Ренессанс или эпоха Возрождения – период европейской истории между Средневековьем с его сжиганием на кострах, чумой и феодальными войнами и Новым временем, когда эпоха географических открытий захватила умы, создала империи и вывела в абсолютные лидеры технического прогресса страны Старого света.
XIV-XVI века в истории Европы связаны с трудами многих ученых, философов, художников и архитекторов. Доминирование европейской культуры до XX века сформировалось такими личностями, как Никола Макиавелли, Данте Алигьери, Уильям Шекспир, Мартин Лютер и Джордано Бруно. Именно эти люди и их последователи во многом определили ход развития мировой истории.
В определенном виде классический европейский ренессанс достиг и территорий Руси к концу XV века. Тогда государством правил Иван III, князь Москвы, Владимира, собиратель русских земель. Великий князь, при котором Русь окончательно освободилась от владычества Золотой Орды и смогла развиваться как суверенное государство.

После почти 300 лет деградации культуры во всех своих проявлениях зарождающееся Московское царство вновь получило возможность строить каменные храмы и гражданские здания, издавать собственные законы, создавать собственную символику, которая пройдет сквозь эпохи и отразится даже на современной геральдике. Именно в это время Афанасий Никитин совершит свое знаменитое «хождение за три моря» и внесёт вклад в развитие не только русской литературы, но и впишет страну в большую историю великих географических открытий. Тогда же по проекту итальянского архитектора Пьетро Солари будет возведен первый ярус Спасской башни на Красной площади в Москве. Спасская башня и сегодня является узнаваемым символом государства и олицетворением многовековой российской истории.
Вполне уместна трактовка, что Московское, в затем и Русское царства пережили свою эпоху ренессанса, хотя русское возрождение и опиралось на вневременные устои православия и величественное византийское культурное наследие. Последующая концепция «Москва – третий Рим» и вовсе зацементировала «особый», отдельный путь русской цивилизации, что нашло развитие в трудах многих отечественных теоретиков и философов в разные эпохи нашей истории.
Последующее развитие государства российского связано с практически непрерывным расширением территорий и укреплением империи. Страна переживёт культурные потрясения Петра I и уверенно войдет в эпоху Просвещения, когда в разных городах появятся российские университеты, публичные библиотеки, театры и музеи. А Ломоносов, Радищев, Державин и Шубин станут известными деятелями науки и культуры.
XIX век окончательно закрепит особый культурный статус России. Достижения в разных сферах очевидны и бесспорны. К концу столетия во времена царствования Александра III сформировался тот самый особый путь, который хоть и подвергается критике, но всё же сильно выделяется из общемировой культуры. Правителям Российской империи разных эпох удалось создать уникальное пространство, объединяющее сотни народов и языков. Каждый регион был по-своему уникален, но особое место занимала именно русская культура, как духовная и идеологическая основа для большинства населения страны, хотя она складывалась из разных языковых, материальных лоскутов и смешивалась в палитре многочисленных этнографических пространств.
Кажется, что революции 1917 года «обнулили» достижения многовековой русской культуры. Действительно, титанические социальные и экономические сдвиги, которые запустили первые советские правители в 1920-30 годы сильно подорвали культурное наследие, желание избавиться от всего «старого» и преобразования на все «новое» стали неотъемлемой частью советской идеологии первых лет своего развития.

