Tuesday, November 5, 2024

«Польский фактор» в освещении белорусской прессы первой половины 1990-х гг.

Национальная идентичность автохтонного населения белорусских земель окончательно оформилась в советский период. До этого преобладало отождествление себя прежде всего с одной из христианских конфессий: православные называли себя «русскими», католики – «поляками». В период перестройки, когда многие явления советской действительности подвергались переоценке, появились движения, которые апеллировали к различным формам домодерной этнической идентичности (польское, западнополесское этнополитические движения). К подобного рода институциям можно отнести «Союз поляков Беларуси» (далее – СПБ), активисты которого считали всех прихожан римско-католической церкви поляками с «неразбуженным» самосознанием. В белорусской прессе публиковались материалы, призванные дать аргументированное опровержение данным заявлениям. Наиболее интересные и резонансные статьи будут проанализированы в данной работе.

Деятельность СПБ вызвала негативную реакцию части «национально ориентированной» интеллигенции Советской Беларуси. В газете «Литература и искусство» («Літаратура і мастацтва»), учредителями которой являлись Союз писателей Беларуси и Министерство культуры БССР, в конце 1990 – начале 1991 гг. публикуется серия критических материалов, посвященных «польскому фактору» в Беларуси. 7 сентября 1990 г. вышла заметка А. Сидоревича о конфликте между католиками и православными деревни Верейки Волковысского района Гродненской области, причиной которого стала принадлежность культового здания, богослужение в котором было прекращено в 1952 г. Автор считал, что ошибочное, с его точки зрения, отождествление всех католиков с поляками является инструментом антигосударственной пропаганды пропольских сил (в том числе СПБ): «Осознает ли местное руководство, на чью мельницу оно льет воду своим потаканием пропольской агитации? Осознают ли поляки и костельные поляки тот факт, что на дворе не 1921 г., что Беларусь наравне с Польшей занимает место в ООН? Понимают ли поляки и костельные поляки, что их выкрики о границе за Столбцами являются антигосударственной агитацией? Думаю, Верховному Совету БССР (парламент, орган законодательной власти – О.К.) необходимо в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете принять закон о криминальной ответственности за агитацию и пропаганду против белорусской национальной государственности, неделимости и неприкосновенности территории Беларуси. Тогда крикуны и их наставники прикусят язык. Каждое государство должно уметь защищаться. Белорусское – тоже» [1, с. 16].

Спустя три недели на статью А. Сидоревича откликнулся заместитель Председателя СПБ Р. Кацинель. В заметке «Мы – часть народа Беларуси» общественный деятель утверждал, что польское национальное меньшинство не представляет угрозы интересам белорусской государственности, позитивно относится к процессам белорусского национального возрождения. По мнению Р. Кацинеля, белорусам и полякам следовало прекратить имевшие место конфликты и сосредоточиться на борьбе с «общим врагом» – «наследием русификации»: «Нас (поляков – О.К.) в Беларуси всего лишь немногим более 4 %. И каждому понятно, что эти проценты никак и никогда не создадут опасности Беларуси и ее народу. Мы это очень хорошо понимаем. Понимает это и костел. В конфронтации и борьбе мы можем только проиграть. Поэтому искать белорусам угрозу нужно не у нас, а с другой стороны. Потому что это не в нашем окружении, а в Гомеле (областной центр в восточной Беларуси – О.К.) пишет молодежь такие письма, которые цитировала в телестудии О. Ипатова (белорусская писательница, переводчица, общественный деятель – О.К.) и в которых звучат слова: “Мы не будем изучать этот мужицкий язык”. Знаете, от этих слов даже мне неловко, потому что я считаю белорусский язык одним из самых красивых» [2, с. 12–13].

