Польша на протяжении всей своей истории претендует на роль мощного геополитического игрока в Восточной Европе, хотя это государственное образование нередко само оказывалось в положении субъекта «большой игры» великих держав в регионе. Тем не менее польское руководство стремится проводить собственную политику, неотъемлемой и традиционной составляющей которой является русофобская идеология, вне зависимости от того, какой именно флаг развивается над Президентским дворцом в Варшаве.
Очевидно, что в сознании польских политиков вектор восточной политики остаётся доминирующим. Сильная зависимость от единой внешней политики Европейского союза, а также антироссийские настроения в самой Польше приводят к шагам, направленным на расширение своего влияния на территории бывшей Российской Империи и Советского Союза. Это направление имеет собственную специфику. Во-первых, в этом регионе проживают народы, образующие независимые государства – Белоруссию, Украину, Латвию, Литву, Эстонию и Молдову, которые исторически являлись объектами польской экспансии. Во-вторых, на протяжении веков у России в этих областях существовали интересы, связанные с собственной безопасностью и экономикой, в корне противоположные устремлениям польской шляхты. В-третьих, большой проблемой для современной Польши стал высокий уровень этнической, культурной и языковой интеграции западных республик бывшего Советского Союза, максимально отдалившей их от Варшавы. На настоящем этапе, чтобы продвигать собственные интересы в этом регионе, Польше приходится проводить в жизнь целый комплекс мероприятий «мягкой силы», направленных на создание отдельных структур и организаций, которые смогли бы решать поставленные задачи. Однако для любой серьёзной и фундаментальной работы на международной арене требуются квалифицированные кадры. Поэтому ещё в 1980-е гг. встал вопрос о создании специальных учебных заведений, которые были бы сопряжены с деятельностью внешнеполитических ведомств и спецслужб.
Так в 1981 г. родилась идея о создании «института Восточной Европы», который занимался бы исследованием различных процессов в странах коммунистического блока. Но началось всё с издания подпольного журнала «Обоз». В нём издавались статьи, посвященные общественно-политическим проблемам стран и народов Центральной и Восточной Европы. Создателями журнала стали главные оппозиционеры коммунистического режима, экстремистски настроенные элементы из числа нелегального профсоюза «Солидарность» — Анджей Ананич, Ян Малицкий и Тадеуш Майда. «Солидарность» была основана в 1980 г., правительство со своей стороны предпринимало все возможные меры для прекращения его деятельности, включая политические репрессии. Однако, действуя подпольно, при значительной финансовой поддержке Ватикана и США, профсоюз выжил и к концу 1980-х гг. стал значительной политической силой в новом Польском государстве. «Солидарность» сыграла главную роль в декоммунизации Польши, а создатели «Обоза» пошли еще дальше – активно разрабатывали концепцию развала СССР. Упор делался, в первую очередь, на нагнетании «национальной проблемы» и необходимости развития идеи о самоопределении народов, проживающих на территории Советского Союза. Отдельное место в этих исследованиях отводилось и Польше. За основу были взяты идеи Юзефа Пилсудского о создании «новой Речи Посполитой», которая должна была возникнуть на обломках Советской империи. Акцент делался и на развитии теорий Збигнева Бжезинского – американского политолога польского происхождения, известного своими антисоветскими и антироссийскими высказываниями. Его труды воспитали не одно поколение западных политиков и дипломатов на идеях «обнуления» русской цивилизации.
В 1990 г. на базе Института востоковедения Варшавского университета начала работу «Студия Восточной Европы» (СВЕ). Однако подчеркнем, что эта организация существует на правах независимого института. Директор СВЕ Ян Малицкий неоднократно и публично заявлял, что целью работы СВЕ является «восстановление польской зоны влияния в Восточной Европе». «Моя роль и роль Центра Восточноевропейских исследований — обучать и готовить специалистов, которые хорошо знают наш регион. Мы стремимся повысить их профессиональный уровень. Я хотел, чтобы они получали нужные знания и возвращались в свои страны, где могли бы работать на благо родины», – заявил в интервью Ян Малицкий1.
