Предлагаемый перевод с латинского рассуждения студента Главной семинарии при Виленском университете Иосифа Семашко представляет интерес не только с точки зрения изучения взглядов самого церковного деятеля, но и в связи с актуальностью обозначенной проблемы. В самом деле, стремление к земным почестям и богатству, столь естественное во все времена, неоднократно становилось предметом размышления христианских учителей. Проповедует ли христианская вера добровольную нищету, смиренный отказ от почестей и наград? На этот счет можно встретить в церковной литературе разные точки зрения. Иосифа Семашко старается обобщить некоторые из них и дает свою трактовку.
Магистерская диссертация о христианской заботе о временных благах
На получение степени магистра богословия 23 июня 1820 года.
«Будем пользоваться ими, но не будем хвалиться (земными благами): будем пользоваться ими бережливо, словно достоянием, которое нужно вернуть»
Сенека. Письма к Луцилию. 74.
Разрешена ли христианская забота о временных благах и какой она должна быть?
Никто не будет отрицать, что человек, наделенный чувственной природой, помимо добродетели, предназначен еще и для счастья. Кто бы об этом не думал: и враги справедливости не меньше, чем благ Премудрого Создателя, усваивают нам такое сильное влечение к счастью, даже если бы оно при этом не принесло бы никакой другой пользы, кроме непрерывных и самых мучительных пыток. Но когда мы испытаем, что по испорченности человеческой природы ни один смертный в этой жизни не свободен от всякого зла, а потому не способен наслаждаться истинным счастьем – Милосердный Бог в конце земного пути обещал нам Своим откровением вечное и абсолютное счастье. Из этого, однако, не следует, что человек не должен искать счастья, по крайней мере такого, которое возможно в этом мире. Ибо, как показывает опыт, у нас есть много переживаний здесь и сейчас, приятных уму и чувствам и не противоречащих ни разуму, ни религии. Но что есть временное счастье, где его искать и как достичь – рассмотреть это не менее необходимо и полезно каждому. Приведем здесь мнения философов и богословов, которые странным образом расходятся во мнениях по этому вопросу; но еще лучше обратимся к здравому смыслу, следованию которого мы, по божественной воле, подчиняемся. Разум, подкрепленный здравым рассуждением, учит нас, что даже земные блага имеют немалое влияние на наше временное счастье. С земными благами приходят почесть и возможности, здравый разум требует заботиться о них, правда, не как о конечной цели, а как о второстепенной, уступающей добродетели. Мы же, христиане, обязаны сообразовать свою жизнь не менее с принципами разума, чем с заповедями религии. Надо поэтому рассмотреть, разрешена ли забота о земных благах человеку-христианину, не противоречит ли она заповедям Христовым, изложенным в Священном Писании; и, если это допустимо, необходимо исследовать, какая должна быть эта забота о земном, чтобы она соответствовала нашему достоинству, как природному, так и сверхъестественному. Об этом мы еще поговорим, но, чтобы в трактате не было путаницы, о христианской заботе о почести и богатстве или возможностях мы поговорим в особых артикулах.
Забота о почести
Под именем чести подразумевается хорошая оценка от других, что есть не что иное, как справедливое и благосклонное суждение других людей о нашем превосходстве, достоинстве и совершенстве. Опыт всех веков учит нас, что это уважение, эта честь ни для кого не является безразличной. Нет ничего столь трудного, ничего столь горького, ничего столь драгоценного, что люди не смогли бы вынести или пожертвовать ради своего доброго имени. Было немало тех, кто предпочел потерять жизнь, а не честь. Как в язычестве, так и в христианстве люди всегда были жадными и ревностными к своей чести. Итак, существует некий естественный стимул, заложенный в нас Богом и, следовательно, достойный уважения, благодаря которому мы вынуждены заботиться об оценке со стороны других людей.
Скоро покажем, что эта забота о собственной чести, к которой нас так сильно побуждает само естество, не только не противоречит принципам разума и религии, но, скорее, соответствует тому, что ими предписано.
