Thursday, December 1, 2022

«ПАПА АДОЛЬФА ГИТЛЕРА…»

ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ РИМСКОГО ПАПЫ ПИЯ XII В ОЦЕНКАХ БРИТАНСКОГО ИСТОРИКА И ПУБЛИЦИСТА ДЖ. КОРНВЕЛЛА

Внешний фактор сыграл исключительно важную роль в приходе к власти в Германии национал-социалистов. Партию Адольфа Гитлера поддерживала значительная часть политической элиты и деловых кругов Запада, рассчитывая использовать разрушительный потенциал нацистов в своих геополитических и экономических целях. Среди искренних поклонников нацистского фюрера и его расовых теорий были и респектабельные английские лорды, включая представителей британской королевской семьи, не брезговавших в 1930-е годы вскидывать руку в нацистском приветствии… 

Показательно, что уже 15 июля 1933 г., спустя лишь 5 месяцев после назначения Гитлера канцлером Германии, лидеры Великобритании и Франции подписали в Риме с гитлеровской Германией и фашистской Италией весьма примечательный документ под названием «Пакт согласия и сотрудничества». Таким образом, уже в это время лидеры западных демократий заявили о своей готовности сотрудничать с нацистской Германией и фашистской Италией. По сути, это положило начало печально известной политике «умиротворения» Германии, которая впоследствии привела к аншлюсу Австрии, расчленению и ликвидации Чехословакии и началу Второй мировой войны.[1]  

Гораздо менее известно то, что среди сил, поддерживавших Гитлера и создававших ему благоприятные условия как для прихода к власти, так и для последующего её удержания, была и римская курия. Практически одновременно с подписанием печально известного «Пакта согласия и сотрудничества» – в июле 1933 г. – был подписан и конкордат между Ватиканом и нацистской Германией, существенно укрепивший внутриполитические позиции Гитлера и партии национал-социалистов.

В своём сенсационном исследовании тайной дипломатии Ватикана и деятельности римского кардинала Э. Пацелли, который позже стал римским папой Пием XII, британский историк и публицист Дж. Корнвелл, получивший доступ к секретным дипломатическим документам Ватикана, пришел к шокирующим для многих выводам о колоссальной роли лично Пачелли и римской курии в успешном восхождении Гитлера к власти в Германии.

***

Пачелли, получивший блестящее образование в лучших духовных и светских заведениях Рима в 1890-е годы, уже с юных лет целенаправленно готовился к духовной карьере, считая римских иезуитов решающим фактором в своём образовании. По мнению британского исследователя Корнвелла, антисемитские материалы, активно публиковавшиеся в различных католических периодических изданиях в конце XIX – начале XX вв., например во влиятельной римской газете «Civilta Cattolica», и обвинявшие евреев в ритуальных убийствах христианских детей и в организации французской революции 1789 г., оказали большое влияние и на мировоззрение Пачелли, и на последующее формирование идеологии германских нацистов.[2]

В мае 1917 г. Пачелли, сделавший к тому времени успешную карьеру в Ватикане, был назначен на важную дипломатическую должность папского нунция в Мюнхене – столице католической Баварии, где проживала основная масса влиятельных немецких католиков. Символично, что резиденция папского нунция в Мюнхене находилась на мюнхенской улице Бреннерштрассе в непосредственной близости от печально известного впоследствии «коричневого дома» – «колыбели германского нацизма».[3]

Завязав обширные знакомства среди германской политической элиты в Мюнхене и Берлине, Пачелли успешно и эффективно готовил почву для заключения конкордатов Рима с германскими государствами в соответствии с Кодексом канонического права, принятым в Ватикане в 1917 г., который предусматривал усиление роли папы римского в деятельности католической церкви в национальных государствах Европы.