Заочную дискуссию продолжил доцент Белорусского государственного университета, историк В. Сосно, который уличил Р. Кацинеля в непонимании национального вопроса. В своей статье «Откуда поляки в Беларуси» от 8 февраля 1991 г. ученый отмечал, что многие «паспортные поляки» (лица, чья польская национальность была указана в официальных документах) не говорили на польском языке, не имели ни малейшего представления о польской культуре. У таких людей, как правило, отсутствовало польское национальное самосознание. В. Сосно утверждал, что отождествление всех католиков с поляками являлось ошибочным стереотипом, который сознательно поддерживался, в частности, властями Польши в межвоенный период. Историк приветствовал процессы национального возрождения в среде немногочисленного слоя поляков, которые действительно имели сформированную национальную идентичность, однако выступал резко против «приобщения к польскости» этнических белорусов: «Очень хорошо, если польское национально-культурное движение будет движением настоящих поляков по происхождению, сознательных поляков, которые возрождают и продолжают традиции своих предков. Такое движение белорусы должны уважать, поддерживать и гордиться, что оно есть на их земле, которая является гостеприимной и доброжелательной ко всем своим жителям, независимо от национальности и вероисповедания. Но очень горько и прискорбно было бы видеть это движение движением ополяченных белорусов, или, что еще хуже (так как это прямая угроза существованию нации) – движением полонизации белорусов-католиков. Давайте порассуждаем, можно ли считать возрождением польской культуры такой возможный вариант, как создание польских школ для детей тех паспортных поляков, предки которых и они сами не пользовались польским языком как основным или вообще не владели им. В таком случае, а он совсем не исключен, мы можем иметь дело с полонизацией этнически белорусского населения, хотя и прикрытой метрическими и паспортными данными или католическим вероисповеданием. Чтобы не дойти до таких перспектив, потому что это никогда не приводило к добру в белорусско-польских взаимоотношениях и не соответствовало коренным интересам польского народа (во многом поэтому ослабла и стала легкой добычей соседних государств многонациональная Речь Посполитая), важно уже теперь полякам и белорусам сделать выводы из тех сигналов, которые своевременно подает А. Сидоревич» [3, с. 16].

Статья В. Сосно «Откуда поляки в Беларуси» [3]

Наиболее резонансной стала статья «По ту сторону “кресов”» авторства Ю. Закревского, опубликованная в газете «Литература и искусство» 22 февраля 1991 г. (в польской традиции «восточными кресами» именуются территории нынешней Украины, Беларуси и Литвы, входившие в состав Речи Посполитой). Автор статьи описывал свои впечатления от посещения курсов польского языка, истории и культуры, организованных обществом «Полония» при Белостокском университете (Польша) в июле – августе 1990 г. Ю. Закревский в крайне негативном ключе описывал поведение активистов польского национального движения в Советской Беларуси (например, М. Добрынина из Бреста), которые пренебрежительно отзывались о белорусской культуре, в неформальных разговорах якобы выражали надежду на присоединение западной части Беларуси к Польше. Автор сообщал, что подавляющее большинство участников курсов совершенно не владело польским языком, педагоги, проводившие занятия, не были заинтересованы в исправлении данной ситуации: «Среди слушателей из Беларуси были представители от Бреста, Гродно, Слонима, Минска. Кстати, посланцы Беларуси во всех группах составляют значительную в сравнении с другими часть – от трети до половины. Это люди преимущественно средних лет со средним техническим образованием и низким культурным уровнем. По национальности – в основном белорусы, о чем говорят чисто белорусские фамилии. Как правило, имеют некоторое польское национальное самосознание, но очень неоформленное, некую смесь, или, как говорят, – польской веры. Католики из Минска – в основном национально индифферентные. Католики из Гродно (были две женщины из гродненского католического клуба) очень враждебно и агрессивно реагируют на проявления чего-либо белорусского – языка, иных признаков самосознания. Польский язык как следует не знают, говорят по-русски с “припшекиванием”». Деятели польского движения в Советской Беларуси (в том числе активисты СПБ) позиционировались в качестве расчетливых политиков, имевших тесные связи с властными элитами Польши: «Другое дело – деятели вроде пана Добрынина. Они умные, опытные люди. Они хорошо знают свою “паству” и целенаправленно ее обрабатывают. Имеют много знакомых в Польше среди ксендзов и других, занятых “проблемой кресов”. Лидеры белорусских поляков очень часто бывают в Польше. Среди них есть очень популярные, известные своей патриотической работой на “кресах”, как, например, К. Свёнтек из Пинска. Таких деятелей можно увидеть на польском телевидение, прочитать об их деятельности в польских газетах. Эти деятели настроены обычно очень враждебно ко всему белорусскому» [4, с. 4, 13]. М. Добрынин в письме в редакцию газеты «Литература и искусство» назвал статью Ю. Закревского клеветнической [5, с. 14].

