам, легко может рушиться и повредить не только церковную ограду, но и самое здание церкви. В виду такой опасности означенная стена должна быть непременно сломана»[59].
Казалось бы принадлежность православным новопостроенной Архистратиго-Михайловской соборной церкви не должна вызывать никаких сомнений и не будет кем-либо оспариваться. В пользу этого говорит то, что: 1) храм строился на деньги, выделенные царским правительством; 2) пиарский монастырь сгорел, а при строительстве собора были использованы лишь его обгоревшие остатки, или вернее часть его обгоревших остатков; 3) использование при строительстве соборной церкви обгоревших кирпичей, принадлежавших некогда пиарскому монастырю, вполне могло быть компенсировано суммой в 5000 рублей серебром, выделенной в свое время пиарам императором Павлом I, а также фактом утраты православными Лиды двух своих храмов – Свято-Никольского (с имуществом и фундушом) и святого Архистратига Михаила – не без участия ордена пиаров.
Однако, как ни странно, в начале ХХ ст. принадлежность православным Архистратиго-Михайловского собора была оспорена и стала причиной межрелигиозного противостояния. В 1919 г., когда в Лиду вошли польские войска, собор был захвачен римо-католиками. Вот как об этом говорится в Журнале заседаний Литовского Епархиального совета № 16 от 22–24 апреля (5–7 мая) 1919 г.: «Слушали: Отношение Его Преосвященства от 17 апреля, в коем сообщается о захвате римо-католиками Лидского православного собора. Захват совершен насильственно во время богослужения, которое едва возможно было прот[оиерею] Кояловичу закончить, иконостас был сломан и иконы выброшены на улицу. Его Преосвященство, сообщая о сем, предлагает совету заготовить от его имени письменное обращение к совести архипастырской местного римо-католического епископа, не признает ли он для себя долгом своим авторитетным словом удержать своих пасомых от подобных насильственных захватов»[60]. Кроме того, престарелому настоятелю собора протоиерею Иосифу Кояловичу (см. рис. 6), который был братом известного историка, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Михаила Осиповича Кояловича (1828–1891), отрезали бороду, подожгли и бросили в окно.
На следующий день протоиерей Иосиф со следами побоев был обнаружен мертвым в церковном доме. В начале 1920 г. польскими властями Архистратиго-Михайловский собор был передан католическому ордену пиаров и стал именоваться Иосифовским костелом[61] (см. рис. 7).
В 1958 г., в разгар антирелигиозной кампании, костел был отобран государством у римо-католиков и впоследствии приспособлен под планетарий[62].
После 1988 г., когда храмы стали возвращать Церкви, православные верующие начали обращаться в исполнительные органы власти с просьбой о возвращении здания Архистратиго-Михайловского собора Православной Церкви. Одновременно право на здание Архистратиго-Михайловского собора стали энергично отстаивать римо-католики, требуя передать здание им, отчего в г. Лиде снова начала создаваться сложная межконфессиональная ситуация. Должен принести свои извинения, но вынуждаюсь прибегнуть к обширному цитированию и привести объемную выдержку из рапорта Управляющего Новогрудской епархией епископа Новогрудского и Лидского Константина (Горянова) от 5 октября 1992 г., поскольку в нем очень ярко и наглядно отображена эта непростая ситуация. «В настоящее время, – писал епископ Константин, – стотысячная Лида разделена на две равные по численности общины – православную и римо-католическую. Последние владеют двумя вместительными костелами, а православные – одной кладбищенской часовней (имелся в виду маленький деревянный храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца на городском кладбище 1875 года постройки – П. Г.). Народ в этой часовне не помещается, часть стоит в погоду и в непогоду во дворе, а в самой часовне пожилые женщины теряют сознание и падают из-за нехватки воздуха. Православные в течение многих лет постоянно обращались во все возможные инстанции с просьбой о передаче им Св.-Михайловского собора, занятого под планетарий. Раньше этому препятствовало государство, которое возвело атеизм в ранг государственной политики. Теперь городские власти не возражают против передачи, поскольку планетарий нерентабелен.