Влияние Пачелли в Ватикане резко возросло после того, как в 1923 г. римским папой стал кардинал Ратти, с которым Пачелли был очень близок и с которым он разделял глубокое «чувство страха и ненависть к большевизму».[4] 

В течение всего периода существования Веймарской республики в Германии вплоть до прихода к власти Гитлера Пачелли умело действовал как энергичный лоббист партии национал-социалистов. Так, во время визита в Рим канцлера Германии Брюннинга в 1931 г. Пачелли в беседах с канцлером настаивал на том, что влиятельная католическая Партия центра в Германии должна непременно достичь соглашения с нацистами.[5]

Очень близкими были и отношения между Ватиканом и фашистским режимом Муссолини в Италии. Именно Пачелли сыграл ключевую роль в подготовке и подписании договора между папским престолом и Муссолини в 1929 г. В соответствии с условиями этого договора, в обмен на признание католичества единственным официальным вероисповеданием в Италии римский папа призвал католическое духовенство и верующих поддержать фашистский режим Муссолини. Более того, сам Бенито Муссолини был объявлен папой Пием XI «человеком, которого нам послало само Провидение».[6] Показательно, что условия конкордата Ватикана с Италией положительно оценил Гитлер; впоследствии именно этот документ стал моделью для заключения аналогичного конкордата между Ватиканом и нацистской Германией.

После прихода Гитлера к власти по инициативе Пачелли резко активизировалась работа по подготовке конкордата с Германией; при этом активно использовался итальянский опыт. Пачелли явно усматривал в Гитлере удобного для себя партнёра для заключения взаимовыгодной сделки. При подписании конкордата между Ватиканом и Германией в июле 1933 г. по инициативе Пачелли, ставшему к тому времени кардиналом и влиятельным государственным секретарём Ватикана, было учтено и реализовано на практике главное пожелание Гитлера, которое состояло в отказе германских католиков от политической и общественной деятельности. Более того, в Ватикане любезно учли и требование Гитлера о «добровольном» роспуске католической Партии центра, к тому времени единственной дееспособной партии в Германии, придерживавшейся демократической направленности.[7]

Именно Пачелли, таким образом, сыграл решающую роль в подготовке и в практической реализации плана по ликвидации неугодной Гитлеру политической активности немецких католиков, чем в огромной степени способствовал упрочению гитлеровской диктатуры.[8] По сути, Пачелли принёс в жертву нацистскому фюреру немецких католиков как влиятельную политическую силу и тем самым оказал колоссальную услугу Гитлеру, который признавал, что политическая активность католиков в Германии являлась серьёзным противовесом национал-социалистам.[9]

Паралич политической деятельности католической церкви в Германии был чрезвычайно болезненным для внутриполитической ситуации в стране, поскольку только Союз католической молодёжи в Германии объединял в своих рядах более полутора миллионов активных членов, а католическая пресса насчитывала около 420 периодических изданий общим тиражом более 100 тысяч экземпляров. При этом католическая печать активно критиковала нацизм за оголтелый расизм и пропаганду расовой ненависти, несовместимой с христианскими ценностями.[10] Однако антинацистские настроения среди немецких католиков не соответствовали стратегическим  интересам Ватикана…

Заключённый на подобных условиях конкордат с Ватиканом Гитлер считал подарком, который он умело использовал в пропагандистских и внешнеполитических целях. Так, сразу после подписания конкордата Гитлер заявил, что сам факт заключения подобного договора между Ватиканом и «новой Германией» свидетельствует о том, что «все утверждения о враждебности национал-социализма религии – ложь».[11] Политика Ватикана, таким образом, существенно усилила респектабельность и легитимность гитлеровского режима на международной арене.

