Sunday, May 11, 2025

Пасхальные послания руководства неканонической Белорусской автокефальной православной церкви в 2010 – 2013 годах

В 2008 году руководителем неканонической Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ) стал Святослав (Логин), объявивший себя архиепископом Новогрудским и Североамериканским. Как глава церковной организации, хоть и неканонической, Святослав стал издавать от своего имени послания, как это делают настоятели канонических церквей. Несмотря на то, что Святослав получил власть над БАПЦ в 2008 г., пасхальное послание 2009 года обнаружить не удалось. Непонятно, было ли оно вообще. Хотя рождественское послание 2009 года существовало [1].

В 2010 году пасхальное послание появилось. Оно было небольшим. Вполне логично, что послание, написанное на Пасху, должно содержать в себе обращение к христианским ценностям и традициям. В принципе, автокефальное послание этим и начиналось. Но БАПЦ как явление представляет из себя больше политическую, чем религиозную организацию, поэтому послание не могло обойтись без политических формулировок. Более того, политические формулировки логично оказались ещё и идеологически направленными. Празднование Пасхи вынуждает «всех белорусов-христиан разных конфессий и юрисдикций», живущих как в Белоруссии, так и за её пределами, задуматься не только об общности христианских ценностей, но и ещё и «духовно-национальном наследии, единстве и единении [2] Белорусской нации». В последнем абзаце послания автокефалистский архиепископ желает соотечественникам «ощутить полноту Христианской веры, наполнить свое сердца любовью, совместно вознести Пасхальную молитву за свою семью и близких, свой край, за весь Белорусский народ». Отдельно сформулировано пожелание «нацыянальным змагарам» – «национальным борцам», под которыми понимается белорусская националистическая оппозиция. Им желается придать веры «в собственные силы в борьбе за христианскую и демократическую Белоруссию» [3].

Архиепископ БАПЦ к концу послания дрейфует от христианской риторики в политическую, делая ставку на оппозиционных деятелей и однозначно давая понять, что БАПЦ поддерживает конкретную политическую силу. Упоминание в послании духовно-национального наследия в связке с ориентацией на оппозицию говорит о том, что это наследие представляет собой оппозиционную версию мифа о белорусском прошлом, в котором в качестве белорусского наследия выступает древнерусские, литовские и польские образы, присвоенные формирующимся белорусским национализмом еще на рубеже XIX – ХХ веков.

Настоятель неканонической Белорусской автокефальной православной церкви Святослав (Логин). (Источник: https://obzor.lt/resize/images/news/9496/2020_11_23/image_single_860x.webp)

В декабре 2010 года в Белоруссии состоялись президентские выборы, по итогам которых недовольные победой А.Г. Лукашенко сторонники оппозиции попытались ворваться в здание Центральной комиссии по выборам, сломав входную дверь. Попытка успехом не увенчалась, а одним из её итогов были задержания находившихся на площади людей. Естественно, при задержании применяли силу.

Пасхальное послание 2011 года отражало события прошедшего 2010-го. В послании говорилось, что «в этом году белорусы встречают Пасху, как и прошедшее Рождество, с печалью в душе, ведь во время Великого и Рождественского постов в Белоруссии пролилась кровь. В обоих случаях жертвы страдали за свой народ, так как на их месте мог оказаться каждый. Особенно мы скучаем по погибшим, но не потому, что не верим в их вечную жизнь, а потому что нам больно разлучаться из-за любви к ним – нашим соотечественникам» [4]. В данном случае послание грешит неточностью. На месте участников оппозиционного выступления мог оказаться далеко не «каждый» белорус. В 2010 году активно вступали в конфликты с властями только сторонники белорусской оппозиции. Но неканонический епископ понятие «каждый» растягивает на всё белорусское общество.

Далее Святослав (Логин) пишет, что Христос не ошибается, а «ошибаться и нести зло людям могут властители земные, которые, не пользуясь Божьими заветами, создают “Чернобыли” и “Куропаты”, и которые иногда не желают, чтобы народ имел ту духовную силу, которая объединяя его, дает ему уверенность в необходимости бороться за правду и понимание того, что только своя национальная государственность сможет защитить его как этнос, и что чужие Церкви не будут молиться за него». Не совсем понятно, что имелось в виду под созданием «Чернобыля» – собственно авария на Чернобыльской атомной станции или противодействие белорусских властей белорусской оппозиционной политической акции «Чернобыльский путь» («Чарнобыльскі шлях»). Это же касается и создания «Куропат». Куропаты – урочище под Минском, которое объявлено местом сталинских репрессий. В Куропатах были найдены многочисленные захоронения. В период «Перестройки» урочище было объявлено местом сталинских репрессий. Это подтвердила комиссия, работавшая после распада СССР. Однако её выводы были подвержены критике другой комиссией, высказавшееся за то, что в Куропатах в период оккупации Белоруссии немцы производили расстрелы мирных жителей. В итоге возникло две взаимоисключающих версии. Причём оппозиция более активно продвигала версию сталинских репрессий. БАПЦ поддерживала оппозиционную версию. В апреле 2019 года именно священник неканонической автокефальной церкви провёл молебен перед собравшейся оппозиционной толпой, выступившей в защиту поклонных крестов, несанкционированно установленных в Куропатах. Более того, в 2020 году неканонический архиепископ Святослав (Логин) предал белорусского президента анафеме, включив в список его действий и снесение поклонных крестов в Куропатах [5]. Оппозиция указывает, что кресты установлены над братским могилами жертв репрессий, однако на самом деле на месте, где кресты были установлены, никаких захоронений нет.

