Tuesday, April 1, 2025

Курская битва. Ч.1. Vincere aut mori — ПОБЕДА ИЛИ СМЕРТЬ

Курская битва. Переломная в Великой Отечественной войне по своим последствиям и чудовищная по собранным силам участников сражения.

В начале июля 1943 г. с целью прорыва фронта Красной Армии в районе населенного пункта Прохоровка для дальнейшего наступления на Курск ставка гитлеровского командования подготовила операцию «Цитадель». Для этого на узком участке фронта были сосредоточены основные танковые силы Германии в составе 2-го танкового корпуса СС «Адольф Гитлер», «Мертвая голова» и «Райх». В этой группировке насчитывалось до 700 танков и самоходных орудий. Из них несколько сотен новых танков «Тигр» и «Пантера» и самоходных орудий «Фердинанд», а также более 2000 самолетов.

Для вспомогательного удара на Прохоровку сосредотачивались три танковые дивизии. Всего враг бросил в район Прохоровки около 1000 танков и самоходных орудий. Гитлеровское командование впервые за время войны создало такие огромные танковые плотности – до 100 танков и самоходных орудий на 1 км фронта.

Перед Курской битвой Гитлер направил обращение и приказ к немецким солдатам и офицерам*.

ОБРАЩЕНИЕ ФЮРЕРА К НЕМЕЦКИМ СОЛДАТАМ НАКАНУНЕ ОПЕРАЦИИ «ЦИТАДЕЛЬ»:

«Солдаты! Сегодня вы начинаете великое наступательное сражение, которое может оказать решающее влияние на исход войны в целом. С вашей победой сильнее, чем прежде, укрепится убеждение о тщетности любого сопротивления немецким вооруженным силам. Кроме того, новое жестокое поражение русских еще более поколеблет веру в возможность успеха большевизма, уже пошатнувшуюся во многих соединениях Советских Вооруженных Сил. Точно так же как и в последней большой войне, вера в победу у них, несмотря ни на что, исчезнет. Русские добивались того или иного успеха в первую очередь с помощью своих танков. Мои солдаты! Теперь наконец у вас лучшие танки, чем у русских. Их, казалось бы, неистощимые людские массы так поредели в двухлетней борьбе, что они вынуждены призывать самых юных и стариков. Наша пехота, как всегда, в такой же мере превосходит русскую, как наша артиллерия, наши истребители танков, наши танкисты, наши саперы и, конечно, наша авиация. Могучий удар, который настигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от исхода этой битвы может зависеть всё…»[1].

ПРИКАЗ ГИТЛЕРА ПО ОФИЦЕРСКОМУ СОСТАВУ ВОЙСК, УЧАСТВОВАВШИХ В ОПЕРАЦИИ «ЦИТАДЕЛЬ» (подписан 4 июля 1943 г.):

«Мои командиры! Я отдал приказ о первой наступательной битве этого года. На вас и подчиненных вам солдат возложена задача добиться во что бы то ни стало ее успешного проведения. Значение первой наступательной операции этого года исключительно велико.

Поражение, которое потерпит Россия в результате этого наступления, должно вырвать на ближайшее время инициативу у советского руководства, если вообще не окажет решающего воздействия на последующий ход событий.

Армии, предназначенные для наступления, оснащены всеми видами вооружения, которые оказались в состоянии создать дух немецкого изобретательства и немецкая техника. Численность личного состава поднята до высшего возможного у нас предела. Эта и последующие операции обеспечены в достаточной степени боеприпасами и горючим. Наша авиация разгромит, сосредоточив все свои силы, воздушную мощь противника, она поможет уничтожить огневые позиции артиллерии врага и путём непрерывной активности окажет помощь бойцам пехоты, облегчив их действия.

Я поэтому обращаюсь к вам, мои командиры, накануне этой битвы. Ибо на четвертом году войны больше, чем когда бы то ни было, исход битвы зависит от вас, командиров, от вашего руководства, от исходящего от вас подъема и стремления к движению вперед, от вашей не останавливающейся ни перед чем непреклонной воли к победе и, если необходимо, также от ваших личных героических действий…»[2].