По этому поводу я три раза встречался с председателем Лидского горисполкома… Препятствие, однако, возникло со стороны римо-католиков, подстрекаемых местным ксендзом Станиславом Роеком[63]. В случае передачи храма православным они угрожают поджогом его и организацией массовых городских беспорядков. Чтобы мирно решить этот вопрос… [председатель горисполкома] организовал в здании Лидского горисполкома встречу заинтересованных сторон, которая состоялась 17 сентября с.г. в 14 часов. Во время встречи я обратился с просьбой к епископу Александру (Кашкевичу)[64] не препятствовать возвращению православным их храма, учитывая все вышеупомянутые обстоятельства.
Тем временем перед зданием нарастала толпа фанатично настроенных ксендзом Роеком католиков. Ранее была предварительная договоренность, чтобы этого не делалось… [председатель горисполкома] настойчиво предложил ксендзу выйти к ним и предложить разойтись. Но ксендз сделать это отказался. Предугадывая возможность подобного поворота событий, православные священники, во избежание столкновений, не стали объявлять своей общине о встрече, что дало возможность избежать беспорядков.
Во время встречи епископ Александр преимущественно молчал и вежливо улыбался, предоставив ксендзам Антонию и Станиславу вести переговоры со мной. Основными контраргументами ксендзов было то, что Св.-Михайловский собор построен на месте сгоревшего монастыря пиаров, что, по их мнению, дает право католикам требовать его в качестве уже третьего костела. Когда ксендз Роек заявил в присутствии своего епископа, что [заставить] о[т]казаться от претензий на Св.-Михайловский собор его сможет только римский папа, никакой реакции со стороны епископа не последовало. На этом диалог закончился, и мы вместе отправились из горисполкома на обед, на который нас пригласил…[председатель горисполкома]. По выходе нас окружила толпа католиков, которые стали меня оскорблять, дергать за одежды, а рядом спокойно шли епископ Александр и его ксендзы… [Председатель горисполкома] начал расталкивать толпу, потом попросил католического епископа и ксендзов принять меры к успокоению прихожан, что те и начали тогда делать. Так я добрался до своей машины, по которой возбужденные католики лупили зонтиками. После обеда повторилось примерно то же самое. А мне вспомнилось, с какими почестями наши православные встречали польского кардинала Глемпа…»[65].
Интересно отметить, что настаивая на передаче собора римо-католикам, ксендз Станислав Роек приводил следующие аргументы. Вот как их передает биограф ксендза И. Стасевич-Ясюкова: «Начиная от перевода пиаров в 1756 г. из Вороново в Лиду, и заканчивая настоящим временем, кс. Станислав Роек посчитал, что монастырь был собственностью католиков в 1756–1845 гг., а также в 1919–1958, или – 128 лет; а во владении православных – с 1863 по 1919 г., или – 46 лет. Кроме того, пиары отремонтировали здания, уничтоженные во время Второй мировой войны. Все эти подсчеты – по мысли кс. Роека – доказывают правовую принадлежность костела… и монастыря отцам пиарам»[66].
В подсчетах ксендза Станислава обращают на себя внимание некоторые несостыковки: 1) вести подсчет с 1756 г. не совсем правильно, так как пиары в 1756 г. только прибыли в Лиду и пиарского монастыря еще не существовало. Логичнее было бы вести подсчет с 1797 г. – года начала строительства костела, ведь спор разгорелся по поводу передачи храма, а не построек. 2) Пиары владели монастырем не до 1845 г., а до 1843, когда его развалины были переданы православным. 3) Период с 1863 по 1919 г. охватывает 56 лет, а не 46, как было заявлено. 4) Необходимо учесть период существования на том месте церкви святого Архистратига Михаила, а это, если брать хотя бы по минимуму, 32 года (с 1786 по 1818 г.). Таким образом получается, что костел во владении католиков находился 85 лет, а храмами на месте пиарского монастыря православные владели как минимум 108 лет. Хотя, конечно же, эти подсчеты носят весьма условный характер.
По милости Божией в 1996 г. государство приняло справедливое решение – возвратить Архистратиго-Михайловский собор Православной Церкви[67]. В настоящее время это действующий Архистратиго-Михайловский кафедральный собор г. Лиды Лидской епархии Белорусской Православной Церкви (см. рис. 8).