В следующем, 2012 году с Пасхальным посланием от имени БАПЦ обратился не Святослав (Логин), а другой неканонический иерарх – епископ Серафим (Чикита). Большая часть этого послания имеет религиозное, а не политическое наполнение. Тем не менее, БАПЦ, как организация фактически более политическая, чем религиозная, не могла устраниться от политических заявлений. В конце послание сформулировано отдельное обращение к «заключенным на родине и разбросанным по всему миру детям белорусского народа», которых БАПЦ поддерживает в молитвах. Автокефальная церковь надеется, что воскреснут все, «кто страдает ныне за Бога, Ближнего, Отечество наше – Белоруссию». БАПЦ собиралась молиться «за тех, кто и ныне страдает от своих ближних, что еще блудят во тьме лицемерия, равнодушия и нечестия», и для того, «чтобы Господь Бог просветил всех светом славного Своего Воскресения» [6].

Пасхально послание 2013 года вновь было пописано неканоническим архиепископом Святославом – главой БАПЦ. В послании содержится этнически ориентированная риторика, что вполне объяснимо. Белорусская автокефальная церковь стремиться репрезентировать себя как национальную, поэтому вынуждена использовать националистические маркёры, например, требовать навязывания определённого языка для богослужения или объявлять истинным националистический вариант взгляда на прошлое для подтверждения своих требований. Как указывалось в послании, «учение Христа начало разноситься по миру, ибо апостолы, по воле Божией, проповедовали его разным народам на родных им языках. Белорусский народ более тысячи лет назад приняв христианское учение, строил огромные храмы, один из первейших в мире напечатал Библию на родном языке. А наши белорусские святые являются не только гордостью белорусской нации, а и защитниками, и ходатаями перед Господом за свой народ и за белорусское государство». В северо-западной Руси, на территории которой позже появилась Белоруссия, проповедь изначально шла на русском языке образца Х века. Этот язык сейчас принято называть древнерусским. Именно он был родным для живших на Руси людей того времени. Белорусский народ не мог принять христианство более тысячи лет назад, поскольку научные данные говорят о более позднем появлении белорусской этничности. Тысячу лет назад её попросту не существовало. Широко распространяемое мнение о том, что Франциск Скорина написал библию на белорусском или старобелорусском языке также не соответствует действительности. Ф. Скорина пытался продавать напечатанные им книги в Москве. Правда, из-за того, что его Библии вызывали вопросы канонического плана, этот проект оказался неудачным. Но все же, если бы Скорина издал Библию на белорусском языке, был ли смысл продавать её среди людей, которые говорили по-русски, а не по-белорусски. Сам Ф. Скорина был уверен, что писал он на таком русском языке, который будет понятен не только жителям Западной Руси, но и Восточной.

Далее в послании утверждается, что только на фундаменте белорусского языка и культуры можно «лучше понимать и проявлять христианскую веру по своим национальным особенностям и традициям». На этом же фундаменте должно строиться «национальное будущее, государственность и церковь», чтобы не было подражания «чужому у восточных или западных соседей» [7]. Проявление христианской «веры по своим национальным особенностям и традициям» приводит к странным явлениям. В частности, это можно проиллюстрировать на собственной практике. В Минске в 2024 году прошёл круглый стол, посвящённый анализу проблематики в духовной сфере. Один из поднятых вопросов касался того, что общество продолжает понимать под традиционным христианством то, что принято называть народным христианством, т.е. представление о христианстве, смешанные с языческими пережитками, бытовыми предрассудками и т.д. Когда данный вопрос был поднят представителями Церкви, светские философы бросились рьяно защищать эту смесь христианства с языческими пережитками и бытовыми предрассудками, потому что, по их мнению, это и есть «настоящее белорусское» христианство, потому что вера в пережитки отличает массовые упрощённые представления о христианстве от представлений соседних регионов. А собственно традиционное, каноническое христианство рассматривалось упомянутыми философами как то, что необходимо преодолеть, потому что оно как раз не обладает националистическим (а по мнению защитников неканонического христианства, национальным) потенциалом. Формирование христианской «веры по своим национальным особенностям и традициям» стремится к тому, что этнонациональное начинает доминировать над духовным, а сама духовность оценивается через призму не христианства, а национальной целесообразности. Это подменяет христианство политическим конструктом, который представляется национальной версией христианства. Именно политический конструкт и выдаётся за некую национальную норму. БАПЦ как раз и занимается тем, что подменяет традиционное христианство политической конструкцией.

[1] Каляднае архіпастырскае пасланьне [2009].

[2] В оригинале «адзінстве й лучнасьці».

[3] Вялікоднае архіпастырскае пасланьне. [2010].

[4] Вялікоднае архіпастырскае пасланьне. [2011].

[5] Анафема былому прэзідэнту Аляксандру Лукашэнку. [22.11.2020].

[6] Вялікоднае архіпастырскае пасланьне. [2012].

[7] Вялікоднае архіпастырскае пасланьне. [2013].

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации