Saturday, July 12, 2025

Как начиналось партизанское движение в годы Великой Отечественной войны и его особенности в Белоруссии

История Великой Отечественной войны полна героизма, проявленного не только воинами Красной Армии, но и теми, кто сражался с оккупантами на захваченной территории. Партизанское движение, как и подпольная борьба, стали поистине всенародным явлением, хотя в последние десятилетия и предпринимаются попытки некоторых «историков» и политологов «переосмыслить» события того времени, представив партизан как откровенных бандитов, которые вели войну не столько против нацисткой Германии, сколько против мирных жителей. Подобное извращенное отношение к тем, кто ценой своей жизни приближал победу над нацизмом, является прямым доказательством того, что сегодня существует более чем актуальная задача защиты исторической правды, как о всем периоде Великой Отечественной войны, так и ее отдельных моментов.

Необходимо отметить, что еще до войны в СССР разрабатывались планы ведения военных действий в случае вторжения противника, согласно которым в случае, если войскам агрессора удалось бы углубиться на расстояние до 100 км от границы, они должны были увязнуть в боях в создаваемых укрепрайонах. Одновременно на оккупированной территории начинали действовать партизаны, задачей которых было нарушение подвоза боеприпасов, горючего, продовольствия и пр. с целью затормозить дальнейшее наступление. В этой связи, согласно планам, в приграничной полосе создавались склады боеприпасов, оружия, а также готовились отряды диверсантов и проводилось их обучение. В результате, за несколько лет до войны только в Белоруссии было спрятано 50 тыс. винтовок, 150 пулеметов, десятки тонн мин и боеприпасов. Однако, согласно имеющимся на сегодня данным, в 1937–1938 годах высшее руководство страны перестало допускать возможность ведения военных действий на территории СССР, а склады были ликвидированы [1].

Несмотря на это уже с первых дней оккупации захватчики на территории СССР столкнулись с активными формами сопротивления населения. Как отмечал позже Первый секретарь ЦК КП(б)Б и начальник Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) Пантелеймон Пономаренко, «по своим масштабам, политическим и военным результатам борьба в тылу немецко-фашистских армий приобрела стратегическое значение и превратилось в один из важных факторов разгрома врага» [2]. При этом уже 29 июня 1941 года была издана секретная директива Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР и ЦК ВКП(б), в которой указывалось на необходимость создания в занятых врагом районах партизанских отрядов и диверсионных группы «для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д.» [2]. В июле при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) была создана Особая группа, одной из задач которой стала организация партизанской борьбы, а при Главном Политическом Управлении Красной Армии и политуправлениях фронтов появились отделы, которые должны были заниматься вопросами организации партийно-массовой работы среди населения оккупированных территорий, а также руководить партизанским движением. Одновременно ЦК ВКП(б) занялся в оккупированных областях организацией сопротивления через подпольные обкомы, горкомы и райкомы партии, которые в начале июля получили указание о немедленной подготовке к переходу на нелегальное положение [4]. Однако быстрое продвижение противника вглубь страны помешало полностью завершить начатую работу в кратчайшие сроки.

Белорусские партизаны. Открытые источники интернет.

Важнейшим моментом в организации массового партизанского движения стало постановление ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 года «Об организации борьбы в тылу германских войск», которое дополняло и конкретизировало директиву от 29 июня. В документе указывалось, что «исключительно важное значение приобрела борьба в тылу германской армии». При этом главной задачей называлось создание «невыносимых условий для германских интервентов», в том числе «дезорганизация их связи, транспорта и самих воинских частей, срыв все их мероприятий, уничтожение захватчиков и их пособников, всемерная помощь созданию конных и пеших партизанских отрядов, диверсионных и истребительных групп, развертывание сети наших большевистских подпольных организаций на захваченной территории для руководства всеми действиями против фашистских оккупантов» [6]. Центральный Комитет партии требовал, чтобы «вся эта борьба получила размах непосредственной, широкой и героической поддержки Красной Армии, сражающейся на фронте с германским фашизмом» [7]. При этом в документе отмечалось, что в ряде случаев «руководители партийных и советских организаций в районах, подвергшихся угрозе захвата немецкими фашистами, позорно бросают свои боевые посты, отходят в глубокий тыл, на спокойные места, превращаются на деле в дезертиров и жалких трусов». В этой связи ЦК ВКП(б) потребовал от всех партийных и советских организаций «покончить с таким нетерпимым положением» и пообещал «самые крутые меры в отношении шкурников и дезертиров». Одновременно «для сплочения всех своих сил для разгрома врага на фронте и в тылу, для подготовки нашей победы над фашистскими бандами» Центральный комитет потребовал от ЦК национальных компартий, обкомов и райкомов в захваченных и находящихся под угрозой захвата врагом областях и районах проведения ряда мер по организации сопротивления [6].