Подводя итог сказанному, можно отметить, что с конца Х в. Православие приходит на смену язычеству и становится вероисповеданием большинства населения в Великом княжестве Литовском. Первый христианский храм, построенный в Лиде, был православным. Подавляющее большинство жителей Лиды исповедует православную веру, в городе строится несколько церквей.
После заключения Кревской унии в 1386 г., когда католичество было объявлено господствующим вероисповеданием, межконфессиональная ситуация в крае стала ухудшаться. После заключения Брестской церковной унии в 1596 г. конфессиональное противостояние достигло высшего предела, так как стала вестись открытая и упорная борьба с Православной Церковью. Следствием этого стало полное уничтожение православных храмов в Лиде и значительное сокращение православного населения (от нескольких тысяч в XV в. до 915 человек в конце XIX в). В итоге, уния стала главной причиной конфессионального противостояния, а также создала предпосылки для этого противостояния в ХХ в.
Воздвигнутый в Лиде в 1863 г. православный собор, казалось бы, должен был поставить точку в ушедшем в прошлое периоде гонений на Православную Церковь в Лиде в XVII–XIX вв., но он стал камнем преткновения для представителей римо-католической конфессии, которые, как мы видели, в ХХ в. дважды предпринимали попытку захвата этого храма.
И сегодня, когда нужно сохранять межконфессиональный мир, важно помнить, что он может быть приобретен не с помощью силы и обмана, а при помощи вдумчивого и трезвого взгляда в историю нашего Отечества, при осознании ошибок прошлого, при сохранении уважительного отношения к религиозным и культурным традициям белорусского народа.
Источники и литература:
- Акт обследования гражданским инженером Прозоровым от 11 дня апреля 1889 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
- Афанасий, (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни / архиепископ Афанасий (Мартос). – Минск: Белорусский Экзархат, 1990. – 300 с.
- Баравы, Р. Ліда // Вялікае княства Літоўскае: Энціклапедыя. Т. 2: Кадэцкі корпус–Яцкевіч / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. 2-е выд. – Мінск : БелЭн, 2007. – С. 196–197.
- Булгаков, С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей / С. В. Булгаков. – Москва: Изд. отдел Моск. Патриархата, 1993. – Т. 2. – 1774 с.
- Ведомость о церкви Свято-Михайловской соборной в Лиде за 1881 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
- Ведомость о церкви Михаило-Архангельской соборной в г. Лиде за 1895 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
- Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнастей Рэспублікі Беларусь / склад. В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк. – Мінск: БЕЛТА, 2009. – 684 с.: іл.
- Живописная Россия : Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Т. 3. Ч. 1 : Литовское полесье. Ч. 2 : Белорусское полесье. / Под общ. ред. П. П. Семенова. – Санкт-Петербург; Москва : [Типография] М. О. Вольфа, 1882. – 490, VI с. : ил., 23 л. ил.
- Иосиф, (Семашко), митрополит. Слова и Приветствия, сказанные при важнейших случаях служения / митрополит Иосиф (Семашко). – Санкт-Петербург : Политехнографическое Заведение Баумана, 1860. – VIII+111 с.
- Клировая ведомость Лидского Михайло-Архангельского собора за 1910 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
- Кулагін, А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыкл. даведнік / А. М. Кулагін; Маст. І. І. Бокі. – Мінск: БелЭн, 2001. – 328 с.: іл.
- Лаўрэш, Л. Грэка-каталіцкая (уніяцкая) Царква на Лідчыне / Леанiд Лаўрэш; пад. рэд. С. В. Марозавай. – Полацк: Грэка-каталіцкая парафія святамучаніка Язафата ў г. Полацку, 2012. – 128 с.
- Литовский государственный исторический архив. Ф.605. Оп.2. Д.2471. Л.36.
- Новогрудской епархии – 690. – Жировичи, 2007. – 240 с.
- Освящение храма в городе Лиде (Виленской губернии) // Литовские епархиальные ведомости. – 1863. – № 17. – С. 629–632.
- Освящение церкви в м. Щучине // Литовские епархиальные ведомости. – 1865. – № 23. – С. 927–937.
- Памяць: Ліда. Лідскі р-н: Гіст.-дак. хронікі гарадоў і р-наў Беларусі / Рэдкал.: В. Г. Баранаў і інш.; Маст. Э. Э. Жакевіч. – Мінск: Беларусь, 2004. – 556 с.: іл.
- Рапорт епископа Новогрудского и Лидского Константина от 5 октября 1992 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
- Самусік, А. Ф. Лідскі піярскі калегіум / А. Ф. Самусік // Ліда і Лідчына: да 685-годдзя з дня заснавання горада: матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф. (Ліда, 3 кастр. 2008 г.) / рэдкал.: Худык А. П. (гал. рэд.) [і інш.]. – Ліда, 2009. – С. 40–43.
- Слово, сказанное Его Преосвященством, Александром, епископом Ковенским, викарием Литовской епархии, 18 августа, по освящении вновь созданной в городе Лиде церкви // Литовские епархиальные ведомости. – 1863. – № 17. – С. 632–637.
- Смольский, К. С. О церквах в Слониме / [священник] К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1870. – № 22 (неофициальный отдел). – С. 943–950.
- Стасевіч-Ясюкова, І. Ксёндз Станіслаў Роек / ІрэнаСтасевіч-Ясюкова. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://pawet.net/library/history/city_district/data_people/priests/rojek/01/%D0%9A%D1%81%D1%91%D0%BD%D0%B4%D0%B7_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%96%D1%81%D0%BB%D0%B0%D1%9E_%D0%A0%D0%BE%D0%B5%D0%BA.html. – Дата доступа : 06.05.2021.
- Ткачоў, М. Трусаў, А. Лідскі замак // Вялікае княства Літоўскае: Энціклапедыя. Т. 2: Кадэцкі корпус–Яцкевіч / Рэдкал.: Г.П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. 2-е выд. – Мінск : БелЭн, 2007. – С. 197–198.
- Уния в документах: Сб. / сост. В.А. Теплова, З.И. Зуева. – Минск : Лучи Софии, 1997. – 520 с.
- Чантурия, Ю. В. Градостроительное искусство Беларуси второй половины XVI — первой пол. XIX в.: Средневековое наследие, ренессанс, барокко, классицизм / Ю. В. Чантурия. – Минск: Бел. наука, 2005. – 375 с.
- Черепица, В. Н. Подвижники Православия на Лидчине (XIX – середина XX в.) / В. Н. Черепица // Ліда і Лідчына: да 685-годдзя з дня заснавання горада: матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф. (Ліда, 3 кастр. 2008 г.) / рэдкал.: Худык А. П. (гал. рэд.) [і інш.]. – Ліда, 2009. – С. 14–18.
- Шимелевич, М. Город Лида и Лидский замок / М. Шимелевич // Виленский календарь на 1906 год. Вильно : Электротипография «Русский почин», 1906. – С. 37–54.
- Энциклопедический словарь. Т. 17а: Ледье–Лопарев / Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Санкт-Петербург : Типолитография И.А. Ефрона, 1896. – С. 483–960.
[1] Новогрудской епархии – 690. – Жировичи, 2007. – С. 44–55.
[2] См. напр.: Кулагін, А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыкл. даведнік / А. М. Кулагін; Маст. І. І. Бокі. – Мінск.: БелЭн, 2001. – С. 114.
[3] Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнастей Рэспублікі Беларусь / склад. В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк. – Мінск: БЕЛТА, 2009. – С. 386.
[4] Живописная Россия : Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Т. 3. Ч. 1 : Литовское полесье. Ч. 2 : Белорусское полесье. / Под общ. ред. П. П. Семенова. – Санкт-Петербург; Москва : [Типография] М. О. Вольфа, 1882. – С. 168–169.
