События второй половины XVI века в Восточной Европе во многом предопределили судьбу всего региона на долгие столетия вперед, а их отголоски периодически слышны и сегодня. Одним из них по праву считается заключение унии между Короной Польской (КП) и Великим Княжеством Литовским (ВКЛ), в результате чего на континенте появилось новое государство – Речь Посполитая (РП), занимавшее части территорий современных Белоруссии Литвы, Латвии, Молдавии, Польши, России и Украины с населением около 7,5 млн человек.
В научных кругах споры о сути Люблинской унии, а также ее последствиях не утихают до сих пор, что делает вопрос о причинах и последствиях заключения союза двух государств достаточно сложным, а в некоторых моментах и щепетильным. Это связано с тем, что в тексте унии было много неопределенного, что позволяет смотреть на нее по-разному, особенно с учетом того, что документ затрагивал чрезвычайно важную тему суверенитета ВКЛ. Более того, все еще нет четкого и единого взгляда на причины Люблинской унии, ее характер и задачи, которые перед ней ставились различными сторонами, а также историческую обстановку того периода [2].
Необходимо отметить, что к Люблинской унии два государства шли не одно столетие, сделав первый шаг к этому еще в 1385 году в рамках Кревской династической унии. После этого между двумя государствами заключались и другие союзы: в 1401, 1413, 1447, 1501, 1503, 1566 годах, но к созданию устойчивой единой державы они не привели, потому что у польской и литовской знати были различные интересы. До второй половины XVI в. уния Польши и Литвы продолжала сохранять персональный (династический) характер, хотя после смерти Казимира IV с 1492 г. по 1501 г. она формально не существовала. Лишь после избрания польским королем Александр Ягеллончик вернул ее, позволив просуществовать до 1569 г. Вместе с тем, поддержка династического характера унии была в интересах династии Ягеллонов, пока она не прекратилась на Сигизмунде II Августе, который умер бездетным в 1572 г. [8].
В настоящее время большинство историков сходятся на том, что причины заключения Люблинской унии кроются как во внутренних факторах развития КП и ВКЛ, так и внешних. В первом случае следует говорить о том, что в политической жизни двух стран господствовала шляхта. Причем в Литве она, недовольная монопольным влиянием магнатов, очень хотела получить такие же права, какими пользовалась польская шляхта — так называемые «золотые вольности», которые значительно ограничивали власть монарха и магнатов в стране, а также давали большие политические правомочия среднему и мелкому дворянству и защищали их имущественные права перед государством. Например, еще осенью 1562 года шляхтичи, участвовавшие в Витебском сейме, обратились к Сигизмунду II Августу с прошением «создать общий сейм с поляками, чтобы вместе короля выбирали, имели общую оборону, сообща сеймиковали и право одинаковое использовали» [6]. На следующий год в ВКЛ шляхта и магнаты были формально уравнены в правах, но в реальности эта норма не работала, что вызывало недовольство мелкого литовского дворянства.
Одновременно усиление влияния на землях ВКЛ хотела Католическая церковь, для которой идеи реформации, распространявшиеся в тот период на территории Польши и Литвы, представляли серьезную угрозу. Дополнительно ко всему, православное население ВКЛ являлось определенным барьером на пути Рима на Восток, который необходимо было разрушить. Однако для этого нужна была внутриполитическая основа, которой прежняя династическая уния уже быть не могла [6].
Помимо внутренних причин важную роль в принятии Люблинской унии сыграли и внешние. К середине XVI века ВКЛ оказалось в крайне сложном положении: южные территории подвергались постоянным набегам крымских татар, а страна втянулась в войну с Московским царством против Ливонского ордена и Швеции за выход к Балтийскому морю (1558–1570) [11]. В последнем случае Орден обратился за помощью к Сигизмунду II Августу, который пообещал помощь, но в итоге этого не сделал, опасаясь нарушить перемирие с Москвой. 31 августа 1559 года магистр Ордена Кетлер передал Ливонию под протекторат ВКЛ, которое по сути оказалось один на один в войне против России. В итоге 80-тысячное войско Ивана Грозного вторглось в пределы княжества, взяло Полоцк, опустошило половину страны, поставив по угрозу ее существование [4]. При этом перед ВКЛ было два пути: попытаться заключить с русским царем мир или найти союзника, чтобы объединенными усилиями противостоять ему. Однако действия русского государя, а также развернувшаяся в стране польская и католическая пропаганда превратили Ивана IV в жестокого тирана и «убийцу», что и предопределило выбор Литвы в пользу Польши – единственно возможного на тот момент союзника, который мог предоставить реальную помощь.
