В истории человечества было множество переломных моментов, которые на многие годы вперед определяли его дальнейшее развитие. Одним из них является Первая Мировая война, которая катком прокатилась по многим странам Европы, оставив за собой руины и миллионы жертв. Белорусские земли, которые на тот период времени являлась частью Российской империи (РИ), в полной мере ощутили на себе весь ужас военного времени, а события, разворачивавшиеся здесь в 1915 г., напрямую оказали влияние на всю последующую историю Белоруссии.
Убийство в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда 15 (по новому стилю – 28) июня 1914 г. сербом Гаврилом Принципом стало официальной причиной начала Первой Мировой войны. В Российской империи, где прекрасно осознавали, что остаться в стороне от происходящего не удастся, уже через месяц, 13 (26) июля, было принято постановления «О введении в действие положения о подготовительном к войне периоде». В соответствии с документом в стране началось проведение мобилизационных мероприятий, призыв новобранцев и военнообязанных запаса в армию, в том числе и на территории Виленской, Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской губерний [6]. После объявления 19 июля (1 августа) 1914 г. Германией войны России белорусские губернии были переведены на военное положение, а на базе упраздненного Виленского военного округа были созданы Минский и Двинский округа. 20 июля (2 августа) 1914 г. был подписан Манифест Николая II о начале военных действий между Россией и Германией. При этом Ставка Верховного главнокомандующего российской армией, пост которого занимал дядя императора великий князь Николай Николаевич Романов, было решено организовать в Барановичах.
На белорусских землях, куда были стянуты основные силы российской армии, с первых дней войны устанавливался довольно жесткий режим, при котором запрещалась деятельность всех политических партий, а также митинги, собрания и уличные шествия. Из местного населения формировались новые полки и дружины ополчения, куда включались все годные к строевой службе мужчины в возрасте до 45 лет [8]. По различным подсчетам, в белорусских губерниях только в июле–августе 1914 г. были сформированы 52 дружины государственного ополчения, с численным составом до 1 тыс. человек каждая [5].
При этом отношение ко вступлению России в войну было воспринято населением белорусских губерний неоднозначно. Известно, что в первые месяцы в ряде городов и местечек Белоруссии прокатилась целая волна манифестаций в поддержку войны и была развернута кампания по организации материальной поддержки армии, главными инициаторами которых были буржуазия и дворянство, стремившиеся выразить свою поддержку Николаю ІІ. Вместе с тем, местное крестьянство, составлявшее большинство населения белорусских губерний, отнеслось к происходящему более сдержано, а количество добровольцев, готовых идти на войну, оказалось довольно небольшим [5].
Иную позицию заняли большевики и местные националисты. Первые считали войну империалистической по характеру и бессмысленной по сути, а потому призывали объединить усилия за власть внутри страны с целью свержения самодержавия. Вторые увидели в происходящем возможность упрочить свое влияние среди населения и выступили с осуждением вступления России в войну. Кроме того, по Белоруссии прокатилась волна забастовок, в первую очередь среди призванных в армию рабочих и крестьян, в ряде случаев вылившихся в обыкновенные погромы, не имевшие никакой связи с войной. Так, только в период с 19 по 25 июля в белорусских местечках было разгромлено 43 помещичьих имения, 2 фольварка, 12 хуторов и усадеб [8].
На территорию современной Белоруссии война пришла только через год – в конце лета 1915 г., хотя еще в феврале немецкие аэропланы и дирижабли бомбили окрестности г. Гродно, а немецкая артиллерия вела обстрел города из-за реки Нёман [6]. Главной причиной произошедшего стали неудачные операции России на территории Восточной Пруссии и польских землях. В первой половине 1915 г. немецкой армии удалось перейти в наступление на Восточном фронте. В этой связи российские власти приняли решение эвакуировать военные и промышленные предприятия, уничтожить сельскохозяйственные хранилища и посевы. Был даже издан указ о принудительном выселении в глубь империи населения западных губерний. Причем при отступлении русское командование стремилось применить практику 1812 г. «выжженной земли», а войскам был отдан приказ не только разрушать пути сообщения, но и сжигать города и села [7].