В частности, для организации подпольных коммунистических ячеек и руководства партизанским движением и диверсионной борьбой предписывалось направить в захваченные районы группы по 2-5 человека из числа «наиболее стойких руководящих партийных, советских и комсомольских работников». В тех же районах, которые находились под угрозой захвата, руководители партийных организаций должны были организовать подпольные ячейки, переведя часть коммунистов и комсомольцев на нелегальное положение [5].

Относительно партизанского движения партийным структурам предписывалось «организовать боевые дружины и диверсионные группы из числа участников гражданской войны и из тех товарищей, которые уже проявили себя в истребительных батальонах, в отрядах народного ополчения, а также из работников НКВД, НКГБ и других». При этом указывалось на то, что партизанские отряды и подпольные группы должны быть обеспечены оружием, боеприпасами, деньгами и ценностями, которые необходимо было заранее спрятать. Более того, партийные организации должны были выделить из своего числа тех, кто займется формированием и руководством партизанским движением, а руководителям партийных организаций предписывалось «лично руководить всей этой борьбой в тылу немецких войск», чтобы они «вдохновляли на эту борьбу преданных Советской власти людей личным примером, смелостью и самоотверженностью» [6].

Таким образом, постановление ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 года «Об организации борьбы в тылу германских войск» сыграло одну из важнейших ролей в организации освободительного движения на оккупированных территориях в 1941 году. Вместе с тем, необходимо заметить, что в начале войны партизанские формирования были довольно небольшими и состояли по большей части из военных, отставшие от своих частей или выбирающихся из окружений, партийных и советских работников, милиционеров и местного населения, а основной боевой единицей был партизанский отряд до 100 бойцов [8]. Однако с началом организационной деятельности советской власти отряды стали постепенно превращаться в целые соединения, способные уничтожать крупные силы противника и совершать длительные рейды по его тылам. Уже осенью 1941 года в тылу у немцев насчитывалось 278 подпольных партийных и партизанских ячеек и отрядов, а к концу 1941 года их было создано около 3500 [9]. Одновременно в первый год войны было подготовлено и заброшено на оккупированные территории 437 отрядов и групп, насчитывавших свыше 7 тыс. человек [4]. Все это привело к тому, что уже в ходе летне-осенней кампании 1941 года нацисты были вынуждены отвлечь с фронта на борьбу с партизанами и охрану коммуникаций 15 полевых и 10 охранных дивизий, 27 полицейских полков, а также 144 полицейских батальона. Как докладывали 26 сентября 1941 года начальнику германского генерального штаба Францу Гальдеру, группа армий «Центр» не имела возможности снабжаться «непосредственно через свой район из-за разрушений партизанами железнодорожных путей» [7].

Рост партизанского движения стал одной из причин того, что советские власти приняли решение приступить к централизации его руководства, в чем первостепенную роль сыграл Пономаренко. Именно при его непосредственном содействии 30 мая 1942 года постановлением ГКО № 1837сс при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения [2]. Задачами действий партизан были определены разрушение железных дорог, мостов, линий связи противника, уничтожение складов, нападение на немецкие штабы и аэродромы, а также разведка. Начиная с этого момента партизанское движение и действия Красной Армии стали носить вполне скоординированный характер.

Особое место в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны занимала борьба с оккупантами на территории Белоруссии, где этому особенно способствовал ландшафт республики (леса и болота) и ее стратегическое расположение. Причем из-за того, что линия фронта в первые месяцы войны двигалась на восток слишком быстро, до весны 1942 года материально-технические условия белорусских партизанских отрядов было слабым, а отсутствие связи и координации действий привели к тому, что их действия были преимущественно несогласованными [2]. Кроме того, операции немецких войск летом и осенью 1941 года значительно снизили партизанскую активность в Белоруссии, из-за чего многие отряды ушли в подполье и не предпринимали значительных военных операций. Ситуация начала меняться только после битвы под Москвой, а настоящий перелом, как в Белоруссии, так и в целом на оккупированных территориях, наступил после советского наступления зимой 1942 года и создания ЦШПД.

