Sunday, January 26, 2025

У истоков изучения истории Православной Церкви Беларуси

В ушедшем 2022 году Православная Церковь Беларуси отметила свое 1030 – летие. В связи с этим, уместно вспомнить ее первых историков – архиепископа Могилевского Георгия (Конисского) и протоиерей Иоанна Григоровича.   

Мало кто знает, что владыка Георгий оставил после себя большое историческое наследие. Исключительное место в нем занимают труды по истории Православной Церкви Беларуси. Интерес иерарха к истории Православия на белорусско-украинских землях объясняется, прежде всего, его церковной деятельностью, связанной с защитой гражданских прав православного населения Речи Посполитой, хотя, по замечанию его биографа М.Г. Павловского, «видно, что Конисский по призванию и по образованию был историк; видно, что он любил историю, и что она составляла обычное его занятие»[1].

Свои первоначальные знания по церковной истории будущий архиепископ Могилевский получил еще в Киево-Могилянскай академии. Позже он пополнил их за счет самостоятельного изучения древнерусских летописей, западных и польских хроник, полемической богословской литературы второй половины XVI – первой пол. XVII вв., трудов античных авторов, польских и российских историков, на которые часто ссылается при изложении и обосновании своих исторических взглядов. Приобретенные знания были подкреплены собственными наблюдениями над  конфессиональной ситуацией, сложившейся в Речи Посполитой в середине и второй половине XVIII в., отличавшейся крайней нетерпимостью к православному меньшинству.    

Одним из первых шагов епископа Георгия при вступлении на Могилевскую кафедру (1755 г.) стала систематизация епархиальной документации и формирование архива, которого до прихода святителя не существовало. Один из его предшественников епископ Могилевский Сильвестр (Четвертинский) отмечал, что при пожарах во время Северной войны погибло множество фундушевых грамот могилевской кафедральной церкви Св. Спаса, Св. Троицкой церкви Мстиславля и других храмов и монастырей единственной в Речи Посполитой православной епархии. Об этом епископ Сильвестр заявлял официально и сделал соответствующую запись в городских Могилевских книгах[2]. Несколько позже об этом же в Св. Синод сообщал другой епископ Могилевский Иероним (Волчанский): «Во время шведской войны в Польше многие города, села и деревни, также церкви и монастыри благочестивые разграблены, а иные сожжены, как и город Могилев со всеми церквами и кафедрою в то время от неприятеля спасен и архив со всеми документами сгорел, а уцелевшие расхищены»[3].

Однако были и другие причины гибели церковных документов. Зачастую это было связано с целенаправленной деятельностью католических властей, которые прятали королевскее привилеи на свободное отправление обрядов православным населением, фундушевые записи на земельные владения под угрозой «не только лишения своего благословления, но и … кары Божией».

Подтверждением подобных акций может служить нападение католических миссионеров и шляхты в 1751 г. на Марков монастырь в Витебске. Как сообщал игумен монастыря Иакинф Пелкинский, святыня была разграблена, монахи разогнаны, документы и привилеи насильно отобраны или погибли при пожаре доминиканского монастыря. Неудивительно, когда после смерти епископа Иеронима (Волчанского) возник вопрос  о поставлении на Могилевскую кафедру нового иерарха и Св. Синод обратился к наместнику могилевскому иеромонаху Иакову Ильницкому и киевскому митрополиту Тимофею (Щербацкому) с просьбой разыскать в местных архивах древние грамоты и привилеи на Белорусскую епархию, то и тот, и другой вынуждены были ответить, что таковых «не сискалось»[4]. Епископ Георгий (Конисский) хорошо понимал значение кафедральной документации для обоснования и защиты гражданских прав православного населения. Именно поэтому владыка вместе с поисками исторических документов, тщательно изучал законодательство Речи Посполитой. 

Первое знакомство епископа Георгия с епархиальной канцелярией поразило его упадком и запустением. «В архиве катедральной здешней и канцелярии, – писал он в Синод, – никакого порядку не нахожу; присланные из … Синода указы к антецессорам моим некоторые пособирал я, и не знаю все ли, особливо что репортов при указех також и черних о отнятии на унию церквей и обидах священству прошедших годов учиненных доношений нет… потому знать не могу, что в … Синод представлено и что нет, и справки учинить о том нет с кого, на умерших все слагается»[5]. Не случайно свою церковную деятельность архиепископ начал со сбора королевских грамот и привилеев, которые получала Могилевская православная епархия за все время своего существования. Уже в 1757 г. епископу Могилевскому было передано одиннадцать документов на владения Могилевской кафедры, обнаруженные в архиве князя А.Д. Меньшикова, а также копии синодальных указов и формуляры донесений прежних епископов, в которых имелись сведения о православных храмах, захваченных униатами[6]. Именно эти документы составили реестр отобранных церквей и положили начало знаменитому «Архиву Конисского»[7]. Документы «Архива» использовались православными в тяжбах с униатами. Обоснованная исторически и подтвержденная документами защита позиций православных в Могилевской епархии дала возможность иерарху в конце своей жизни сказать: «В бытность моего архиерейства еще не была отнята ни одна церковь».