[5] Освящение церкви в м. Щучине // Литовские епархиальные ведомости. – 1865. – № 23. – С. 928. Чантурия, Ю. В. Градостроительное искусство Беларуси второй пол. XVI — первой пол. XIX в.: Средневековое наследие, ренессанс, барокко, классицизм / Ю. В. Чантурия. – Минск.: Бел. наука, 2005. – С. 49. Ткачоў, М. Трусаў, А. Лідскі замак // Вялікае княства Літоўскае: Энціклапедыя. Т. 2: Кадэцкі корпус–Яцкевіч / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. 2-е выд. – Мінск : БелЭн, 2007. – С. 197–198.
[6] Освящение церкви в м. Щучине. – С. 928.
[7] Кулагін, А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі. С. 258.
[8] Шимелевич, М. Город Лида и Лидский замок / М. Шимелевич // Виленский календарь на 1906 год. Вильно : Электротипография «Русский почин», 1906. – С. 47.
[9] Освящение церкви в м. Щучине. С. 928–929. Баравы, Р. Ліда // Вялікае княства Літоўскае: Энціклапедыя. Т. 2: Кадэцкі корпус–Яцкевіч / Рэдкал.: Г.П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. 2-е выд. – Мінск : БелЭн, 2007. – С. 197.
[10] Освящение церкви в м. Щучине. С. 929. Шимелевич, М. Город Лида и Лидский замок. С. 42.
[11] Освящение церкви в м. Щучине. С. 929. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни / архиепископ Афанасий (Мартос). – Минск: Белорусский Экзархат, 1990. – С. 33, 64, 256.
[12] Освящение церкви в м. Щучине. С. 929. Баравы, Р. Ліда // Вялікае княства Літоўскае: Энціклапедыя. С. 197.
[13] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. С. 74.
[14] Освящение церкви в м. Щучине. С. 929–930.
[15]Освящение церкви в м. Щучине. С. 930-931.
[16] Иосиф (Семашко), митрополит. Слова и Приветствия, сказанные при важнейших случаях служения / митрополит Иосиф (Семашко). – Санкт-Петербург : Политехнографическое Заведение Баумана, 1860. – С. 6–7.
[17] Цит по: Лаўрэш, Л. Грэка-каталіцкая (уніяцкая) Царква на Лідчыне / Леанiд Лаўрэш; пад. рэд. С. В. Марозавай. – Полацк: Грэка-каталіцкая парафія святамучаніка Язафата ў г. Полацку, 2012. – С. 8.
[18] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. С. 70.
[19] Там же. С. 70–72.
[20] Там же. С. 74–75, 77.
[21] Там же. С. 75–83.
[22] Там же. С. 88, 108–110. Новогрудской епархии – 690. – С. 4.
[23] Булгаков, С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей / С.В. Булгаков. – Москва: Изд. отдел Моск. Патриархата, 1993. – Т. 2. – С. 1629.
[24] Освящение церкви в м. Щучине. С. 931.
[25] Уния в документах: Сб. / сост. В.А. Теплова, З.И. Зуева. – Минск : Лучи Софии, 1997. – С. 186.
[26] Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. С. 210.
[27] Там же. С. 177, 214.
[28] Шимелевич, М. Город Лида и Лидский замок. С. 47.
[29] Там же. Баравы, Р. Ліда // Вялікае княства Літоўскае: Энціклапедыя. С. 197.
[30] Памяць: Ліда. Лідскі р-н: Гіст.-дак. хронікі гарадоў і р-наў Беларусі / Рэдкал.: В. Г. Баранаў і інш.; Маст. Э. Э. Жакевіч. – Мінск.: Беларусь, 2004. – С. 71.
[31] Живописная Россия. С. 170.
[32] Лида // Энциклопедический словарь. Т. 17а: Ледье–Лопарев / Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Санкт-Петербург : Типолитография И.А. Ефрона, 1896. – С. 663.
[33] Самусік, А.Ф. Лідскі піярскі калегіум / А.Ф. Самусік // Ліда і Лідчына: да 685-годдзя з дня заснавання горада: матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф. (Ліда, 3 кастр. 2008 г.) / рэдкал.: Худык А.П. (гал. рэд.) [і інш.]. – Ліда, 2009. – С. 40.
[34] Там же. С. 40–41.
[35] Освящение церкви в м. Щучине. С. 932.
[36] Освящение церкви в м. Щучине. С. 931–932.