В свою очередь, КП уже давно стремилась получить контроль над землями ВКЛ, а потому с радостью восприняла просьбы литовской стороны. При этом главной идеей Польши изначально было провозглашение единого государства, образованного фактически за счет присоединения Литвы [3]. Пользуясь затруднительным положением ВКЛ, король и поляки стали настойчиво требовать создания «вечной унии», после чего в январе 1569 года Сигизмунд II Август созвал в Люблине совместный сейм Короны Польской и Великого Княжества Литовского.
Для принятия решения об унии прибыло около 160 послов и сенаторов Польши и Литвы. Причем их подходы в значительной степени отличались друг от друга. Так, Жемайтский староста Ян Ходкевич от имени представителей ВКЛ заявил, что «мы желаем, чтобы при заключении унии были сохранены наши права и статуты» [6]. Знать ВКЛ предлагала объединить с Польшей только те государственные органы, которые необходимы для мобилизации сил и средств для совместной обороны: иметь общего государя (короля) и общий сейм, который должен был собираться поочередно один раз в Литве, другой раз в Польше, а государственные должности в каждой из стран следовало предоставлять только их уроженцам. Во всех других областях государственной жизни Великое Княжество Литовское и Польша должны были сохранить свою самостоятельность. Проще говоря, представители ВКЛ предлагали конфедеративное государство, а поляков же такой вариант не устраивал, и они настаивали на своем главенстве в союзе, одновременно желая получить права на занятие должностей и владение землей в ВКЛ. Более того, на их стороне был и Сигизмунд II Август, который прямо заявил польским послам: «не покидайте из внимания ни одного средства, которым можно было бы довести до конца унию» [6].
Сначала делегация от ВКЛ заседала отдельно от поляков, однако позже послы КП потребовали от короля заставить послов Литвы работать на сейме совместно. В результате часть делегации ВКЛ, прежде всего представители магнатских родов и их политические союзники, 1 марта покинули Люблин, а польские делегаты решили воспользоваться ситуацией и донесли до Сигизмунда II мысль о том, что ему как монарху нанесено оскорбление, и он должен ответить литовцам за их непочтительность [7]. Через несколько дней король, ссылаясь на некоторые исторические факты и прецеденты, издал универсал о переходе к Польскому королевству Волыни, Подляшья и Брацлавского Подолья. Несмотря на возмущение со стороны некоторых знатных семей ВКЛ, в первую очередь князей Александра Черторыйского (воевода Волынский), Константина Константиновича Острожского (воевода Киевский), Богдана Корецкого (староста Луцкий, Брацлавский и Винницкий) и Константина Вишневецкого, в конечном счете в ВКЛ никто не захотел воевать с Польшей, решив подчиниться [6]. Тем более, что литовской знати за несговорчивость король пригрозил конфискацией земель. После этого к КП было присоединено еще и Киевское воеводство, что фактически и предопределило исход сейма.
Чрезвычайные военные обстоятельства вынудили литовских послов вернуться в Люблин, где уния была официально подписана 28 июня 1569 года, а 1 июля утверждена раздельно польским и литовскими депутатами на общем сейме. Во время подписания акта гетман Ян Ходкевич, обращаясь к Сигизмунду II Августу заявил: «Мы уже доведены до такого положения, что должны пасть к ногам вашей королевской милости с нашими униженными просьбами… Именем Бога умоляем тебя, государь, помнить наши службы и нашу полную верность тебе, нашу кровь, которую мы проливали ради твоей славы. Благоволи устроить нас так, чтобы для всех это дело было с честью, а не посмеянием и принижением нашим, устроить с соблюдением совести твоей государевой и того, в чем ты присягал нам прежде. Именем Бога умоляем об этом, – благоволи помнить все это государь» [2]. 4 июля уния была ратифицирована королем.
Согласно принятого документа, тожественно объявлялось об образовании нового государства – Речи Посполитой, представляющего собой «одно нераздельное и неотделимое тело», «одну общую республику, которая соединилась и слилась в один народ». Отмечалось, что в государстве «одна голова», «один государь», «один общий, избранный общими голосами Польши и Литвы король», который избирается в Польше, а его «миропомазоние» и «коронование» должно проходить в Кракове. Отныне «народы» имели не только одного короля, но и двухпалатный парламент. Верхняя палата (сенат) состояла из воевод, каштелянов, католических епископов, а Нижняя (посольская изба) – из депутатов всех поветов Польши и Литвы. При этом запрещалось избрание великого князя литовского, так как этот титул принадлежал отныне королю Речи Посполитой [1].
Кроме того, в рамках РП провозглашалась общая внешняя политика, единая денежная система (монеты должны были чеканиться одинакового веса, формы и пробы) и было «дозволено приобретать имения и владеть ими поляку в Литве, а литвину в Польше» [7]. В то же время, в ВКЛ и КП сохранялись их административный аппарат, внутреннее законодательство, судебная организация, войско, официальные названия государств, печать с символом государства (в ВКЛ — изображение погони, в Польше — изображение орла), а также язык официального делопроизводства. При этом в реальности о равноправии речи идти не могло. Например, из-за передачи королем территории большей части современной Украины Польше и ряда иных законодательных ухищрений соотношение польских и литовских представителей в общем сейме стало три к одному [5].
