Saturday, October 12, 2024

«Союз поляков Беларуси»: микрогосударство и католицизация

“Союз поляков Беларуси” (далее – СПБ) был образован в 1990 г. на базе двух польских культурно-просветительских обществ. Учредительный съезд состоялся 16 июля 1990 г. в Гродно. Подробная информация о данном мероприятии представлена в аналитической записке группы анализа общественно-политической обстановки Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии (далее – ЦК КПБ) от 14 августа 1990 г. На учредительном съезде присутствовало 293 делегата, среди гостей были представители «Белорусского народного фронта», «Союза поляков Литвы», польских культурно-просветительских обществ Украины, официальные лица, представлявшие государственные органы Польши.

С основным докладом на съезде выступил председатель Гродненского областного польского культурно-просветительского общества Т. Гавин (подполковник пограничной службы, член КПСС). Он охарактеризовал положение поляков, польской культуры и языка в Беларуси как «бесправное, бедственное». В ряде выступлений звучали мысли о том, что «настали радостные времена для поляков», «мы собрались под единым бело-красным флагом и польским орлом». Бурными овациями была встречена речь одного из католических священнослужителей из Пинска: «Нас, поляков, никто не уничтожил, не сломал. Никто нас не уничтожит, не сломит. Мы имеем право не просить, а требовать». Еще большим радикализмом отличалось выступление представителя польской диаспоры Литвы: «Отбирайте землю, это ваша земля, поляки».

Авторы аналитической записки пришли к выводу, что в Советской Беларуси «создавалась общественно-политическая организация со всей инфраструктурой политической партии национальной ориентации. Такие вводимые элементы, как свои гимн, герб, флаг, другая символика, придают СПБ черты микрогосударства в государстве. В документах БССР именуется как Белорусская Республика» [1, л. 46–47]. Председателем организации был избран Т. Гавин.

СПБ сразу после своего создания развернул довольно бурную деятельность по «пробуждению польскости» жителей Советской Беларуси (прежде всего Гродненской области). Информация о данной деятельности была собрана и проанализирована в информационной записке, направленной Прокуратурой БССР Первому секретарю ЦК КПБ Е.Е. Соколову (22 октября 1990 г.). В документе сообщалось, что согласно данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. в Советской Беларуси проживало 417 720 поляков, более 300 000 из них – в Гродненской области (25,9 % от общей численности населения области). Компактное большинство поляков проживало лишь в Вороновском районе (82,9 %), значительное количество – в Щучинском (49,8 %), Лидском (45,4 %), Гродненском (42,3 %), Волковысском (34,2 %) районах. Однако члены СПБ оспаривали данные переписи, пытаясь доказать, что поляков в Гродненской области проживало гораздо больше. Согласно сведениям, изложенным в информационной записке, активисты СПБ «стремились причислить к польскому населению всех католиков-белорусов и распространить на белорусов свое влияние. В результате проводимой работы в органы ЗАГСа стали обращаться белорусы с просьбой изменить в документах запись о национальности, с белорусской на польскую».

Особое внимание СПБ придавал распространению католицизма. Организацией поддерживались самые тесные связи с католическим костелом (на территории Гродненской области в то время существовало 119 католических и 98 православных приходов). Сообщалось, что на заседаниях правления СПБ постоянно присутствовал Т. Кондрусевич (в 1989 г. был назначен Папой Иоанном Павлом II апостольским администратором Минской епархии, в 2007–2021 гг. являлся митрополитом Минско-Могилевским).

Еще одним важным направлением деятельности СПБ стало участие в коммеморативных мероприятиях. При активном участии союза были открыты памятник поэту А. Мицкевичу в Лиде, памятные знаки воинам «Армии Крайовой» (польская подпольная военная организация, боровшаяся в годы Второй мировой войны за восстановление Польши в границах 1939 г.; подчинялась польскому правительству в изгнании) в городском поселке Сапоцкин и деревне Наумовичи Гродненского района. 30 сентября 1990 г. в Гродно состоялся санкционированный митинг, посвященный возрождению польской национальной культуры, на котором поднимались вопросы распространения польского языка, открытия польских школ, библиотек. По этим вопросам на митинге была принята резолюция, в которой республиканские и местные власти подвергались жесткой критике за неудовлетворительное решение «польского вопроса».

СПБ активно добивался организации изучения польского языка в школах Гродненской области. В 1990 г. польский язык изучался в школах 12 районов и 5 городов области, данным процессом было охвачено около 7 500 школьников. Преподавание вели 170 учителей, 90 из которых в 1989 г. прошли стажировку в Польше. В Гродненском государственном университете им. Янки Купалы на факультете польской филологии обучалось 100 студентов, в Волковысском и Гродненском педагогических училищах проводилась подготовка специалистов, готовых вести преподавание на польском языке в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Данные факты вызывали беспокойство Прокуратуры: «Изучение польского языка в школах области происходит за счет сокращения преподавания русского языка и литературы. Подобная деятельность подрывает связи поляков с русскоязычным населением и способствует развитию националистических настроений. Польской общественности также вносятся предписания отказаться от изучения белорусского языка и литературы, высказывается идея образования в области польской автономии».

В рассматриваемом документе подчеркивалось наличие прочных связей СПБ с Польшей на уровне государственных и общественных структур, зарубежными польскими организациями («Всемирный совет поляков», «Комитет помощи полякам в России» и др.). Сообщалось, что «националистические настроения, особенно проявляющиеся в последнее время в Польше, переносятся в Белоруссию. Среди поляков, проживающих в республике, внедряется мысль, что “нет Польши без Гродно, Львова и Вильнюса”».