С мая 1942 года партизанские отряды, в первую очередь в Белоруссии, стали усиливать удары по коммуникациям немецко-фашистских войск, а в августе–сентябре при ЦШПД были организованы совместные совещания командиров и комиссаров украинских, орловских, брянских и белорусских отрядов и соединений, которые скоординировали общие усилия по развертыванию всенародного партизанского движения [9]. Весной 1943 взаимодействие партизан с соединениями Красной армии вышло на оперативно-стратегический уровень и стало систематическим. В результате, в ходе наступательных операций в 1943–1944 годах партизанские силы успешно срывали перегруппировки врага и организованный отвод его войск, а также нарушали их тыловое обеспечение [8]. При этом немецкому командованию приходилось направлять на борьбу с партизанами все большие силы. Так, с середины 1942 года на это отвлекалось до 10% находившихся на советско-германском фронте сухопутных войск, а в 1943 году немецкое командование использовало против партизан помимо полиции, соединений СС и СД, а также тысяч солдат вспомогательных частей, еще около 25 дивизий действующей армии [9].

В 1944 году партизанское движение, особенно в Белоруссии, стало одним из определяющих факторов разгрома немецко-фашистских войск. К началу летнего наступления Красной армии в белорусских партизанских отрядах действовало более 143 тыс. человек и еще 80 тыс. несли охрану лесных лагерей мирного населения [3]. Партизаны наносили удары по вражеским коммуникациям, совершали нападения на отступающие фашистские части, спасали и защищали людей от угона в Германию и многое дороге. Особую роль в освобождении оккупированных территорий сыграла организованная партизанами в 1943–1944 годах «Рельсовая война», в ходе которой количество испорченных железнодорожных путей и пущенных под откос эшелонов противника значительно усложнило оккупантам ведение военных операций и их снабжение, а пропускная способность тыловых железных дорог противника была снижена на 35–40% [8]. И, конечно, нельзя забывать о том, что партизанская борьба стала одной из важнейших составляющих операции «Багратион», в ходе которой народные мстители уничтожили свыше 15 тыс. солдат и офицеров противника и более 17 тыс. взяли в плен.

Всего же, по разным данным, во время войны партизаны организовали свыше 20 тыс. крушений вражеских поездов, вывели из строя более 10 тыс. паровозов и 110 тыс. вагонов, взорвали или сожгли не менее 12 тыс. железнодорожных и шоссейных мостов, уничтожили порядка 65 тыс. автомашин и сотни тысяч тонн горючего. Кроме того, были выведены из строя более 2 300 танков и бронемашин, 17 тыс. км линий связи и свыше 1100 самолетов [9]. При этом карательные акции оккупантов стали причиной гибели каждого седьмого партизана, но не остановили борьбу с захватчиками, которая приобрела в годы войны поистине народный характер. Поэтому за самоотверженные действия, а также проявленные мужество и героизм более 300 тыс. партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями СССР, а более 250 человек удостоены звания Героя Советского Союза [3].

Таким образом, партизанское движение и деятельность подпольщиков, в том числе на территории Белоруссии, являются ярким примером массового героизма, символизирующего единение всего советского народа в борьбе за свою свободу. Любые иные определения являются лишь попыткой переписать историю периода Великой Отечественной войны и исказить правду о событиях того времени.

Литература

  1. Князьков А. С. Подготовка к партизанским действиям в СССР в 1920–1930 гг. // Военно-исторический журнал. – 2016. – № 4. – С.33–38.
  2. Кулинок С.В., Скоморощенко М.Н. Попытки централизации партизанского движения в 1941–1942 гг. Создание Центрального штаба партизанского движения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archives.gov.by/blog/news/1033096
  3. Манаенков А. Л. Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 – июль 1944): краткие сведения об организационной структуре партизанских соединений, бригад (полков), отрядов (батальонов) и их личном составе. – Минск: Беларусь, 1983. – 765 с.
  4. Логунова Т.А. Партийное подполье и партизанское движение в Западных и Центральных областях РСФСР, июль 1941-1943 гг. – М.: Изд-во Московского университета, 1973. – 226
  5. Попов А.Ю. Партизанская и подпольная борьба: сходства и различия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fsb.ru/fsb/smi/interview/single.htm%21id%3d10438160%40fsbsmi.html
  6. Постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск». 18 июля 1941 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/262875-postanovlenie-tsk-vkp-b-ob-organizatsii-borby-v-tylu-germanskih-voysk-18-iyulya-1941-g
  7. 18 июля 1941 года принято Постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.xn--b1azcy.xn--p1ai/metodicheskie-materialy/18-iyulya-1941-goda-prinyato-postanovlenie-tsk-vkp-b-ob-organizatsii-borby-v-tylu-germanskih-vojsk/
  8. Партизанское движение против немецких захватчиков. Великая Отечественная война [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.noo-journal.ru/энциклопедия/персоналии/партизанское-движение/
  9. День партизан и подпольщиков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://polk.press/news/stranicy-istorii/den-partizan-i-podpol-shikov

последние публикации