Основной спецификой работы студии стало привлечение не только студентов польского происхождения, но и граждан стран СНГ. Для этих целей выделяются специальные гранты (стипендии), предоставляющие возможность студентам поступать в Варшавский университет и получить высшее образование. Так называемые «Восточные стипендии» предназначены для кандидатов из стран бывшего СССР и коммунистического лагеря. Руководство института подчеркивает, что главная миссия организации заключается в том, чтобы поляки и их коллеги из других стран вместе могли изучать вопросы прошлого, настоящего и будущего региона. Исходя из риторики официальной Варшавы, нетрудно догадаться, о каком именно будущем идёт речь. За годы работы Студии через её стены прошли студенты из всех стран СНГ, а также из Монголии, Турции, Хорватии, Чехии, Болгарии, Венгрии и Македонии. Важно подчеркнуть, что предпочтение при наборе студентов отдается кандидатам, которые могут доказать свои академические достижения или организационную деятельность, чьи достижения позволили бы им эффективно использовать углубленное изучение этой специализации в своих странах в различных областях общественной жизни. Для программы аспирантуры предпочтительны люди, интересующиеся восточной политикой или занимающиеся ей профессионально, а также сотрудники центральных и местных органов власти, ответственные за международное сотрудничество и бизнес2. Предполагается, что выпускники должны проводить исследовательские работы, а также развивать и применять организационный и практический опыт3.
Отдельного внимания заслуживают и именные стипендии, практикуемые в СВЕ. Так, например, стипендиальная программа Лейна Киркленда направлена на передачу польского опыта в области системных преобразований и европейской интеграции специалистам и экспертам из стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. Примечательно, что именно Киркленд в 1980-е гг. занимался финансированием движения «Солидарность». Данная программа спонсируется Польско-американским фондом свободы, созданном в 2000-м году. Руководит фондом Ежи Козьминский, который в 1994-2000 гг. был послом Польши в США. При его участии Польша вступила в НАТО в 1999 году. Цель фонда – хрестоматийная поддержка построения гражданского общества, распространение демократии и рыночной экономики.
Стипендия им. Кшиштофа Скубишевского финансируется Фондом его семьи и находится под патронажем МИД Польши. Гранты также направлены на привлечение студентов из стран Балканского региона, Восточной и Центральной Европы, России, Кавказа и Центральной Азии. Студенты проходят годичную стажировку по программе в области международного права, политологии и новейшей истории.
Стоит упомянуть и стипендиальную программу им. Константина Калиновского. Константин (Кастусь) Калиновский – польский революционер, один из руководителей польского восстания 1863 г. на территории современной Белоруссии и Литвы. Изначально данная стипендия была адресована студентам, отчисленным из белорусских вузов по политическим мотивам. Со временем к программе стали привлекаться люди, которые не могут учиться в Беларуси из-за своих политических взглядов и «приверженности делу защиты демократии и прав человека». Так был создан Центр белорусских исследований (CSB) при Варшавском университете. Известно, что в организации работают 11 белорусских историков, в основном из Гродно4. Управлением данного Центра занимаются МИД, а также Министерство науки и высшего образования Польши. Главой комиссии по отбору кандидатов на обучение является сам директор Центра восточноевропейских исследований Варшавского университета Ян Малицкий. Выпускники этой программы становятся активными политическими деятелями, транслирующими польскую и западную позицию в СМИ, искусстве и культуре, а также в различных общественных движениях и организациях.
Помимо именных стипендиальных программ в СВЕ существуют и короткие стажировки. Например, с 1991 г. действует Восточная летняя школа, а с 2004 г. Восточная зимняя школа. Эти курсы также предназначены для студентов из бывшего СССР и Центральной Европы, привлекаются исследователи из США, Франции, Великобритании и др. Работает и Польско-русская школа, которая появилась в ответ на необходимость воспитания элиты, так называемых будущих лидеров социальных изменений в России, Белоруссии, Украине и в других странах. Изучаемые области – политика, СМИ, наука, культура и гражданское общество.
На базе института проводятся и различные научные конференции с ярко выраженной антироссийской направленностью. Так в рамках международной конференции «Прометея» обсуждаются проблемы «прометеевского движения», которое возникло в Польше ещё во времена Юзефа Пилсудского. Цель «прометезима» – раскол России с использованием националистических движений внутри страны. Данная концепция является частью проекта по созданию конфедеративного объединения «Междуморье». Очевидно, что для польских элит эта идея по-прежнему остается доминирующей. Она выражается не только в научных исследованиях, но и в конкретных внешнеполитических действиях.
Кавказский регион также входит в сферу интересов СВЕ. Так, например, на конференции кавказоведов им. Георгия Парадзе обсуждаются современные проблемы региона. Наиболее рассматриваемыми темами являются социальные и культурные аспекты «трансформации, демократизации и системных изменений» в Закавказье. Дискуссии охватывают и вопросы территориальных конфликтов. Особое место отводится рассуждениям о значимости отношений США и ЕС с государствами южного Кавказа в контексте необходимости обеспечения энергетической безопасности, а также противостояния внешней политике России. На отдельной конференции «Кавказ после 1991 года» обсуждаются острые политические и социокультурные вопросы.