Важным для СПБ вопросом была проблема героизации бойцов Армии Крайовой. На протяжении 1990-х гг. активисты СПБ безуспешно добивались от властей предоставления солдатам и офицерам Армии Крайовой статуса ветеранов войны, особенно активные попытки предпринимались в 1997–1999 гг. [6, s. 602]. В белорусской республиканской прессе периодически появлялись материалы о преступлениях польской подпольной организации в годы Великой Отечественной войны. Так, в номере газеты «Советская Белоруссия» от 13 октября 1994 г. сообщалось о белорусско-польской конференции, посвященной Армии Крайовой. Автор статьи отмечал, что польские историки, а также активисты СПБ пытались героизировать бойцов данного формирования, в то время как белорусские ученые делали акцент на их преступных действиях в отношении мирного населения (только в Лидском районе в 1943 г. было убито около 1,2 тыс. мирных жителей). Особой критике автор заметки подверг выступление главного редактора газеты «Голос над Неманом», который обвинялся в отрицании территориальной целостности Беларуси: «Но вот взошел на трибуну Е. Скробоцкий, редактор газеты СПБ “Глос з-над Немна”, на издание которой, кстати, выделяет деньги белорусское правительство, и заголосил: “Поделили нашу краину! Отошла часть Польши Литве, часть – Беларуси. И если говорить об Армии Крайовой, то не “на Беларуси” надо говорить, а “на Новогрудчине”, “на Виленщине”, “на Полесье”. А Белоруссия – это где-то у Полоцка, так я понимаю”» [7, с. 1–2]. В статье М.  Ковалева, опубликованной в газете «Советская Белоруссия» 3 декабря 1994 г., СПБ именовался «проаковским лобби» (от аббревиатуры АК – «Армия Крайовая»). Отмечалось, что организация боролась за возрождение Польши в границах 1939 г., то есть рассматривала Западную Беларусь как часть польского государства. Подпольной военной организации давалась крайне негативная оценка: «АК – это кровь белорусских партизан, их замученных и сожженных заживо жен и детей. От рук аковских изуверов пали десятки православных священников. Формирования АК после освобождения Белоруссии от немецких фашистов, разделившись на небольшие хорошо вооруженные группы, вплоть до середины 50-х гг. совершали бандитские налеты на населенные пункты, грабили крестьян, расстреливали, вешали и заживо сжигали руководящих работников и членов их семей» [8, с. 4].

Деятельность СПБ является красноречивой иллюстрацией процесса политизации этничности. Созданная в 1990 г. организация ставила своей целью «возрождение» польской идентичности у всех «паспортных поляков» Беларуси, большинство из которых относило себя к полякам исключительно вследствие принадлежности к римско-католической конфессии. Авторы ряда материалов, опубликованных на страницах белорусских изданий первой половины 1990-х гг., сумели аргументированно доказать ошибочность многих постулатов сторонников СПБ.

Литература:

1. Сідарэвіч А. Забастоўка ў Вярэйках, або «Ешчэ Польска не згінэнла» // Літаратура і мастацтва. – 1990. – 7 верасня. – С. 16.

2. Кацынэль Р. Мы – частка народа Беларусі // Літаратура і мастацтва. – 1990. – 28 верасня. – С. 12–13.

3. Сосна У. Адкуль палякі на Беларусі // Літаратура і мастацтва. – 1991. – 8 лютага. – С. 16.

4. Закрэўскі Ю. Па той бок «крэсаў» // Літаратура і мастацтва. – 1991. – 22 лютага. – С. 4, 13.

5. Закрэўскі Ю. Ніхто не хацеў зневажаць // Літаратура і мастацтва. – 1991. – 19 красавіка. – С. 14–15.

6. Mironowicz E. Polska mniejszość narodowa w warunkach zmieniających się koncepcji polityki wewnętrznej Republiki Białoruś // Polacy na Białorusi od Powstania Styczniowego do XXI wieku. Tom V. Traktat ryski i jego konsekwencje dla Polaków i Białorusinów / pod redakcją T.Gawina. – Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2021. – S. 589–609.

7. Саласюк В. Конференция, которой могло и не быть, но которая все-таки оказалась необходимой // Советская Белоруссия. – 1994. – 13 октября. – С. 1–2.

8. Ковалев М. Не дайте аковцам почивать на лаврах // Советская Белоруссия. – 1994. – 3 декабря. – С. 4.

Олег КАЗАК
Олег КАЗАК
Казак Олег Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета

последние публикации