Круглый стол «Церковь и историческая память» был запланирован ещё в начале 2021 г., когда не было известно о том, что в Белоруссии 2022 год будет объявлен Годом исторической памяти. Осенью 2021 г. о проведении мероприятия договорились окончательно. Организаторами мероприятия выступили Синодальная историческая комиссия Белорусской Православной Церкви, Институт социологии Национальной академии наук Белоруссии, Минская духовная академия и Центр евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске. Круглый стол прошёл на базе Минской духовной академии 9 ноября 2022 г.
После небольшого приветствия слово взял директор Института социологии Национальной академии наук Белоруссии Николай Леонтьевич Мысливец. Его доклад назывался «Историческая память: современные исследовательские практики». Докладчик подробно рассказал об истории изучения исторической памяти, подчеркнул разнообразие попыток типологизировать явление. Описав современные практики исследования исторической памяти, Н.Л. Мысливец проиллюстрировал её различные проявления на примере белорусского общества, приведя ряд цифр из последних социологических исследований, проведённых институтом, сравнив эти цифры с предыдущим исследованием.
Председатель Синодальной исторической комиссии протоиерей Александр Романчук поднял вопрос устойчивости Православной Церкви в постсекулярном мире. В настоящее время для традиционных религий в частности и для традиционного мировоззрения в целом существует множество вызовов, которые необходимо осознать, чтобы понять, как на них реагировать. Вызовы традиционным религиям достаточно разнообразны, некоторые из них, например, использующие неоязыческую риторику, базируются на псевдоархаике, которая навязывается как традиция, хотя на самом деле является современным конструктом, лишь внешне напоминающим традицию. Современное геополитическое положение мира также накладывает свой отпечаток на состояние традиционного мировоззрения. Отец Александр постарался описать, какими возможностями обладает Православная Церковь в постсекулярном настоящем, что она сможет сделать и каким образом способна противостать вызовам современности.
Начальник отдела региональной социологии Института социологии Наталья Леонидовна Балич сделала доклад на тему «Христианство как основа формирования традиционных ценностей белорусов». На основе данных социологических опросов, проведённых в первой половине 2022 г., докладчик показала структуру ценностей белорусского общества в целом, структуру ценностей в зависимости от типа мировоззрения (верующие, неверующие, неопределившиеся), а также структуру ценностей православных и католических верующих. Оказалось, что первые позиции при градации ценностей для всех категорий опрошенных были в основном одинаковыми: здоровье, семья, дети, деньги и материальных достаток. При этом имелось в виду не собственное здоровье, а беспокойство о здоровье близких. При этом, если у верующих на первом месте оказалось здоровье, второе разделили семья и дети, третье место занял душевный покой и комфорт, а четвёртое – деньги и материальный достаток, то у неопределившихся на первом месте оказалось здоровье, на втором – семья, на третьем – дети, а на четвёртом деньги и материальный достаток. Душевный покой и комфорт стали пятой позицией. Для неверующих картина также несколько отличалась. Первое место традиционно заняло здоровье, второе – семья, третье – деньги и материальный достаток, дети оказались лишь на четвёртом месте, на пятом – дружба и душевный комфорт. Таким образом, материальное благосостояние у неверующих белорусов стало более значимой ценностью, чем дети. Практически не различается ценностная структура у православных и католиков, вопрос состоит лишь в ранжировании ценностей по местам. Если первые три места у православных заняли соответственно здоровье, дети и семья, то у католиков семья и дети поменялись местами. На четвёртом месте у православных расположился душевный покой и комфорт, а на пятом деньги и материальный достаток. У католиков обе эти ценности заняли четвёртое место. Интересно, что религиозная вера ни у католиков, ни у православных не вошла в первую пятёрку ценностей. Это может говорить о серьёзной секуляризации современного общества.
Заведующая кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии Валентина Анатольевна Теплова в своём докладе обратила внимание на юбилейные даты церковной истории, которые отмечаются в 2022 г. и будут отмечаться в 2023 г. Юбилеи составляют неотъемлемую честь коллективной исторической памяти, что повышает их значимость. От того, на какие юбилеи обращают внимание руководящие структуры, зависит выстраивание в человеческом сознании опорных точек для поддержания и укрепления исторической памяти. Обращения большего или меньшего внимания на тот или иной юбилей, способы отмечания юбилейных дат, распространение информации об этом в обществе – от этих и других действий зависит то, останется ли в исторической памяти какое-либо событие актуальным или уйдёт на её периферию.
Младший научный сотрудник Института социологии Александр Олегович Рожков рассказал о достаточно специфическом исследовании, посвящённом анализу видеоигр как средства саморазвития, формирующего культурно-религиозную идентичность. Были получены интересные выводы. Верующие люди и атеисты, т.е. люди более убеждённые, играющие в компьютерные игры, оказались менее погружёнными в игровой мир, т.е. для них игровая реальность оставалась игровой и не смешивалась с реальным миром. Люди же не определившиеся, находящиеся в духовном поиске или сторонники всевозможных духовных практик, которые можно отнести к нью-эйдж, наоборот, менее склонны разделять реальный и виртуальный мир.
Ещё один доклад прочитал ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Александр Дмитриевич Гронский. Доклад посвящался конструированию исторической памяти через формирование представлений о «национальных» религиях. Докладчик обратил внимание, что историческая память не всегда бывает естественной, в ряде случаев она формируется путём навязывания обществу придуманных воспоминаний о том, чего на самом деле не было, или с помощью интерпретации исторических сюжетов до такой степени, что они теряют изначальный смысл и направленность. Например, так случилось с формированием образа белорусского героя из польского повстанца Константина Калиновского. Реальный исторический персонаж, выступавший за возрождение Польши, в подаче националистически ангажированных интеллектуалов превратился в белорусского национального героя, практически не имеющего ничего общего в сфере идеологических устремлений с реальным протопопом. Попытка сформулировать представление о национальных белорусских религиях также ушла недалеко от таких действий. Были проанализированы униатство, автокефальное белорусское православие и неоязычество. Все эти направления разные группы белорусских националистов стремились навязать как национальные белорусские религии. Однако в целом попытки оказались неудачными. Национальными эти религиозные направления рассматриваются лишь в среде лиц, подверженных националистической пропаганде. Тем не менее, желание создать из униатства, автокефального белорусского православия или неоязычества национальную белорусскую религию продолжаются.
После каждого доклада предусматривалась дискуссия. В которой активное участие приняли не только сами выступающие, но и другие участники круглого стола, а также интересующиеся тематикой сторонние слушатели. Дискуссии по итогам мероприятия продолжились во время чаепития.
В качестве итога работы круглого стола «Церковь и историческая память» участники мероприятия предложили продолжить сотрудничество сторон, организовавших научное собрание, продумать возможную тематику будущих научных мероприятий и активизировать личное общение и обмен научной информацией между участниками круглого стола.
Все фотографии предоставлены участниками мероприятия.