Происходящее вызвало огромный поток беженцев, хотя первые появились еще в 1914 г. Только в июле 1915 г. и только на участке пути Кобрин — Пружаны — Барановичи находилось 400 тыс. мирных граждан, спасавшихся от войны. Подобное развитие событий стало угрожать работе тыла армии и вело к серьезной социальной напряженности, что заставило российские власти заняться данной проблемой всерьез, организовав переселение беженцев под своим контролем. Первоначально их направляли за линию Днепра, однако с приближением фронта людей начали организованно отправлять вглубь России. Первый миллион беженцев был распределен по 15 губерниям — от 30 до 100 тыс. человек в каждую. Всего же, по различным подсчетам, в годы Первой мировой войны количество бежавших от военных действий жителей белорусских губерний составило от 1,5 до 2,2 млн человек [7]. Остальные оказались под оккупацией либо погибли в ходе проведения боев.
Летом 1915 г. произошло так называемое «Великое отступление» русских войск, которые оставили территорию Галиции, Литвы, большую часть Польши, а 22 июля (4 августа) сдали Варшаву. Происходящее заставило российское командование в спешном порядке предпринимать меры для защиты территории страны и 4 (15) августа было решено разделить Северо-Западный фронт на Западный (штаб находился в Минске, а войска занимали большую часть белорусских земель – от озера Нарочь до реки Припять) и Северный (войска дислоцировались южнее города Браслава). Небольшая часть территории южной Белоруссии (правый берег Припяти) находилась в зоне действия войск Юго-Западного фронта [6]. Причем Западный фронт получил следующие задачи: «Прочно удерживать в своих руках Гродно-Белостокский район и фронт от верхнего Нарева до Бреста включительно; Прикрывать пути по правому берегу верхнего Буга к фронту Брест – Кобрин – Пинск – Лунинец». Кроме того, предписывалось «прочно удерживать крепость Брест и ее район» [1].
Боевые действия на территории нынешней Белоруссии начались 12 августа 1915 г., когда германские и австро-венгерские войска начали штурм Брест-Литовской крепости. В результате, в ночь с 12 на 13 августа российский гарнизон по приказу командования взорвал укрепления и покинул крепость, а чуть раньше был на 80 % уничтожен и сам город. Тогда же начался общий отход российской армии на линию Неман – Гродно – Кузница – Городок – Рудня – Шерешево – Кобрин [3]. Однако удержать этот рубеж также не удалость и после оставление Пинска отступление вглубь Белоруссии продолжилось.
Одновременно в германском командовании на тот момент еще не было единого мнения относительно того, как в дальнейшем действовать на восточном направлении. Так, начальник Генерального штаба, генерал пехоты Эрих фон Фалькенхайн считал, что после вытеснения русских из Польши крупных операций предпринимать не стоит. В свою очередь, генералы Пауль фон Гинденбург и Эрих Людендорф выступали за немедленное развитие наступления вглубь России, так как это должно было вывести ее из войны [3]. В результате, император Вильгельм II встал на сторону Гинденбурга и Людендорфа и приказал им провести в Белоруссии наступательную операцию, которая в истории получила название «Виленской», предполагавшей нанесение основного удара от Вильно на Минск, а вспомогательного – от Ковно на Двинск и от верхнего течения Немана – на Лиду и Барановичи.
После взятия 9 (22) августа крепости Ковно (нынешний Каунас) 10-я германская армия под командование генерала Германа Эйхгорна начала наступление между реками Вилия и Неман, стремясь окружить сосредоточенные к северо-западу от Вильно главные силы 10-й армии генерала Евгения Радкевича. Однако российские войска сумели устоять, а встречные бои продолжались на этом направлении до начала сентября. После этого германское командование, усилив свою 10-ю армию резервами, 27 августа (8 сентября) начало наступление на Свенцяны, что в последующем получило название «Свенцянского прорыва» [4]. В результате прорвать российскую оборону удалось севернее Вилькомира, после чего немецкие войска устремились в район Вилейки (была взята 1(14) сентября) и Молодечно, который на тот момент был важнейшим железнодорожным узлом, и где сходились линии секретной военной и правительственной связи. Однако героизм российской армии сумел остановить катастрофу. Причем немаловажную роль в этом сыграла оборона небольшого городка Сморгонь, находящегося в 120 км от Минска [2]. Здесь 15 сентября враг предпринял несколько атак, но русские маршевые роты пополнения восемь часов держали оборону, тем самым дав возможность подтянуться регулярным войскам. Причем бои здесь для наступающих войск оказались крайне кровавыми. Так, только 25 сентября 1915 года под Сморгонью погибло 5,5 тыс. немцев. Всего же в окрестностях этого городка, который был в ходе боев уничтожен, российская армия сумела противостоять врагу на протяжении 810 дней [8].