Не станем пренебрегать тем, что разум заповедует не меньше, чем религия, что для нашего блага или для возвеличения других предназначено, что годится для преуспеяния нашей добродетели или добродетели других. Действительно, уважение, которым мы пользуемся среди других людей, и это легко доказать, может быть полезно различными, более того, бесчисленными способами не только для нашего собственного блага и добродетели, но и для блага и добродетели наших ближних. Ибо ничто важное не может быть совершено кем-либо без помощи других, но для того, чтобы получить эту поддержку, самое полезное, как учит нас опыт, – это добрая о нас слава, благодаря которой все те, кто убежден в честности нашей жизни и того, как мы поступаем, дают свое согласие на наши слова и дела, а их усилия дополняют наше старание. Разве человек, имеющий репутацию доброго среди других, не сделает добро и себе, и ближним? Можно принять во внимание, сколько есть осад от врагов в бедствиях и в последующей нужде, сколько забот в семейных делах, в обеспечении себя и своих нужд, сколько разногласий и споров между семьями, друзьями и другими людьми, которые нужно успокоить, сколько нужно помогать бедным, утешить несчастного, воздать справедливость неправедно угнетенным – какими различными способами может человек, пользующийся уважением, достичь собственного блага, своих ближних и, наконец, всего человеческого общества! Но мы не должны ссылаться только на оценки других. Стремление к справедливому мнению и доброй славе является началом и высшей опорой добродетели. Ничто так сильно не побуждает к добру и не удаляет от зла как стоящая перед глазами почесть и слава тех, кто украшал себя всякого рода добродетелями, и презрение и отвращение к злым людям. Поэтому, когда всякое действие завершено, мы судим о нем согласно здравому смыслу, спрашивая себя: что люди скажут по этому поводу? И наоборот, кто пренебрегает своей честью и славой, открывает врата любым порокам, тогда он очень легко приходит ко всем злым делам и ужасным преступлениям; почему верно сказано: Горе тому человеку, который уже потерял всякий смысл (дело чести). К тому же нет иного учения, содержащегося в священных письменах христианской веры. Ибо там нам заповедано: помышлять о всякой почести (Флп. 4:8); доставлять блага не только пред Богом, но и перед всеми людьми (Рим. 12:17; 2 Кор. 8:21); иметь доброе свидетельство от тех, кто у ворот (1 Тим. 3:7); подавать пример добрых дел, чтобы противникам не доводилось говорить о нас ничего худого (Тит. 2:7); наконец, просветиться перед людьми, чтобы они видели наши добрые дела (Мф. 5:16). Для тех же, кто хочет чего-то иного, – разве добрыми делами мы не сравняемся с ними в уважении и не окажемся для них добрым примером? Сам Христос ни разу не потерпел ущерба в Своей доброй славе; при каждом удобном случае Он не менее старался опровергнуть всей силой доводов как нелепые мнения, так и врагов Своей чести. Он без всякого колебания опроверг клевету фарисеев и саддукеев (Мф. 12:25, Лк. 11:17, Ин. 8:14, 49). Как в этом, так и в другом Апостолы были верными подражателями примеру своего Учителя. Ибо они не только энергично защищали свою честь и честь Его, но и если надеялись получить от этого какую-то пользу, то совершали свои добрые дела и затем хвалили их. Примером может служить cв. Павел, чье самое известное высказывание по этому поводу в 1 Кор. 9:15: «Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою».
Итак, если приобретение почестей выгодно и нам, и другим и служит прибавлением к нашему богатству, оно было освящено выразительными словами заповедей Священного Писания и примером Христа и Апостолов, как говорит само Священное Писание: «Доброе имя лучше большого богатства, и долготерпение – жизнь дней» (Притчи 22:1; Сир. 41:16), то необходимо исполнять обязательства любви к себе, к ближним и к заповедям Божиим; давайте же со всем усердием позаботимся о том, чтобы добиться уважения других и сохранить его.