[37] Смольский, К. С. О церквах в Слониме / [Священник] К. Смольский // Литовские епархиальные ведомости. – 1870. – №22 (неофициальный отдел). – С. 948.
[38] См.: Чантурия, Ю.В. Градостроительное искусство Беларуси второй пол. XVI — первой пол. XIX в. С. 51.
[39] Самусік, А. Ф. Лідскі піярскі калегіум. С. 41.
[40] Кулагін, А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі. С. 114.
[41] Самусік, А. Ф. Лідскі піярскі калегіум. С. 42.
[42] Освящение церкви в м. Щучине. С. 928–929.
[43] Ведомость о церкви Свято-Михайловской соборной в Лиде за 1881 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
[44] Освящение церкви в м. Щучине С. 929.
[45] Там же. Освящение храма в городе Лиде (Виленской губернии) // Литовские епархиальные ведомости. – 1863. – №17. – С. 630.
[46] Памяць: Ліда. Лідскі р-н. С. 99.
[47] Там же.
[48] Слово, сказанное Его Преосвященством, Александром, епископом Ковенским, викарием Литовской епархии, 18 августа, по освящении вновь созданной в городе Лиде церкви // Литовские епархиальные ведомости. – 1863. – № 17. – С. 632.
[49] Освящение храма в городе Лиде. С. 630.
[50] Там же.
[51] Клировая ведомость Лидского Михайло-Архангельского собора за 1910 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
[52] Освящение храма в городе Лиде. С. 630.
[53] Освящение храма в городе Лиде. С. 630–631.
[54] Ведомость о церкви Свято-Михайловской соборной в Лиде за 1881 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
[55] Освящение храма в городе Лиде. С. 630.
[56] Ведомость о церкви Михаило-Архангельской соборной в г. Лиде за 1895 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
[57] Там же.
[58] Освящение храма в городе Лиде. С. 630. Освящение церкви в м. Щучине. С. 929.
[59] Акт обследования гражданским инженером Прозоровым от 11 дня апреля 1889 г. (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
[60] Литовский государственный исторический архив. Ф.605. Оп.2. Д.2471. Л.36.
[61] Черепица, В. Н. Подвижники Православия на Лидчине (XIX – середина XX в.) / В.Н. Черепица // Ліда і Лідчына: да 685-годдзя з дня заснавання горада: матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф. (Ліда, 3 кастр. 2008 г.) / рэдкал.: Худык А. П. (гал. рэд.) [і інш.]. – Ліда, 2009. – С. 15–16.
[62] Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі. С. 114. Стасевіч-Ясюкова, І. Ксёндз Станіслаў Роек / Ірэна Стасевіч-Ясюкова. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://pawet.net/library/history/city_district/data_people/priests/rojek/01/%D0%9A%D1%81%D1%91%D0%BD%D0%B4%D0%B7_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%96%D1%81%D0%BB%D0%B0%D1%9E_%D0%A0%D0%BE%D0%B5%D0%BA.html. – Дата доступа : 06.05.2021.
[63] Ксендз Станислав Роек (1908–1996), член ордена пиаров. В 1939–1944 гг. служил в Лиде в Иосифовском костеле. В 1951–1996 гг. настоятель лидского фарного костела.
[64] Александр Кашкевич – епископ Гродненской католической епархии.
[65] Рапорт епископа Новогрудского и Лидского Константина № 387 от 5 октября 1992 г. на имя митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси (Дело Архистратиго-Михайловского кафедрального собора г. Лиды) // Архив Лидского епархиального управления.
Юзеф Глемп (1929–2013) – польский кардинал, архиепископ Варшавы и примас Польши.
[66] Стасевіч-Ясюкова, І. Ксёндз Станіслаў Роек. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://pawet.net/library/history/city_district/data_people/priests/rojek/01/%D0%9A%D1%81%D1%91%D0%BD%D0%B4%D0%B7_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%96%D1%81%D0%BB%D0%B0%D1%9E_%D0%A0%D0%BE%D0%B5%D0%BA.html. – Дата доступа : 06.05.2021.
[67] Новогрудской епархии – 690. – С. 45.