Известный галицко-русский и западноукраинский писатель, учёный и общественный деятель Иван Яковлевич Франко (1856-1916) в своём богатом научном и публицистическом наследии большое внимание уделил римско-католической церкви и её роли в истории славянских народов. Взгляд И.Я. Франко на этот вопрос представляет колоссальный интерес, поскольку, будучи уроженцем Восточной Галиции и находясь на стыке католического и православного миров, на этноконфессиональном русинско-польском пограничье, Франко имел уникальную возможность воочию наблюдать и анализировать последствия влияния римско-католической церкви как на поляков Галиции, так и на галицких русинов, представителем которых он являлся.
Кроме того, будучи подданым Австро-Венгерской империи и получив основательную славистическую подготовку в Венском университете, где он успешно защитил докторскую диссертацию по славистике, И.Я. Франко прекрасно ориентировался в истории и взаимоотношениях других славянских народов Дунайской монархии, что также отразилось на его оценках роли католической церкви.
В наиболее ёмкой и концентрированной форме свои взгляды на роль католической церкви в истории славян И.Я. Франко изложил в своей статье с несколько парадоксальным названием «Католический панславизм». Данная статья была написана галицко-русским учёным и мыслителем в 1881 году в качестве реакции на организованное папским престолом в Риме широкомасштабное торжество, посвящённое славянским просветителям Кириллу и Мефодию. В этом нарочито пышном торжестве в Риме приняли участие как представители практически всех славянских народов Габсбургской монархии, так и представители болгарского и черногорского православного духовенства.
Главный смысл данной акции, устроенной по инициативе папы римского Льва XIII, И.Я. Франко усматривал в стремлении Ватикана расширить своё влияние на славянский Восток Европы в условиях стремительного падения авторитета и влияния католической церкви в Западной Европе.
По словам И.Я. Франко, моральный авторитет римских пап обрушился ещё раньше окончательного падения их светской власти в странах Северной Европы. В результате реформации, деятельности французских просветителей XVIII века и социокультурных последствий Великой французской революции 1789 года позиции римско-католической церкви в странах Западной Европы были резко ослаблены (Франко 1953: 34)[1]. В этих условиях римская курия резко активизировала свою деятельность на славянском Востоке Европе, что тесно координировалось с властями Дунайской монархии и выразилось, в частности, в организации в Риме широкомасштабных торжеств в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Как метко и саркастически заметил по этому поводу И.Я. Франко, римская курия не постеснялась использовать в своих корыстных целях «имена двух славянских апостолов, которые в наибольшей степени пострадали именно от Рима и от католического духовенства» (Франко 1953: 34).[2]
Выступая перед прибывшими в Рим представителями австрийских славян, а также представителями духовенства из православных Болгарии и Черногории, римский папа, как подчёркивал галицко-русский мыслитель, «совершенно не скрывал, что всё кирилло-мефодиевское торжество было затеяно вовсе не ради славян и их благополучия, а ради того, чтобы римская курия приобрела несколько десятков миллионов дополнительных новообращённых овечек, которые бы послушно платили подати на поддержку собора св. Петра в Риме….» (Франко 1953: 36)[3].
Данное конкретное событие побудило И.Я. Франко к более глубокому и всестороннему анализу роли римско-католической церкви в истории славянских народов в более широком социокультурном контексте. По мнению галицко-русского и западноукраинского учёного, «на протяжении всей истории католичество было отъявленным врагом славянства и, как знать, не принесло ли оно больше вреда славянам, чем все кровавые войны с мадьярами, немцами и татарами! Достаточно вспомнить только о католических орденах крестоносцев и меченосцев, которые реками лили кровь славян и литовцев на Балтийском море и которые полностью уничтожили племя пруссов!» (Франко 1953: 32)[4].
В качестве ещё одного яркого примера деструктивной политики Рима И.Я. Франко призывал читателей вспомнить о «коварной политике пап и интригах иезуитов при дворе польских королей, которые привели к злосчастной церковной унии, к преследованиям русского народа за его веру и народность, к состоянию полнейшего разрушения и к великим и кровавым казацким войнам!» (Франко 1953: 32)[5]. Крайне негативная оценка инициированной Римом церковной унии, данная Франко, была полностью созвучна мыслям его старшего современника, известного галицко-русского общественного и церковного деятеля о. И. Наумовича, который в своей апелляции к римскому папе Льву XIII в 1883 году метко характеризовал унию как средство «к преследованию чисто политических целей, в частности, к искоренению русского народа» (Наумович 1883: 54)[6], указывая в качестве доказательства на преследование церковнославянского языка, последовательную латинизацию богослужения и искажение обрядов.
К однозначно негативным примерам влияния католической церкви на славян И.Я. Франко относил «сожжение Яна Гуса, разгром чехов на Белой Горе и страшный погром чешского края и чешской народной жизни под предводительством, главным образом, католического духовенства… Необходимо также вспомнить, – указывал Франко, – про оболванивание славянских народов католическим духовенством, про разжигание взаимной вражды и открытой ненависти между славянскими племенами (русинами и поляками, сербами и хорватами). Нельзя не вспомнить и о многовековом молчании и равнодушии католической церкви к тому гнёту и насилиям, которым подвергались дунайские славяне под игом турков. Вспомним и о том, что в последнем восстании балканских славян против турок глава католической церкви усматривал богопротивный мятеж и преступное сопротивление законной турецкой власти» (Франко 1953: 33)[7].