Итог Люблинской унии для Литвы и Польши был неоднозначный. ВКЛ, потеряв значительную часть своей территории, перешедшей под контроль КП, за счет унии сумело укрепить свой оборонительный потенциал, что в последующем повлияло на ход военных действий. В результате Иван Грозный согласился на трехлетнее перемирие, хоть и оставил за собой Полоцк и часть Ливонии. Как считают белорусские исследователи, это позволило сохранить страну даже в условиях постоянно растущего в ней влияния польской знати. Более того, все последующие годы в ВКЛ делали все, чтобы доказать свою независимости от Польши, подчеркивая тот факт, что Люблинская уния не превратила Литву в часть польского государства [2]. На протяжении 70-80-х годов. XVI в. в ВКЛ продолжали регулярно собираться сеймы, а Статутом княжества 1588 года и вовсе признавались только две нормы Люблинской унии – общий государь и общий сейм Речи Посполитой. По всем другим вопросам государственной жизни Великое Княжество Литовское считало себя самостоятельным. Причем Статут обязывал правительство вернуть отторгнутые от княжества земли, запрещал назначать на государственные должности в ВКЛ и наделять землей «чужеземцев», в том числе и поляков [12].
Для Польши Люблинская уния принесла, как новые земли, так и множество дополнительных проблем. Фактически уния с Литвой втянула КП в длительные и изнурительные войны с Россией, постоянные столкновения с татарами из-за Поднепровской Украины и Подолья, а также способствовала различным конфликтам с Турцией [8]. В последующем ко всем проблемам присоединились постоянные польско-казацкие войны, что в своей совокупности постепенно ослабляло Речи Посполитую, приведя в конечном счете к ее упадку и исчезновению с карты мира в конце XVIII века.
Вместе с тем, сам по себе акт Люблинской унии способствовал усилению польского влияния и католической церкви на землях ВКЛ, а некоторые исследователи считают, что именно это событие и стало решающим в этно-конфессиональном отрыве нынешних белорусских и украинских земель от России. Последствия этого можно увидеть и сегодня, если обратить внимание на идеологическую составляющую нынешний Украины [10]. Здесь для обоснования общего исторического прошлого и нынешнего сближения с Польшей и Литвой уже не первый год эксплуатируют память о личностях и событиях XVI века, в том числе и Люблинской унии [9]. Последствия подобного использования исторического прошлого в политических целях сегодня видны невооруженным глазом.
Литература
- Акт Люблинской унии 1569 г. Белоруссия в эпоху феодализма. Сб. документов и материалов. – Т. I. Мн., 1959. – С.150-157.
- Басюк И.А. Люблинская уния 1569 года (некоторые политико-правовые проблемы) / И. А. Басюк // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 3. – С. 75-79.
- Гудавичюс, Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года / Э. Гудавичюс. – Москва: Фонд имени И.Д.Сытина BALTRUS. – Т. 1. – 679 с.
- Ермаловіч, М. Беларуская дзяржава Вялікае княства Літоўскае / М. Ермаловіч. – Мінск: Беллітфонд, 2000. – 448 с.
- Князев С. «Линия этнокультурного разлома»: какую роль в истории Восточной Европы сыграла Люблинская уния. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/science/article/645292-lublinskaya-uniya-podpisaniye-rech-pospolitaya
- Миркин С. Люблинская уния: от Польши и Литвы к Речи Посполитой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ukraina.ru/20230705/1047770101.html
- Окунев Д. Люблинская уния: как Польша и Литва объединились против Москвы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2019/07/01_a_12467701.shtml
- Петкевич К. Люблинская уния как источник многовекового польско-российского конфликта в свете польской историографии [Текст] / К. Петкевич // История и современность. – 2014. – № 2 (20). – С. 73-81.
- Романцов Р. Люблинская уния спустя 450 лет – память, нарративы и забвение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ohistorie.eu/tag/unia-lubelska/?print=print-search
- Прокопович М. Копець Люблінської унії: імперська політика та національне святкування у Габсбурзькому Львові / М. Прокопович // Серія он-лайн публікацій Центру міської історії Центрально-Східної Європи. – Львів, 2008. – Серія № 3. – C. 9.
- Сагановіч, Г. Інфлянцкая вайна 1558–1582 / Г.Сагановіч // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. / Рэдкал.: Г.П.Пашкоў (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: БелЭН, 1996. – Т. 3. – С. 499–501.
- Статут Вялікага княства Літоўскага 1588: Тэксты. Давед. Камент. / Рэкал.: І.П. Шамякін (гал. рэд) [і інш.]. – Мінск: БелСЭ, 1989. – 573 с.