Возражения против нашей трактовки из Священного Писания, не имеют значения, ибо ослабляются силой аргументов. Так, слова Христа (Ин. 5:44): «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» – не исключают заботы о собственной чести, но обозначают ее так, чтобы не превратить в конечную цель. Поэтому они не осуждают тех, кто, исполняя добродетели, ищет также и уважения других; но осуждают тех, которые пренебрегают делать то, что угодно Богу, заботящихся, чтобы добиться славы среди людей, даже неправедными средствами. Когда Христос (Мф. 23:5) спорил с фарисеями, что они совершают все свои дела для того, чтобы их видели люди… что они любят первые лежания на пиршествах, лучшие места в синагогах, приветствия на рыночной площади и то, что люди называют их раввинами, то этими словами преследуются их гордыня и тщеславие, которым они одни предались, но совершенно пренебрегли обязанностями, которые имели перед Богом и добродетелью. Нет ничего предосудительного и в том, что Христос упрекал Своих учеников, когда они боролись за первенство, говоря (Лк. 22:25–26): «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший», ибо это связывает их гордыню и закрывает путь к ней, прививает им любовь к смирению, которая заповедана каждому христианину; это было необходимо Апостолам, как и тем, которым среди стольких гонений было вверено служение проповедовать слово Божие. Но какая необходимость продолжать и оправдываться от возражений, о которых мы имеем столько свидетельств в Священном Писании? Итак, достаточно сказать в целом: осуждать в Священном Писании чрезмерную заботу о почести – не согласно разуму и нашему естественному и сверхъестественному достоинству.
Раз мы доказали, что забота о чести и самоуважении не только допустима, но и входит в наши обязанности: так ли уж она необходима, какой она должна быть, чтобы соответствовать достоинству человека-христианина?
Без сомнения, мы обязаны сохранять умеренность в заботе обо всем, что относится к нашему благополучию, чтобы это стремление не вышло за рамки приличия; ибо состояние естественных желаний таково, что подвержено слепому побуждению, если только не управляется строгим правилом разума. Поэтому, во-первых, христианским заботам о почести предписана умеренность. Это так и будет, если не сделается конечной целью, к которой единственно должны мы стремиться, о чем давайте стараться. Ибо для человека, так как он предназначен для высшего, не в том заключается достоинство. Поэтому мы должны быть осторожны, чтобы уравновесить заботу о чести с суждениями здравого разума и не допустить, чтобы она превратилась в гордыню и другие пороки, противоположные скромности и смирению.
Если мы используем только законные и честные средства для приобретения чести, это нам разрешено. Но единственное и самое достойное средство достижения этой цели – добродетель. Заслужить уважение другим способом и насладиться им, я думаю, не дано ни одному смертному; ибо придется изменить природу людей, которая непреодолимо тянет их доказывать и уважать добродетель и честность.
Наконец, добиваясь чести, мы должны стремиться к благой цели. Опыт учит нас, что наша слава и оценка могут принести пользу нам и другим во многих отношениях с целью способствовать нашему спасению и спасению других, как временному, так и вечному. Не только разрешено, но и обязанность каждого человека добиваться чести и доброго имени среди людей.
Эти три вещи, следовательно, необходимо иметь в виду, сравнивая себя с уважением других, и это составляет истинную и правильную христианскую заботу о чести.
Забота о средствах
Ко временным преходящим благам, относятся также удача или способности, которые включают все те внешние предметы, что нужны для пропитания, деятельности, жизни, удовлетворения потребностей, удобства или великолепия. Также легко удостовериться, что внешний вид не следует причислять к духовно безразличным для любого человека вещам, но его необходимо беречь и сохранять.
Человек, состоящий из души и тела, имеет различные физические потребности, не удовлетворив которые, он не смог бы установить теснейшую связь между душой и телом. Итак, заповедь, согласно которой мы обязаны сохранять жизнь и заботиться о теле, обязывает нас также заботиться об имуществе, ибо без этого мы ничего не можем достигнуть.