Римско-католическая церковь, по мнению галицко-русского и западноукраинского мыслителя, сыграла зловещую и исключительно деструктивную роль и в истории Польши – страны, наиболее преданной Риму. По словам И.Я. Франко, который прекрасно знал польскую историю, «латинство сделало Польшу враждебной Востоку, её природному союзнику, и склонило к Западу, который являлся её врагом, причём, врагом гораздо более сильным. Следуя за Римом, Польша подрывала саму возможность своего существования…» (Франко 1953: 53)[8]. Галицко-русский мыслитель, прекрасно ориентировавшийся в польских реалиях, обоснованно полагал, что именно «католический фанатизм» был истинным источником многих исторических несчастий как польского народа, так и польского государства (Франко 1953: 53)[9].
Любопытно, что схожие мысли о влиянии католичества на хорватов высказывал известный словацкий национальный и общественный деятель Людовит Штур, отмечавший, что «в Хорватии издавна господствующее тёмное католичество сделало народ умственно вялым и бесчувственным и глубоко его испортило» (Штур 1867: 137).[10] Известный русский учёный-славист А.А. Кочубинский также оценивал роль католический церкви в истории хорватов крайне негативно. По его словам, хорваты «свою историческую жизнь заботливо переплели сластями и страстями папского престола, охотно и сознательно подчиняя свои интересы вопросам внешнего порядка – из Рима» (Кочубинский 1887: 1)[11]. Результатом этого, как отмечал Кочубинский, стали неуклюжие попытки искусственного соединения хорватами «славянской взаимности с интересами Рима и с лояльностью к Вене», что привело, по его словам, к «политическому лицемерию» (Кочубинский 1878: 229)[12] и к стремительному превращению хорватов в послушный инструмент политики Рима и Вены.
Главной целью славянской политики римских пап во все времена, как справедливо подчёркивал галицко-русский и западноукраинский учёный, являлось не благополучие и успешное развитие славянских народов, а приобретение новых максимально покорных слуг для римского престола, которых можно было эффективно использовать в своих политических целях (Франко 1953: 34)[13].
Что же касается галицких русинов, то, как указывал И.Я. Франко, «тесная связь с Римом имела бы исключительно вредные последствия для нашего народа. Разрушительное и злосчастное влияние Рима сразу подорвало бы и без того небольшую моральную силу нашего духовенства, сделало бы его слепым орудием в руках чужих людей, не знающих нашего народа и не заботящихся о его благополучии» (Франко 1953: 38)[14].
***
Предостережения известного галицкого-русского деятеля, особенно его мысли по поводу «опасности стать слепым орудием в руках чужих людей», оказались пророческими и оправдались очень быстро. Именно греко-католическая церковь в Галиции, прямое порождение и результат целенаправленной политики римских пап, стала одним из главных факторов, способствовавших генезису и последующему развитию украинского национализма во второй половине XIX века. В полной мере свою кровавую человеконенавистническую сущность украинский национализм продемонстрировал в ХХ – начале XXI века, когда он стремительно и вполне органично переродился в откровенный нацизм.
Литература
Кочубинский А.А. О нашей католической братии на юге – хорватах. Одесса: Типография «Одесского вестника», 1887.
Кочубинский А.А. Мы и они. Очерки истории и политики славян. Одесса: 1878.
Наумович И.Г. Апелляция к папе Льву XIII русского униатского священника местечка Скалат (Львовской митрополии в Галиции) Иоанна Наумовича против великого отлучения его от церкви по обвинению в схизме. Перевод с латинского языка. СПб., 1883.
Франко І. Католицький панславізм // Франко І. Публіцистика. Вибрані статті. Київ: Державне видавництво художньої літератури, 1953.
Франко І. Наш погляд на польське питання // Франко І. Публіцистика. Вибрані статті. Київ: Державне видавництво художньої літератури, 1953.
Штур Л. Славянство и мир будущего. Послание славянам с берегов Дуная. Москва, 1867.
[1] Франко І. Католицький панславізм // Франко І. Публіцистика. Вибрані статті. Київ: Державне видавництво художньої літератури, 1953. С. 34.
[2] Там же. С. 35.
[3] Там же. С. 36
[4] Там же. С. 32.
[5] Там же.
[6] Наумович И.Г. Апелляция к папе Льву XIII русского униатского священника местечка Скалат (Львовской митрополии в Галиции) Иоанна Наумовича против великого отлучения его от церкви по обвинению в схизме. Перевод с латинского языка. СПб., 1883. С. 54.
[7] Франко І. Католицький панславізм // Франко І. Публіцистика. Вибрані статті. Київ: Державне видавництво художньої літератури, 1953. С. 33.
[8] Франко І. Наш погляд на польське питання // Франко І. Публіцистика. Вибрані статті. Київ: Державне видавництво художньої літератури, 1953. С. 53.
[9] Там же.
[10] Штур Л. Славянство и мир будущего. Послание славянам с берегов Дуная. Москва, 1867. С. 137.
[11] Кочубинский А.А. О нашей католической братии на юге – хорватах. Одесса: Типография «Одесского вестника», 1887. С. 1.
[12] Кочубинский А.А. Мы и они. Очерки истории и политики славян. Одесса: 1878. С. 229.
[13] Франко І. Католицький панславізм // Франко І. Публіцистика. Вибрані статті. Київ: Державне видавництво художньої літератури, 1953. С. 34.
[14] Там же. С. 38.