В 1765 г., находясь в Варшаве по случаю представления новому королю Станиславу Августу Понятовскому и получению от него подтвердительной грамоты на епископскую кафедру, архиепископ Могилевский подает «Мемориал об обидах православным», состоящий из 20 пунктов и реестр всех случаев угнетения православных в Речи Посполитой, которые имели место за время его епископства с приложением списка церквей, отнятых в унию[8]. Основанный на свидетельствах неопровержимых документов «Мемориал» содержал просьбу позволить свободный переход всем желающим из унии в Православие. Таким образом, вместе с заботами об укреплении материальной базы единственной православной епархии Речи Посполитой, архиепископ Георгий прилагал большие усилия к поискам документов, подтверждавших и восстанавливающих права православного населения вверенной ему епархии.   

В 1767 г. он публикует в Варшаве свою новую работу «Права и вольности, исповедующих греко-восточную веру в Польше и Литве»[9], ставшую незаменимым историко-юридическим справочником в спорных вопросах между православными и униатами. Практическая ценность книги преосвященного Георгия была признана Св. Синодом: «Оную книгу для случающихся впредь справок взнесть в список и хранить в канцелярии Св. Синода с Указными книгами, а для удобнейшего чтения перевесть … на российский язык». Перевод книги был выполнен известным синодальным переводчиком Лукою Сичкаревым. Значение предпринятого епископом Могилевским исторического исследования было высоко оценено его современниками и последователями. Так, архиепископ Филарет (Гумилевский), работая над историей Русской церкви, писал: «Конисский основывал свои суждения не только на мыслях веры, но и на государственных постановлениях самой Польши»[10].

Первой попыткой изложения истории Православия белорусских землях от истоков до «недавних лет» с краткими биографическими сведениями о ее иерархах является «Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях, в Польше бывших, благочестивых, т.е. греко-восточного исповедания, кои римлянами обращены на унию или соединены с Римскою церковию» с приложением «Каталога православных епископов Могилевских»[11]. Написанное после 1774 г. с привлечением широкого круга разнообразных источников, это исследование положило начало изучению истории Православной церкви Беларуси с краткими биографическими сведениями о ее иерархах.

Однако центральной проблемой исторических поисков Георгия (Конисского) стала история Брестской церковной унии. Ее изучению он посвятил «Записки о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римской церковью». Поводом к созданию этого исторического исследования послужило распространявшееся официальными властями Речи Посполитой во второй половине  XVIII  в. суждение, будто бы население Беларуси и Украины было униатами и до заключения церковной унии 1596 г. Основанием для подобного утверждения являлось послание («эпистолия») митрополита Киевского Мисаила к папе Сиксту IV от 14 марта 1476 г., в котором содержалась жалоба на католиков за притеснения православных и просьба о восстановлении мира между жителями Великого княжества Литовского «во едину любовь Христову». На основании этой «эпистолии» униатский митрополит Ипатий Потей в 1605 г. заявил, что уния на Руси существовала и до 1596 г. В середине XVIII века, когда в Речи Посполитой возник диссидентский вопрос, эта проблема вновь оживилась. Свое суждение в возникшей дискуссии высказал епископ Могилевский. 

Святитель обратился к своему ученику и сподвижнику епископу Слуцкому Виктору (Садковскому) с просьбой прислать ему из Польши нужные для работы материалы. В   письме архиепископу Георгию от 1792 г. епископ Виктор писал: «Подобных упомянутых в письме Вашем экземпляров книжек <…> собрал несколько, коих не упущу по верной оказии доставить Вашему Высокопреосвященству»[12].

Источниковая база «Записок» необычайно разнообразна и широка. Она представлена не только древними (греческими и латинскими) авторами, но и средневековыми польскими, белорусскими и украинскими. Автор хорошо знаком с работами идеологов церковной унии – Петра Скарги и Антонио Поссевино. Епископ Могилевский  постоянно обращается к исследованиям М. Стрыйковского, Я. Длугаша, М. Кромера, Ч. Барония и др. авторов, современников описываемых ими событий. Большой и разнообразный материал, который приводит архиепископ Георгий, дает представление о том, какого рода книги были нужны преосвященному.