Не сумевшее сломить оборону наступление Германии к середине сентября выдохлось. 2-я армия сумела не только задержать продвижение врага вглубь Белоруссии, но и отбросить его. Кроме того, российские войска нанесли контрудар по прорвавшейся группировке противника, разгромили германскую кавалерию и оттеснили ее из района Молодечно к озеру Нарочь [4]. В середине сентября 1915 г. были освобождены захваченные противником города Сморгонь и Вилейка, а к 19 сентября (2 октября) «Свенцянский прорыв» был локализован на линии озеро Дрисвяты – озеро Нарочь – Сморгонь. К октябрю 1915 г. наступательный порыв немецких войск окончательно сошел на нет. После этого обе стороны начали зарываться в землю по временной линии фронта Двинск – Поставы – Барановичи – Пинск [3].
В результате наступления немецких войск четверть современной территории Белоруссии оказалась под оккупаций. На части северо-восточных районов немцы создали военно-административное образование «Обер Ост», а еще часть территорий вошла в состав военно-операционной полосы между восточной границей «Обер Оста» и линией фронта. На оккупированных землях вся власть перешла в руки военных, а во главе управления городов и уездов появились бургомистры [8]. На протяжении последующих более чем трех лет на захваченной территории современной Белоруссии царил террор, грабежи, насилие и бесправие местного населения, за исключением коллаборационистов.
Стоит заметить, что Первая Мировая война стала для белорусских земель настоящим кровавым испытанием, серьезно ударив не только по их экономическому состоянию, но и демографии. Из приблизительно 900 тыс. жителей северо-западных губерний Российской империи, призванных в ряды армии, не менее 70 тыс. погибли. Кроме того, не пережили период войны 60 тыс. мирных жителей, а еще 50 тыс. были насильно угнаны в Германию. Для сравнения, Австралия потеряла в годы войны 59 тыс., Канада – 56 тыс., Греция – 26 тыс. [6]. Общие же людские потери Белоруссии за время Первой Мировой и последующей польско-советской войн, в том числе из-за повышенной смертности гражданского населения и уменьшения рождаемости оцениваются демографами более чем в 1,5 млн человек. Еще свыше 400 тыс. жителей белорусских территорий так и не вернулись на родину [4]. К сожалению, катастрофа Первой Мировой войны в западных губерниях Российской империи на сегодня все еще не получила должного исследования и понимания всей важности происходящего в те годы для будущего Белоруссии.
Литература
- Беларусь в годы Первой мировой войны (1914—1918) : сборник документов / сост. : В.В. Врублевский [и др.]; редкол.: В.И. Адамушко (председатель) [и др.]. — Минск : Беларусь, 2014. — 355 с. : ил.
- Богданов, В.А. По следам Первой мировой войны в Беларуси [Изоматериал]: Сморгонский район : фотоальбом / Владимир Богданов. – Минск : Гольфстрим, 2007. – 63 с., включая обложку : ил., цв. ил., фот.
- Бондаренко, В.В. Сражения Первой мировой войны в Беларуси. 1915–1917. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://www.children-art.org/en/contest-in-rybnic/284-projects/perazo-stagoddzya-1914-2014/materyyaly-chytannya/455-srazheniya-pervo-mirovo-vony-v-belarusi-1915-1917. – Дата доступа : 29.07.2014.
- Виленская операция. Свенцянский прорыв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /https://www.nlb.by/content/informatsionnye-resursy/elektronnye-informatsionnye-resursy/resursy-natsionalnoy-biblioteki-belarusi/virtualnye-proekty-vystavki-i-kollektsii/virtualnye-proekty-biblioteki/belarus-v-pervoy-mirovoy/osnovnye-srazheniya-boi-voennye-operatsii/vilenskaya-operatsiya-sventsyanskiy-proryv/
- Литвин, А.М. Беларусь в годы Первой Мировой войны: опыт участия и последствия. // Первая мировая война в исторических судьбах Европы : сб. материалов Междунар. науч. конф., г. Вилейка, 18 окт. 2014 г. / редкол. : В.А. Богуш (пред.) [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – С. 24-35
- Первая Мировая война. История войны (обзорная справка). [Электронный ресурс]. Режим доступа: ttps://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/arhivnye-dokumenty-i-materialy/istoriya-vojny-obzornaya-spravka#sn2
- Саматыя В. Проблема беженцев в Беларуси в годы Первой Мировой войны. – Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2003. — № 2.– С. 71-74.
- Хождение по мукам: Первая мировая война на земле Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/history/211287/