Кроме самосохранения у нас есть и другие, не менее важные обязанности. Здравый смысл учит, чтобы способствовать благополучию, каждому человеку нужно укреплять силу тела, возвышать способности ума до максимально возможной степени совершенства. Действительно, нельзя отрицать, что на приумножение нашего благополучия в этой жизни, большое влияние указывают блага судьбы. Ибо с их помощью мы можем приобрести все необходимое для жизни, избежать большинства бедствий, защититься от вреда, приобрести пользу, позаботиться о здоровье и тем самым сохранить силы, пользуясь невинными развлечениями. Мы можем радоваться многому другому, что хотя и не составляет всего счастья, но тем не менее немало ему способствует. Но что еще? Поставим себя в те обстоятельства, в которых находятся бедняки, – рассмотрение их страданий, несомненно, убедит нас в истинности сказанного.
Даже обязанность совершенствовать духовные способности не может быть выполнена без материальных средств. Ибо кто не знает, сколько затрат требует просвещение и украшение разума, сколько стоят книги, плата преподавателям и на содержание во время, посвященное учебе!
В связи с этим богатство дает нам возможность совершать бесчисленные добрые дела. С его помощью мы помогаем несчастным, утоляем нужду бедствующих, приносим пользу как частному, так и общественному благу; и вообще, нам легче удовлетворить все те добродетели, совершителям которых обещано вечное блаженство: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня» (Мф. 25:34-35). Итак, богатые своими возможностями, по словам св. Павла (1 Тим. 6:19), могут положить себе доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
Но для чего Всемогущий Творец дал человеку власть над рыбами морскими, птицами небесными и всем, что движется по земле (Вт. 1:28); для чего поставил его над делами рук Своих и все положил под ноги его (Пс. 8:6); если бы ему не дозволялось пользоваться земными благами? С какой же целью Он создал в этом видимом мире столь разнообразные и бесчисленные существа, пригодные не только для удовлетворения естественных потребностей, но и для утешения чувств, если бы было запрещено наслаждаться ими? Разве Бог совершил все это ради непрерывных пыток и борьбы с тем естественным желанием, которое Он нам дал для ощущения полной нищеты Его созданий? Думать так о праведном и наивысшем Создателе – безумие. Наконец, что бы это был за удел, чем был бы род человеческий в мире, если бы никому не было позволено заниматься заботой о земных благах! Мы бы не увидели никакого трудолюбия, деятельности, культуры среди людей; вся природа казалась бы дикой и полной ужасных пустынь, скорее обиталищем хищников, чем существ, наделенных разумом и воображением. Итак, принимая во внимание выгоды, которые мы получаем от богатства и удачи, что они имеют величайшее влияние на счастье этой жизни, что богатым легче выполнять государственные и религиозные обязанности и тем быстрее они могут совершать добродетельные поступки, что бедняки более готовы на любые пороки, даже преступления, и наконец, все, что находится в этом мире, предназначено для нашего употребления по прямому приказанию Творца, по Священному Писанию, что нас учит (каждый да отбросит без всякого колебания, ибо это высшая неблагодарность – не пользоваться божественной милостью), что забота о земном не только законна, но и должна причисляться к нашим обязанностям.
Хотя приведенные нами доводы для обоснования такого понимания благ достаточно сильны, нет недостатка в тех, кто, с возражениями, следующими как из Священного Писания, так и из житейской практики, пытался опровергнуть его. Что касается слов Божественного кодекса, которые, кажется, запрещают заботиться о благах, надлежит принять во внимание, что они или осуждают неумеренную тягу к богатству, нарушающую спокойствие ума и препятствующую исполнению высших обязанностей, или указывают опасности пороков, которые обычно сопровождают такое пристрастие, или, наконец, содержат только частные увещевания и предписания, приспособленные к особым обстоятельствам и лицам. Итак, когда Христос сказал: «Никто не может служить двум господам… Богу и маммоне» (Мф. 6:24) или: «Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небесах…» (Матф. 6:19), тем самым Он стеснил чрезмерную любовь к богатству и безумие тех, кто ради него пренебрегает исполнением дел Божиих и добродетели и таким образом теряет вечные и неоценимые блага; а также учит, что небесное всегда следует предпочитать земному. Слова же «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24) немало не противоречат нам: ибо все это должно относиться главным образом ко временам Христа; и они показывают, с каким трудом могут быть оставлены в стороне пороки, свойственные богатым, и принято учение христианское, чтобы заслужить вечное счастье, изобилующее благами. Наконец, что сказал Спаситель: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33), относится только к Апостолам и к тем, кто был призван выполнять подобное служение. И, конечно, у тех, кто был послан проповедовать слово Божие и распространять христианскую веру по всему миру, не было времени, по причине таких великих дел, заботиться о земном благополучии.
