В течение Великого поста богослужение наполняется особыми покаянными молитвами, среди которых в первую очередь нужно упомянуть молитву прп. Ефрема Сирина († 373). Она произносится на всех великопостных службах, исключая субботние и воскресные дни. Важность молитвы подчеркивается особым правилом ее исполнения. Все прошения разделены на три части, после которых положены земные поклоны, затем следуют двенадцать поясных поклонов со словами «Боже, очисти мя грешнаго», потом молитва читается без перерыва от начала до конца с одним земным поклоном.
В отношении текста нужно заметить, что со времени прп. Ефрема известен только греческий вариант, между тем как святой писал только на сирийском языке. С греческого в последствии был сделан и славянский перевод молитвы. Настоящий вид молитва прп. Ефрема Сирина приобрела в Русской Церкви в период реформ патриарха Никона в 1656 г. Тогда славянский текст был максимально приближен к греческому оригиналу. Например, вместо прежних слов «дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени (т.е. удали) от мене», стало говориться «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». До никоновской реформы было также принято делать при чтении великопостной молитвы шестнадцать земных поклонов.
В «Законоположении» о поклонах, которое находится в 49 главе богослужебного Устава (Типикона), указывается, что общим правилом для молитвы служат евангельские слова: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4,24). Следует заметить, что на эту же цитату ссылаются противники внешней обрядности во время молитвы, отвергающие поклоны. Удивительно, к каким разным выводам можно прийти, используя одни и те же слова в разных контекстах! Ведь слово «поклоняться» может означать «молиться», «почитать», «обожествлять», но вместе с тем и «падать ниц». Характерным местом, выражающим всю полноту значений греческого глагола «проскинисин» («покланяться»), являются стихи из евангельского повествования об искушениях Христа в пустыне. «Все дам Тебе, если павши поклонишься мне», – говорит диавол, а Спаситель возражает, ссылаясь на заповедь Второзакония: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 9-10, ср. Втор. 6,13). Здесь земной поклон явно служит для выражения божеских почестей, и понятно, что они могут воздаваться только Богу и никому вместо Него. Слова Христа, обращенные к самарянке, о поклонении Богу «духом и истиною», конечно, не запрещают внешние формы проявления молитвы, ведь из храмового иудейского богослужения к христианам перешли и поклоны (Деян. 21, 5), и воздеяние рук (1 Тим. 2,8), но они указывают на внутреннее расположение молящегося, на мирное устроение и чистоту души. Согласно с этим и св. ап. Павел говорит, что лучше пять слов, сказанных умом, чем тьмы слов, сказанных языком, что молитва духом есть вместе с тем молитва и умом, т.е. с пониманием произнесенных слов (1 Кор. 14, 15-19).
В связи с этим хочется привести рассуждение свт. Тихона Задонского: «Когда человек стоит перед своим Царем и у него простит милости, то со смирением и благоговением на него смотрит, колени преклоняет и падает перед ним, весь ум и мысли собраными имеет, старается, как бы царя на милость преклонить и желаемое получить. Видишь, христианин, как человек у человека милости просит! Какое внимание, смирение и благоговение показывет, желая получить просимое! Из этого примера мы учимся, как должны мы в молитве стоять перед Господом Богом и Царем нашим, с умилением взирать на пресвятое Лицо Его, колени со смирением преклонять и падать перед Его величеством и желаемое просить. О человек! Помни в молитве своей, что ты перед Богом стоишь, с Богом беседуешь, Богу говоришь: «Господи, помилуй! Господи, ущедри! Господи, услыши! Господи, спаси!»
Молитва прп. Ефрема Сирина как нельзя лучше в кратких словах раскрывает «умное делание», как называли молитву святые подвижники. Здесь указываются те духовные блага, к стяжанию которых должна стремиться верующая душа. Молитва не должна совершаться от праздности, жалости к себе, многословия и стремления верховодить. Наоборот, настоящая молитва совершается в полной сосредоточенности, со смирением, готовностью все потерпеть, ради любви к Богу и ближнему. В особенности же следует избегать греха осуждения, но помнить свои грехи, прощая других людей. Земной поклон кроме выражения благоговения перед Богом и усиления просьбы показывает, по слову св. Василия Великого, что грехи стали причиною падения человека, но человеколюбие Божие восстанавливает его в прежнем сыновнем достоинстве, предоставляя возможность снова прямо стоять перед Богом (Новая скрижаль. IV, 55). Таким образом, великопостная молитва вместе с земными поклонами сохраняет и питает покаянный дух, о котором сказано в псалме: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50,19).