Авторы информационной записки делали вывод о том, что деятельность СПБ объективно несла в себе угрозу общественно-политической стабильности в Советской Беларуси: «Анализ работы СПБ показывает, что данная организация из культурно-просветительской быстро политизируется, превращается в политическую партию с необходимыми организационными структурами в центре и на местах. Отчетливо выражаются национальные интересы, ориентированные на Польшу, просматривается тенденция отрыва поляков от других наций. В основном деятельность СПБ ориентируется на интересах нации, практически не увязывается с решением назревших хозяйственно-экономических вопросов Гродненской области. Подобная политика может привести к разобщению населения области по национальным признакам и чревата национальными конфликтами» [2, л. 43–46].

После обретения Республикой Беларусь суверенитета СПБ продолжил обращаться в различные государственные структуры, требуя реализации культурных прав польского меньшинства. Зачастую данные требования не имели под собой реальных оснований. Руководство организации не раз обращалось в различные инстанции, требуя расширить перечень польскоязычной литературы в библиотеках Гродненской области. В одном из таких обращений в Министерство культуры Республики Беларусь (28 мая 1992 г.) председатель СПБ Т. Гавин ссылался на решение Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Верховного Совета БССР «О состоянии возрождения национальной культуры и родного языка среди граждан польской национальности в Гродненской области и других регионах и районах Беларуси» от 14 декабря 1990 г. В данном документе Государственному комитету по печати и Министерству культуры БССР предписывалось предусмотреть в планах работы вопросы комплектования библиотек литературой на польском языке. Т. Гавин сообщал также о социологическом исследовании на тему «Проблемы издания и распространения изданий на польском языке», проведенном в 1991 г. Государственной книжной палатой и Министерством культуры. Данное исследование якобы выявило «неудовлетворительное состояние комплектования библиотек литературой на польском языке»: в 13 библиотеках области имелись единичные экземпляры книг на польском языке, в 15 – от 2 до 10 наименований книг. Обращение завершалось следующим требованием: «В пополнении библиотек книгами на польском языке должны наступить ощутимые изменения, которые бы удовлетворили потребности поляков Беларуси в литературе на родном языке» [3, л. 245–246].

В ответе на обращение, подготовленном Министерством культуры, содержалась совершенно иная трактовка ситуации с польскоязычной литературой в библиотеках Гродненской области. Сообщалось, что в библиотеках области насчитывалось около 25 000 книг на польском языке, в Гродно была создана специализированная библиотека с 8 000 польскоязычных книг, ценный книжный фонд имелся в Гродненской областной библиотеке. При этом даже имевшиеся книги не пользовались большим спросом у читателей: «Но если в Гродно такие книги находят читателя, то в районах они почти не читаются. Главная причина – несовершенное знание языка читателями, которые считают себя поляками, и, безусловно, неудовлетворительный репертуар литературы. Читатели интересуются учебниками на польском языке, детской литературой, но таких книг еще негде приобрести». Данные факты свидетельствуют о том, что большинство католиков Беларуси осознало свою «польскость» незадолго до описываемых событий (отсюда интерес к учебникам польского языка и детской литературе), слабо ориентировалось в польской культуре и литературе. В заключении документа, подготовленного Министерством культуры, содержался вполне справедливый упрек в сторону СПБ, активисты которого вместо составления многочисленных жалоб и обращений могли бы сами содействовать расширению ассортимента литературы на польском языке: «Считаем, что в связи с потребностью в литературе жителей польской национальности необходимо организовать ее издание в Беларуси, прежде всего учебников по изучению польского языка. Полагаем, что и СПБ мог бы заняться этим делом непосредственно» [3, л. 240].

Первые годы деятельности СПБ являются отличной иллюстрацией процесса политизации этничности. Авторы учебного издания «Этнополитология: Политические функции этничности» В.А. Тишков и Ю.П. Шабаев описывают характер этнонациональных движений следующим образом (данная формулировка вполне подходит для характеристики ранних этапов функционирования СПБ): «Государство заинтересовано в самоорганизации этнических общностей, в формировании у них институтов самоуправления и общественных движений, которые делают поведение этих групп предсказуемым и управляемым и которые могут выступать в качестве партнеров в диалоге между государством и этническими общностями и в диалоге друг с другом. … Но важно, чтобы ассоциации (организации, движения) этнополитического характера в своей деятельности руководствовались именно гражданской ответственностью и гражданскими традициями, а не превращались в тоталитарные секты или этническое лобби, чуждые интересам этнического сообщества» [4, с. 152–153]. Деятельность СПБ постоянно сопровождалась политическими скандалами, в 2005 г. произошел раскол организации на провластную и оппозиционную структуры (последняя пользуется поддержкой Варшавы). Неуместная политизация вопроса, постоянные интриги оппозиционного СПБ против представителей официального СПБ, которые объективно способствовали развитию польской культуры в Беларуси, привели к тому, что жители Гродненской области разочаровались в «польском деле». Сокращение числа желающих обучаться в польскоязычных школах и закрытие в 2022 г. школ в Гродно и Волковыске стали закономерными процессами.

Литература

1. Национальный архив Республики Беларусь (далее – НАРБ). Ф. 4п. Оп. 156. Д. 742.

2. НАРБ. Ф. 4п. Оп. 156. Д. 775.

3. НАРБ. Ф. 974. Оп. 4. Д. 8.

4. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции этничности. Учебник для вузов. – М.: Издательство Московского университета, 2019. – 416 с.

Олег КАЗАК
Олег КАЗАК
Казак Олег Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета

последние публикации