По форме изложения «Записки» Георгия Конисского относятся к жанру богословско-полемической и апологетической литературы, столь распространенному на белорусско-украинских землях в конце XVI – первой половине XVII вв., и, скорее всего, являются продолжением этой литературы. Святитель связал между собою «век нынешний и век минувший», перенеся думы, чаяния и надежды православных мыслителей прошлого в новые условия конца XVIII в.

«Записки» архиепископа Георгия состоят из двух частей. В первой части автор полемизирует с доводами католических историков об истоках христианства на Руси и распространением Православия на древнерусских землях. Во второй части – последовательно и обоснованно доказывает, что сохранившиеся источники не дают основания утверждать о том, что до 1596 г. на Руси (Украина и Беларусь) существовала уния с Римом. По сути Георгий (Конисский) создал православную концепцию церковной унии, которая легла в основу работ всех православных исследователей церковной унии XIX века (Бантыш-Каменский, М.О. Коялович и др.).

Источник: https://obitel-minsk.ru/assets/images/read/2023/main/svyatoj-georgij-konisskij-big.jpg

Таким образом, историческая позиция Георгия Конисского определялись, прежде всего, пониманием того, что бесправное положение, в котором оказалась Православная церковь и православное население белорусско-украинских земель в XVIII в., угрожает ее существованию и свидетельствует о ее скором исчезновении. Защита Православия требовала от иерарха не только точной картины состояния церковной жизни, но и хорошего знания законодательства Речи Посполитой, которое бы давало возможность вести борьбу за сохранение наследия Православной Церкви. Именно этим определяется реализм картины, нарисованной первоиерархом в его исторических работах. Точность, свойственная его работам, позволяет современным историкам церкви использовать исторические работы архиепископа Могилевского как достоверный источник по изучению конфессиональной истории Беларуси. 

Значение исторических работ архиепископа Георгия (Конисского) для потомства, пожалуй, точнее других определил великий А. С. Пушкин: «Как историк, Георгий Конисский ещё не оценён по достоинству, ибо счастливый мадригал приносит иногда более славы, нежели создание истинно высокое, редко понятное для записных ценителей ума человеческого и мало доступное для большого числа читателей. Протоиерей И. Григорович, издав сочинение великого архиепископа Белоруссии, оказал обществу важную услугу. Будем надеяться, что и великий историк Малороссии найдёт себе, наконец, столь же достойного издателя»[13].  В оценке гениального поэта содержится и определение заслуг издателя могилевского архиепископа протоиерея Иоанна Григоровича, который продолжил работу, начатую своим великим предшественником по сбору и публикации источников, отображающих историю Православной Церкви Беларуси, Украины и Литвы. Можно с уверенностью сказать, что огромное количество документов без издательской деятельности протоиерея Иоанна Григоровича до наших дней вряд ли бы сохранилось. 


[1] Павловский М.Г. Георгий Конисский, архиепископ Могилевский // Христианское чтение. – Спб., 1873. № 1. – С. 4.

[2] Шпачинский Н., свящ.: Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние киевской митрополии в его правление (1757–1770 гг.). – Киев: Тип. Т-ва Н. А. Гирич, 1907. — XII, 667 с.

[3] РГИА.Ф. 796. Оп. 46. Д. 343. Л.1-2.

[4] Буглаков Михаил, свящ. Преосвященный Георгий, архиепископ Могилевский.– Мн.: «Виноград», 2000. – С. 116-118.

[5] РГИА.Ф. 796. Оп. 35. Д. 493, Л. 283.

[6] РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 135. Л.л 2-5.

[7] Конисский Г. Собр. соч. Георгия Конисского, архиепископа белорусского с портретом и жизнеописанием его. Изд. прот. Иоанном Григоровичем. Ч. 1- 2. — Спб: тип. Рос. акад., 1835;  То же. Ч. 1—2. Спб.: тип. А. Вейсмар, 1861.

[8]Документы, объясняющие историю западнорусского края и его отношения к России и Польше». – Спб., 1865. С. 372-418.

[9]Конисский Г. Собр. соч. изд. – 2-е. Ч. 1.

[10] Обзор русской духовной литературы. Изд.3-е. – Спб., 1884. – С.367.

[11] Конисский Г. Собрание сочинений Георгия Конисского, архиепископа белорусского с портретом и жизнеописанием его. Изд. прот. Иоанном Григоровичем. – Ч. 1 – 2. – Спб: тип. Рос. акад., 1835. – С. 187–217.

[12]Могилевские губернские Ведомости. 1859. № 90.

[13] Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 5. М., 1947. С. 117–127.

Валентина ТЕПЛОВА
Валентина ТЕПЛОВА
Валентина Анатольевна Теплова - к.и.н., доцент. Заведующая кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, доцент исторического факультета Белгосуниверситета, член Синодальной исторической комиссии БПЦ.

последние публикации