Выдержки из этих обращений показывают, насколько большое значение Гитлер придавал предстоящей битве, когда инициатива в военных действиях перешла к советской стороне, и Германия несла большие военные потери. Ставка делалась на превосходство новых танков и других видов техники, на высокий боевой дух военнослужащих, что должно было явиться решающим фактором для победы немцев.

Советское командование вовремя определило назревание кризиса Курской битвы и разгадало намерение противника[3].

Необходимо было противостоять этой армаде и в первую очередь новейшим  танкам – «тиграм» и «пантерам», имеющим соответственно 100 и 80-мм броню с длинноствольными мощными 88 и 75-мм пушками.

Своими пушками «Тигры» и «Пантеры» поражали наши танки с расстояния 1500 м, наши Т-34 и КВ-1 с 76 мм пушками уничтожали немецкие танки на расстоянии 500-600 м.

Из-за такой разницы сложилась вызывающая тревогу ситуация, когда живучесть в бою наших танков значительно снижалась. На равных наши танки могли сражаться только со средними немецкими танками довоенной конструкции.

Знал ли об этой проблеме И.В. Сталин?

Приведем его телефонный разговор весной 1941 г. с В.Г. Грабиным (1900-1980), советским конструктором и организатором производства артиллерийского вооружения во время Великой Отечественной Войны.

Сталин: Здравствуйте, товарищ Грабин. Я хочу с вами посоветоваться. Есть мнения, что тяжёлый танк вооружен маломощной пушкой, не отвечающей задачам тяжелого танка. В настоящее время рассматривается вопрос о перевооружении его: вместо 76-миллиметровой пушки предлагается поставить мощную 107-миллиметровую, Хотелось бы знать вашу точку зрения по этому вопросу. Возможно, вам трудно будет оценить это предложение, так как тяжелый танк вооружен вашей 76-миллиметровой пушкой.

Грабин: Когда нашему конструкторскому бюро ГАУ (Главное артиллерийской управление) выдало тактико-технические требования на 76-миллиметровую пушку для тяжелого танка, мы тщательно изучили вопросы, связанные с танками и их вооружением, и пришли к выводу, что 76-миллиметровая пушка для тяжелого танка неперспективна и не отвечает требованиям даже сегодняшнего дня. Мы считали, что тяжелый танк следует вооружить более мощной пушкой, снаряд которой пробивал бы броню, равную по мощности броне своего танка, с дистанции в тысячу метров. Своё мнение высказали руководству ГАУ и АБТУ (Главное автобронетанковое управление), но с нами никто не согласился.
           

Сталин: Вы уверены, что 107-миллиметровую пушку можно поставить в тяжелый танк?

Грабин: Да, товарищ Сталин, я глубоко убежден, что 107-миллиметровую пушку можно поставить в тяжелый танк. Если я правильно вас понял, эта пушка по своей мощности должна быть выше 107-миллиметровой модернизированной?

Сталин: Вы правильно меня поняли. То, что вы уже имеете опыт по установке 107-миллиметровой пушки в тяжелый танк — прекрасно. Значит, мощную 107-миллиметровую пушку мы установили в тяжелый танк?
Грабин: Да, товарищ Сталин.

Сталин: Это очень важно, товарищ Грабин. До тех пор пока мы не вооружим тяжелый танк такой пушкой, чувствовать себя спокойно мы не можем. Задачу нужно решать как можно быстрее.

В результате разговора была оказана полная поддержка конструкторскому бюро Грабина, которое создало и испытала пушку ЗИС-6 за 38 дней вместо обещанных 45.

Серийное производство пушек ЗИС-6 началось 1 июля и по отчету завода № 92 «в июле-августе 1941 года изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство прекращено из-за неготовности тяжелого танка».

Требуемый танк по неясным Грабину причинам создан не был, и опытные пушки как лом пошли в переплавку, что было особенно неприятно из-за тяжелого положения с оружием на фронте[4].