Но что сказать о различных мнениях людей по этому поводу? Многие говорили, что земные блага, какие бы удовольствия ни воздействовали на чувства, созданы Богом для испытания нашей смелости и самообладания. Другие пошли еще дальше и говорили, что все видимое в этом мире следует считать злом, и осуждали их использование. Чтобы опровергнуть эти высказывания безумцев, достаточно привести слова св. Павла, который, вдохновленный божественным духом, проповедовал: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей», запрещая брак и воздерживаясь от пищи, которую Бог создал для того, чтобы верные принимали ее с благодарением (1 Тим.4:2 и след.). Когда некоторые привязываются к земным благам действием врага, из-за связанных с ними опасностей пороков, должно ответить, что даже бедность гораздо менее свободна от них; но христианская забота о земных вещах (о качествах, о которых мы поговорим вскоре), не только не опасна для добродетели, но весьма полезна.
Точно так же, как в почести, так и в приобретении богатства желательны умеренность, добрая цель и справедливые средства. Богатство – это средство, а не цель; оно открывает путь к добродетели и счастью, но не составляет самой добродетели или счастья. Ни в коем случае не подобает человеку тратить на них все свои силы и устремления; ибо, во-первых, по словам Христа (Мф. 6:33), мы должны искать Царства Божия и правды Его, а остальное приложится нам. Сначала я буду искать вечное блаженство, а затем временное счастье. Более того, непомерная любовь к богатству порождает многие пороки, не менее противные достоинству христианина, чем его счастью. «Проклятая жажда золота, к чему не склоняешь ты бессмертные души!» (Вергилий, «Энеида»). Отсюда вытекает скупость, которая является источником многих грехов: ибо скупость (как говорит св. Августин) ни Бога не боится, ни человека не чтит, ни Отца не щадит, ни матери не признает, ни брата не слушается, ни другу не доверяет, притесняет вдову, не помогает сироте, лжесвидетельствует. Поэтому любовь к богатству должна быть такой, чтобы мы не гордились тем, что приобрели, и не горевали более чем нужно, если оно было утрачено, помня, что эти блага не являются необходимыми, но лишь случайными, без которых мы можем обойтись. Но христианину недостаточно приобретать богатство с умеренностью, необходимо предположить его хорошую цель. Желать богатства, искать его и наслаждаться им – это правильно, поскольку так мы можем удовлетворить наши естественные потребности, возвышать нашу добродетель и содействовать счастью других. Итак, что чуждо этой цели, то и в заботе о богатстве неправедно. Не богатство есть зло, а во зло употребление его; и (как говорит святитель Златоуст) богача отвергли не потому, что он был богат, а потому, что он был жесток и бесчеловечен. Поэтому мы ищем или желаем земных благ не с тем с намерением, чтобы нам легче было удовлетворять злые похоти и совершать другие дела, запрещенные божественными и человеческими законами, что ни в коем случае не допускается.
Что же касается средств приобретения богатства, то они должны быть честными и разрешены законами. Справедливыми же средствами для достижения этой цели является усердие в правильном исполнении обязанностей своего призвания и старание. Но неправильно наносить ущерб богатству других, посягать на их права, извлекать выгоду и получать прибыль от плохих или грязных дел, предприятий и услуг, которые поддерживают беззаконие других.
Эти три вещи, а именно: умеренность, благая цель и законные средства, необходимы для христианского и правильного стремления к благополучию; и мы показали, что такая забота не противоречит Евангелию.
Учитывая то, что мы говорили в диссертации о временных благах; теперь мы можем заключить, что забота о почести и средствах законна и что она относится к нашим обязанностям; и люди грешат в этом деле только злоупотреблениями; но
Иосиф Семашко