Судя по всему, главным движущим фактором, побудившим кардинала Пачелли и Ватикан пойти на столь тесное сотрудничество с Гитлером, был не только антисемитизм, но и, главным образом, антикоммунизм и полное неприятие СССР, а также план воспользоваться плодами германской агрессии для дальнейшего распространения католичества. Ради вскармливания хищного нацистского зверя с целью направить его агрессию на Восток, Ватикан и католические иерархи были готовы не только закрыть глаза на воинствующий расизм и оголтелое антихристианство нацистов, но и принести им в жертву антифашистски настроенных немецких католиков, быстро пополнивших ряды узников гитлеровских тюрем и концлагерей.

Данный сценарий был разработан и воплощён в жизнь кардиналом Пачелли, ставшим позже римским папой Пием XII, который и в дальнейшем поддерживал тесные интимные контакты с Третьим рейхом и высокопоставленными нацистскими бонзами.

В сущности, подготовленная и осуществленная Пачелли сделка Ватикана с Гитлером в виде конкордата явилась ни чем иным как своего рода «церковным Мюнхеном». Однако если Мюнхенский сговор 1938 г., когда лидеры Великобритании и Франции принесли в ритуальную жертву Гитлеру Чехословакию с целью активизировать агрессию Гитлера на Восток, широко известен, то о «церковном Мюнхене» 1933 г. известно очень мало. Между тем, Ватикан ещё в 1933 г. повёл себя именно так, как лидеры Великобритании и Франции в 1938 г. – в жертву Гитлеру были принесены немецкие католики, их право на политическую деятельность и общественные структуры, что существенно укрепило нацистский режим в Германии и создало предпосылки для её последующей агрессии в Европе.    

Впоследствии, уже в ходе начавшейся Второй мировой войны, политика Ватикана нередко оказывалась причастной к массовым военным преступлениям, совершенным Третьим рейхом и его многочисленными европейскими сателлитами. Так, кровавый режим усташей в Хорватии, пришедший к власти при существенной помощи и покровительстве римской курии, устроил геноцид сербов, цыган и евреев, только в концлагере Ясеновац у Загреба[12] истребив самым бесчеловечным образом почти миллион его узников…

По мнению авторитетных западных экспертов, общее число жертв хорватского Ясеноваца, который был «более изуверским, чем Аушвиц», составило не менее 700 тысяч человек.[13] Хорватские ученики немецких нацистов, стремясь имитировать нацистские зверства, во многом их даже превзошли.[14] Число жертв Ясеноваца сравнимо с количеством жертв Освенцима; при этом менее «технологически продвинутые» хорватские усташи с лихвой компенсировали своё «технологическое отставание» от своих немецких учителей звериной жестокостью и «творческим» использованием «традиционных» способов умерщвления людей.

Литература

Назаров О.Г. На поводу у фюрера // Историк. Журнал об актуальном прошлом. 2018. № 9(45).

Cornwell John. Hitler’s Pope. The Secret History of Pius XII. New York: Penguin Books, 2000.

Граjф Г. Jaсеновац jе бруталниjи од Аушвица // Печат. Лист слободне Србиje. 5. Април 2019. Броj 564.


[1] Назаров О.Г. На поводу у фюрера // Историк. Журнал об актуальном прошлом. 2018. № 9(45). С. 7.

[2] Cornwell John. Hitler’s Pope. The Secret History of Pius XII. New York: Penguin Books, 2000. P. 28.

[3] Ibidem. P. 63.

[4] Ibidem. P. 99.

[5] Ibidem. P. 123.

[6] Ibidem. P. 114.

[7] Ibidem. P. 85.

[8] Ibidem.

[9] Ibidem. P. 105.

[10] Ibidem. P. 109.

[11] Ibidem. P. 130.

[12] Граjф Г. Jaсеновац jе бруталниjи од Аушвица // Печат. Лист слободне Србиje. 5. Април 2019. Броj 564.

[13] Там же. С. 18-21.

[14] Там же. С. 20.

Кирилл ШЕВЧЕНКО
Кирилл ШЕВЧЕНКО
Кирилл Владимирович Шевченко - доктор исторических наук, профессор Филиала РГСУ в Минске.

последние публикации