Возвращение к устоям традиционной культуры пришлось на период Великой отечественной войны, именно осенью 1941 года, когда немецкие войска были у ворот Москвы, И.В.Сталин, обращаясь к войскам во время парада по случаю годовщины Октябрьской революции, упомянул подвиги Александра Невского и Дмитрия Донского. Примерно в то же время закончились и гонения на церковь. Народ нужно было объединить, во что бы то ни стало, чтобы противостоять врагу.
Осознание утрат 1920-30-х годов пришло позже, уже после Великой Отечественной войны. Объяснить возросший интерес к русской культуре именно в этот период можно тем, что народ устал от разрушений и горя, принесенных большой войной и политическими пертурбациями. Люди хотели созидания и обращения к культурным истокам.
До 1917 года в России было свыше 54 тыс. храмов и культовых сооружений. К 1987-му их число составило 6893. На всю страну осталось лишь 15 действующих монастырей. Не всё разрушалось до основания, многие храмы, особенно в сельской местности, “приспосабливались” к хозяйственной или новой культурной жизни без религии. Но именно после войны возник первый интерес к сохранению религиозных памятников каменного и деревянного зодчества.
На конец 1950-х годов пришлось возрождение многих художественных и ремесленных техник. Заработала Федоскинская фабрика лаковых миниатюр, возродились традиционные жёстовская и мезенская росписи. В разных регионах страны открылись первые музеи деревянного зодчества, а в глубинку направились собиратели народного фольклора. На экраны стали пропускать и фильмы с некоторой философией и попытками осмыслить культурные потрясения.
К сожалению, советским краеведам, архитекторам и культурологам не удалось сохранить весь пласт традиционной культуры. Уж очень сильным был слом прежних устоев в 1920-30-е. А сражения Великой Отечественной и голод 1940-х, унесшие жизни миллионов сограждан, стёрли ещё и народную память о прежних ремеслах, баснях, легендах и песнях.
Перестройка 1980-х и новые веяния могли бы дать шанс на новый этап возрождения русской культуры. Отчасти, так и произошло. В 1990-е были окончательно реабилитированы политические заключенные, казачество, церковь, но именно в это время страна, точнее, её культурная составляющая, столкнулась с новым вызовом — с западным влиянием.
Несмотря на возвращение к старой символике и попытки осознать «русскую идею», начался процесс тотальной вестернизации. Рухнувший «железный занавес» открыл возможность распространения продуктов западного культурного влияния практически на всём постсоветском пространстве. Быть русским в России для большинства стало «не модно».
Лишь небольшие, невлиятельные политические силы и энтузиасты пытались возрождать и отстаивать культурные устои. Например, можно вспомнить песни Игоря Талькова, Николая Емелина, романсы Малинина, работы многих художников, отсылающих нас к классикам от кисти XIX века, фильмы, в которых стало можно говорить о проблемах в стране Советов. Нельзя не сказать и о возрождении традиционной архитектуры и ремесел. Но всё это терялось в нескончаемом потоке поп-музыки, западного кино и мультипликации. Мода, быт, жизнь – всё нещадно пропитывалось западной культурой.

Так бы продолжалось и дальше, если бы не произошли важные внешнеполитические изменения. После начала украинского кризиса в 2014 году поменялся и внутриполитический вектор, особенно это стало чувствоваться в 2022 году, когда после начала СВО, Россию покинули многие западные компании. Во многих сферах образовался условный «вакуум», но культура не приемлет пустоты.
Сразу же появилась масса проектов, компаний и коллективов, которые в основе своей деятельности стали использовать элементы народной музыки, традиционных интерьеров и одежды. Стал усиливаться интерес к внутреннему туризму, музеям, истории. Причём речь идёт не только о старшем поколении, есть и примеры заинтересованности молодёжи к сохранению и преобразованию русского культурного наследия. Нельзя не сказать и об общественных объединениях, которые ставят перед собой самые разные цели, начиная от проведения поэтических вечеров, заканчивая сбором гуманитарной помощи и поддержкой бойцов в зоне СВО.
Переживаем ли мы сейчас новый ренессанс русской культуры – вопрос открытый. Подъем ли это национального самосознания, достижения пропаганды или просто «тренд», который вскоре пройдет? Одно можно сказать точно: именно сейчас тот момент, когда есть возможность поднимать вопросы о необходимости сохранения памятников культуры и искусства, о проблемах русской глубинки, об истории, и, в конечном итоге, быть услышанными. Сейчас именно то время, когда социокультурная инициатива снизу находит поддержку в лице государства, фондов и больших частных инвесторов. Сейчас именно то время, когда о русской культуре стали говорить много. Нам нужно продолжать прикладывать силы к тому, чтобы остатки некогда великой и самобытной культуры, сформированной многовековой историей, не растворились в нескончаемом потоке западной глобализации.