Saturday, October 12, 2024

Святой князь Александр Невский и возрождение русской государственности

Деятельность святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского, ее суть и масштаб хорошо известны. Он сумел добиться смягчения зависимости Северо-Восточных русских княжеств от Золотой Орды и создал условия, способствовавшие накоплению Русью духовного и экономического потенциала для последующего освобождения от татаро-монгольского ига. В отдаленной перспективе, начиная со второй половины XV века, наследие Александра Невского послужило возникновению идеологического проекта объединения русских земель в единое централизованное государство и созданию евразийской империи, раскинувшейся от Балтики до Тихого океана.

Надо особо отметить, что возрождение независимой русской государственности представляло собой именно духовно-культурный и идеологический проект, поскольку под властью Золотой Орды на Руси не сложились в полной мере политические, социальные и экономические предпосылки для преодоления феодальной раздробленности. Потомки святого Александра Невского, осуществляя строительство единого русского государства, руководствовались идеями освобождения от иноземной власти и духовного единства русского народа, а не приспосабливались к историческим обстоятельствам. Обе идеи были рождены деятельностью Александра Ярославича.

Нужно сказать, что подвиг святого Александра, как государственного и религиозного деятеля, был совершен в условиях политической, социальной, экономической и религиозно-нравственной деградации современной ему русской элиты.

Эта деградация, названная Василием Осиповичем Ключевским очень образно – «одичанием русских князей», являлась следствием феодальной раздробленности Руси. Разложение русской знати началось в XII веке, до монгольского завоевания и рождения святого Александра. Оно приобрело особенно отвратительные формы в период монгольского нашествия и в дальнейшем под властью Орды. «Одичание русских князей» в значительной степени усиливало монгольское иго и страдания от него русского народа.

В таких обстоятельствах было невообразимо трудно брать на себя ответственность за всю Русь, думать о ее будущем. Святой Александр взял на себя ответственность с пониманием того, что ему не на кого будет опереться, что любое его действие встретит непонимание и противодействие от своих же. Только самоотверженный высокодуховный и высоконравственный человек мог взять на себя подобный груз. И вот тут стоит обратить внимание на то, о чем говорили историки в XIX веке: выстраивая отношения с Ордой, святой Александр жесткой рукой заставил деградировавшую русскую элиту подчиняться власти ханов, что стало для нее суровой школой. В этой своеобразной школе русской знати прививался навык лояльности по отношению к верховной власти. Но не только.

Одновременно происходило ее духовно-нравственное отрезвление, возникало понимание необходимости ради высокой цели сохранения Руси отказываться от своеволия и действовать сообща. Это был долгий процесс. После святого Александра потребовались два столетия на оздоровления хотя бы части русской элиты. Но даже эта небольшая ее часть, приобретшая масштабное понимание государственных и религиозно-культурных интересов русского народа, сумела воспользоваться наследием святого Александра, в первую очередь его духовным и идеологическим наполнением. Результатом стало возникновение не только евразийской империи, но что еще более важно, самобытной русской цивилизации. 

Здесь интересно отметить, что проект возрождения русской государственности, опиравшийся на наследие святого Александра Ярославича Невского, имел огромную притягательную силу. К русской элите, осуществлявшей грандиозный проект государственного строительства, присоединялись чингизиды, гедеминовичи, многочисленные выходцы из совершенно разных стран, в том числе представители европейской знати. Что их заставляло входить в состав русской элиты и во многих случаях растворяться в ней? Наверное, масштабность и перспективность реализуемого ею проекта, открытость, гибкость и прагматичность подходов к решению сложнейших задач, способность воспринимать и творчески перерабатывать чужой опыт, способность служить высокой цели и многое другое. Воспитание русской элиты, преодоление ею длительного периода деградации, не только возникновение проекта возрождения русской государственности, но и его привлекательность для представителей других народов – это во многом заслуга святого Александра Невского.

И вот тут стоит заметить, что, как хорошо известно, юго-западная часть Руси не стала полем деятельности святого Александра Невского.

Здесь, с одной стороны, мы видим молитвенное почитание его имени православным населением, но с другой стороны, развитие других исторических процессов. Русская элита этих земель, где наблюдалось то же самое «одичание русских князей», не прошла через суровое воспитание, а потому не смогла выступить с масштабным государственным проектом.

С такими проектами выступили польская и литовская элиты. С этой точки зрения далеко не случайным представляется то, что русская знать юго-западной Руси, предпочла войти в состав польской и литовской элиты, для чего отказалась от своей русской идентичности и православной веры.     

Александр РОМАНЧУК
Александр РОМАНЧУК
Александр Романчук - заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, кандидат богословия, председатель Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви, заместитель заведующего Центра Евразийских исследований Минского филиала Российского государственного социального университета. Протоиерей.

последние публикации