Крупнейший завод по массовому производству танков КВ-1 «не смог» переоборудовать танк под 107 мм грабинскую пушку, и мы оказались перед новой немецкой бронетехникой с танковой пушкой вчерашнего дня.

Против этой пушки выступили начальник Автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенант Я.Н. Федоренко и нарком вооружения Б.Л. Ванников.

Конструкторской бюро, руководимое Грабиным, по своей инициативе начало разрабатывать перспективную противотанковую 57-миллиметровую пушку ЗИС-2, которая была сконструирована в кратчайшие сроки, а ее небольшой вес позволял эффективно применять ее в бою.

57-мм противотанковая пушка Зис-2. http://5hobbi.ru/model/dioramy/zis-2/

По сравнению с зарубежными аналогами пушка ЗИС-2 не имела себе равных и могла успешно противостоять «тиграм» и «пантерам». Она в 7,8 раза превосходила 37-миллиметровую противотанковую пушку Германии, была в 2,2 раза мощнее немецкой 50-миллиметровой пушки. Мощность ЗИС-2 в 5,4 раза превышала американское 37-миллиметровое противотанковое орудие и в 1,6 раза – английскую 57-миллиметровую пушку. Была принята на вооружение в 1941 г.

О том, насколько в данной противотанковой пушке были заинтересованы руководители государства, свидетельствует видный советский партийный и государственный руководитель А.А. Жданов (1896-1948), который после знакомства с техническими характеристиками пушки ЗИС-2 в разговоре с Грабиным дал ей высокую оценку: «Такой мощной противотанковой пушки ни одна страна не имеет. Ваша пушка очень понадобится, и хорошо, что вопрос решается вовремя. Вашей пушкой интересуется товарищ Сталин.

Набрав номер «кремлевки», он сказал:

— Товарищ Грабин у меня, мы с ним говорим о новой противотанковой пушке. И Жданов передал трубку мне.

— Мне рассказывали, что вы хорошую противотанковую пушку создали, это верно? — услышал я голос Сталина.

— Конструкция хорошая, только кучность боя плохая, — сказал я.

— Мне говорили, что этот недостаток вы в ближайшее время устраните.

— Скоро устраним.

— Значит, пушку можно ставить на производство?

— Можно, товарищ Сталин.

 Есть предложение ставить ее на трех крупных заводах. Когда вы смогли бы передать им чертежи?

— Чертежи готовы. Как только получим указание, они будут немедленно переданы на заводы.

— Это хорошо.

— Вашу пушку будем ставить на производство, не дожидаясь испытаний новой трубы, а вы с трубой поторопитесь. Желаю успеха…»[5].

Настолько  большое доверие было у Сталина к Грабину, что, не дожидаясь исправления ошибки в расчетах ствола пушки, ее запустили в массовое производство. Ошибка была исправлена, в мае 1941 года разработка технологии была полностью закончена, в цехах быстрыми темпами шло освоение процесса. К тому времени повторные испытания ЗИС-2 (с новой трубой) успешно завершились, пушка была рекомендована на вооружение Красной Армии.

Первые орудия ЗИС-2 валового производства с нашего завода поступили в войска еще до начала Великой Отечественной войны. А в конце 1941 года решением Государственного Комитета Обороны пушка ЗИС-2 была снята с производства по предложению Л.А.Говорова[6].

«Осенью 1941 г. будущие Главный маршал артиллерии Н.Н.Воронов, маршал Советского Союза Л.А.Говоров и маршал артиллерии Н.Д. Яковлев убедили Государственный Комитет обороны (ГКО) снять с вооружения данную пушку за ненужностью»[7].

Уничтожать новую немецкую бронетехнику способны были штурмовики Ил-2, имеющие усиленную броню, которая позволяла летать низко над землей, с бомбовой нагрузкой до 500 кг. Для этого применялись осколочно-фугасные и фугасные бомбы массой до 100 кг. Попасть такой бомбой в одиночный танк было очень сложно из-за невысокой точности бомбометания, поэтому они были более эффективны против танковых колонн, но фактически также с невысокой результативностью.