Стоит отметить и направленность премий, которые присуждаются исследователям института за свои «научные» достижения. Премией им. Ивана Выговского отмечают заслуги украинских граждан за исследования в области развития гражданского общества и демократических ценностей на Украине. Напомним, что Иван Выговский – гетман войска Запорожского, который после смерти Богдана Хмельницкого резко изменил курс внешней политики Сечи в сторону Речи Посполитой, это произошло уже после воссоединения Украины с Россией в 1654 году и привело к длительной и кровавой гражданской войне. Премия им. Льва Сапеги присуждается гражданам Белоруссии, награда призвана отметить особые заслуги белорусских граждан в формировании и развитии гражданского общества в стране и построении «независимой, демократической Беларуси», ориентированной на Европу, «с учетом лучших исторических традиций Речи Посполитой». Премия им. Юлиуша Бардаха присуждается за лучшие магистерские и докторские диссертации по вопросам государственного, правового и культурного наследия Великого княжества Литовского, а также анализу проблем, связанных с историей стран бывшего Великого княжества Литовского – Беларуссии, Литвы, Польши и Украины.
«Научная» составляющая Студии Восточной Европы заканчивается там, где начинаются государственные интересы Польши. Так, сам Малицкий, с одной стороны, в интервью признаётся, что большинство выпускников СВЕ остаётся в Польше5. Однако, с другой стороны, ни сама программа, ни отдельные направления исследований не сворачиваются. Почему? Зачем Студия продолжает наборы всё новых и новых студентов из стран СНГ? Трактовки основных научно-исследовательских задач ясно дают понять, что вся работа, проводимая СВЕ, делается лишь в интересах коллективного Запада и проводящей русофобскую политику Польши. За основу образования взята либерально-демократическая концепция, разработанная США и их союзниками во времена Холодной войны. Подготовка квалифицированных кадров с пропольским и прозападным видением восточноевропейской конъюнктуры, а также демонизация России – основный принцип работы СВЕ. Чем больше россиян, белорусов или украинцев пройдёт подготовку в Студии, тем лучше для Польши. Следовательно, вывод очевиден: Варшаве нужны опытные кадры, вышедшие из стран СНГ на тот случай, если всё-таки удастся привести в жизни концепцию «Междуморье» или создать «Новую Речь Посполитую». В этом случае нужны кадры на местах – пропагандисты, преподавательский состав, управленцы всех уровней, главы администраций и представители бизнеса, которые будут убеждены в том, что определенные бывшие республики Советского Союза – неотъемлемая часть некогда великой и «законный трофей» обновленной Речи Посполитой. Пугающим является не сам факт наличия подобной организации в Польше, а то, что она создана специально для привлечения, «перевоспитания» и переформатирования сознания граждан постсоветского пространства. К тому же, немаловажную роль играет и факт финансирования СВЕ за счёт западных инвестиций, соответственно, выполняющих западный политический и социокультурный заказ.
Эта многолетняя работа уже имеет свои плоды. «Майданы», гражданские войны и попытки цветных революций затронули все (!) страны СНГ. Налицо серьёзная, многовекторная и многопрофильная деятельность, которая направлена на организацию управляемого хаоса на всём постсоветском пространстве, а также на подготовку «управляющего резерва» на территориях, где амбиции польского руководства дойдут до создания неких «прокси-государств», например, на территории Украины.
Возникает резонный вопрос, можем ли мы чем-то ответить на подобную деятельность? Из-за отсутствия в России чёткой внешнеполитической концепции и идеологической составляющей, подготовка гражданских специалистов по профильным программам, связанных с международными отношениями, носит исключительно обобщённый характер. В 1990-е и в начале 2000-х гг. это было обусловлено новыми правилами игры, которые «любезно» продиктовали США и их союзники. Однако уже к 2008 г. стало понятно, что никакого равенства мнений на мировой арене быть не может, а для Запада приемлема только одна концепция мироустройства – доминирование англосаксонского фактора. Хотя очевидно, что разнообразие цивилизаций, культур, менталитетов, религий и просто подходов к жизни не приемлет примитивного и однобокого видения западных политиков. Отсюда возникает острая необходимость создания собственных научно-исследовательских институтов, которые основывались бы не на реваншистских настроениях (как в случае Польши), а на развитии уникальной внешнеполитической парадигмы, учитывающей весь спектр национально-государственных интересов России.
- «Мы должны ограничивать роль Польши в регионе» — интервью с Яном Малицким. Источник: https://eastbook.eu/
- Официальный сайт Студии Восточной Европы.
Источник: https://studium.uw.edu.pl/ - 25 Scholarships for the East European Studies 2017, University of Warsaw, Poland. Источник: https://armacad.info/
- Официальный сайт Студии Восточной Европы.
- Источник: https://studium.uw.edu.pl/
- «Мы должны ограничивать роль Польши в регионе» — интервью с Яном Малицким. Источник: https://eastbook.eu/