Первые сведения о новой немецкой бронированной технике стали поступать в начале 1943 г.: «Ранней весной 1943 года Сталин собрал совещание, посвященное появлению у немцев «тигров», «пантер» и самоходных орудий типа «Фердинанд». Кроме членов Государственного Комитета Обороны на совещании присутствовали нарком оборонной промышленности Д.Ф.Устинов и его заместители, руководители ГАУ, Ванников (он стал к тому времени наркомом боеприпасов), военные специалисты и работники оборонной промышленности, в их числе и я (Грабин).

Сообщение делал Воронов. Появление на Тихвинском фронте фашистского танкового «зверинца» он назвал внезапным, новые немецкие танки произвели на него, по собственному его признанию, — потрясающее впечатление.

— У нас нет артиллерии, способной успешно бороться с этими танками, таковы были его заключительные слова.

Гнетущая тишина воцарилась после сообщения Воронова. Молчал Ванников, молчали создатели КВ»[8].

Убийственную характеристику сложившейся ситуации дает Ю.Мухин в книге «Если бы не генералы»: «Я присутствовал на сотнях подобных совещаний и могу с абсолютной вероятностью рассказать, что там было. Вы что, думаете, что главнокомандующий артиллерией РККА Воронов, начальник ГАУ Яковлев, нарком Ванников и остальные, кто не дал вооружить Красную Армию 57-мм противотанковыми пушками, кто не дал поставить на КВ 107-мм пушку, попадали в обморок, как Гудериан, но от стыда? Нет! Они сидели и сверхпреданно, по-собачьи смотрели на своего Верховного Главнокомандующего с немым вопросом: «Что будем делать, товарищ Сталин?»[9]. Сталин принимает немедленные меры по восстановлению производства 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2, а также разработки и производства крупнокалиберных пушек на Т-34 и тяжелые танки. Но время упущено, и нет возможности успеть выпустить технику к намечаемому сражению.

В этих событиях была проявлена поразительная способность И.В.Сталина понимать значение быстрейшего производства новых видов вооружения. Умение предвидеть и масштабно мыслить всегда были неотъемлемыми качествами Верховного Главнокомандующего. Разве он знал больше главных начальников Красной Армии и организаторов военного производства, которые нередко противодействовали внедрению новых видов вооружения? Маловероятно. Они были ведущими руководителями в своих направлениях, но мыслили и действовали узко профессионально, исходя из событий текущего дня, а некоторые из-за эгоистических соображений или недооценки происходящих изменений в мире вооружения.

Заключение военных “у нас нет артиллерии, способной успешно бороться с этими танками” перед решающим боем звучит как приговор армии.

Но беда не пришла одна, и страна оказалась на грани катастрофы.

Продолжение следует…


* Выделено и подчеркнуто в цитатах документов – А.М.

[1] ОБРАЩЕНИЕ ФЮРЕРА К НЕМЕЦКИМ СОЛДАТАМ НАКАНУНЕ ОПЕРАЦИИ «ЦИТАДЕЛЬ», не позднее 4 июля 1943 г. // ok.ru

[2] ПРИКАЗ ГИТЛЕРА ПО ОФИЦЕРСКОМУ СОСТАВУ ВОЙСК, УЧАСТВОВАВШИХ В ОПЕРАЦИИ «ЦИТАДЕЛЬ» // vk.com > wall-71044380_24623

[3] История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Том 3. Москва: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1961. С. 272.

[4] ru.wikipedia.org ЗИС-6 (орудие).

[5] Грабин Василий Оружие победы. М.: Политиздат, 1989.

[6] Грабин Василий Оружие победы. М.: Политиздат, 1989.

[7] Мухин Ю. Если бы не генералы. altay-krylov.ru > book_muhin-generaly_kommisaru.html

[8] Грабин Василий Оружие победы. М.: Политиздат, 1989.

[9] Мухин Ю. Если бы не генералы // altay-krylov.ru > book_muhin-generaly_kommisaru.html

последние публикации