Память народа не может быть избирательной, она является всегда системной, и эта система закреплена на генетическом уровне. Она помнит и все хорошее, и все плохое. Формируется она веками, отделяя извечных врагов от сбившихся с пути. Она помогает народу противостоять враждебным силам и сохранить свою самобытность и независимость.
Национальная память часто входит в противоречие со своими руководителями, не доверяющих или игнорирующих народное мнение, основанное на историческом опыте. Самым ярким примером являются отношения между Россией и Польшей, которые сегодня перешли в разряд крайней степени агрессивности, проявляемой польской стороной.
Немалый вклад в этот разлом между нашими странами внесла политика римских пап, сумевшая навязать польскому народу враждебное отношение к России.
Для царской России, Советского Союза или современной Российской Федерации отношения с русским народом определялись также католическими польскими иерархами. Они нередко являлись организаторами духовного и физического противодействия России. Они — солдаты римской церкви, беспрекословно подчиняющиеся римским папам, проводящим вековую политику подчинения и подавления славянских народов. Они на острие атак, и их политика не менялась веками, становясь только изощреннее и хитрее.
Любая попытка примирения и доброжелательного отношения к полякам, заранее настроенных на враждебные действия и отрицающим всякое взаимопонимание, не приводила к миру и согласию. Усугубляли положение не только действия польских священников, но и непродуманные действия высших руководителей России.
Тон задал император Александр I, когда 2 апреля 1814 г. принял в Париже генерала Сокольского и полковника Шимановского, являющихся депутатами от польских отрядов, сражавшихся под знаменами Наполеона, с просьбой, чтобы эти отрядам позволено было возвратиться в Польшу. Император был очень милостив к депутации, выразил желание, чтобы польские отряды возвратились на родину вместе с русскими войсками и сказал: “Польская армия сохранит свое прежнее устройство; командовать вами будет мой брат”[1]. Цесаревич Константин Павлович (1779-1831) с увлечением отдался делу организации новой польской армии. Путем установления хороших отношений к войску польскому цесаревич надеялся ближайшим образом подойти к цели сближения русских с поляками, которую он себе поставил[2].
Константин Павлович просто создал хорошие условия для Войска польскому, а более чем превосходные, когда польским войскам были назначены оклады, значительно превышавшие те, какие получали соответственные чины в русской армии; в большом количестве из России доставлялись порох, боевые снаряды и оружие, но при этом поляки сумели устроить так, что оружие старое или старого образца не возвращалось русским властям, а сохранялось в польских арсеналах, благодаря чему к началу восстания у поляков скопилось огромное количество оружия и боевых снарядов.
Срок службы в рядах польской армии был не 25 лет, как в русской, а всего 8, поэтому значительно большее число способных к военной службе мужчин прошло армию, получив военное обучение. Крепости, находившиеся в Царстве, особенно Модлин и Замостье, были реставрированы и значительно усилены, а сама Варшава под предлогом борьбы с контрабандой была обведена глубоким рвом и валом[3].
К 1823 году организация и обучение польской армии были закончены, и вся армия, до 80 тысяч человек, была представлена на смотр государю[4].
Отлично подготовленная армия для удара в спину русским, была превосходно организована “ничего не ведающего о том” великим князем и находилась под непосредственным патронажем государя Российской Империи.
Всё это благодаря тому, что они забыли кровопролитные русско-польские войны, происходящие периодически в течение нескольких столетий, где агрессии подвергалась российская сторона. Ими не был твердо выучен горький урок польской двухлетней оккупации Москвы 1610-1612 гг., когда русская государственность оказалась на грани исчезновения. И они же закрыли глаза на самое активное участие поляков при вторжении Наполеона с “двунадесяти языками” в Россию, где польский элемент проявил себя как наиболее агрессивный и воинственный.
В результате Россия получила польское восстание 1830-1831 гг., с трудом подавленное русскими войсками с неизбежными в таких случаях неоправданными потерями.
Казалось, урок должен быть выучен и закреплен — никакие потакания польским националистам не приводят к успокоению, а только разжигают непомерные аппетиты и толкают население к противоправным действиям.
Но урок не только не был выучен, но действия российской администрации в том же духе, когда с необыкновенным упорством Александр II продолжает политику либеризации политической деятельности в Царстве Польском, что было расценено поляками как возможность дальнейшего силового давления на администрацию для приобретения больших привилегий, продолжились. Для умиротворения польского населения в 1861 году исполняющим должность наместника генерал-адъютанта был назначен Ламберт Карл Карлович, человек римско-католического вероисповедания, который проявил не просто мягкотелость, а скрытое и прямое содействие преступным элементам.
Результат — польское восстание 1863-1864 гг., с такими же последствиями для России.
Сделаны были какие-либо выводы из уроков истории? Никаких. И это видно на примерах современных постсоветских государств.
Может кто-нибудь сегодня объяснить функционирование католического храма Святого Розария Пресвятой Девы Марии в одном из центров православия — во Владимире? Он был построен на средства поляков в 1894 г., сосланных во Владимир за участие в восстании 1863-1864 гг. Был закрыт в советское время, но в 1992 г. возвращен католической церкви.
Какая была необходимость в возобновлении деятельности католического храма Владимира, когда не сохранилось никакой преемственности от польских ссыльных за прошедшее столетие?
О посещаемости храма можно судить по кратковременным пребываниям автора данных строк во Владимире в течение последних нескольких лет и проживания в сотне метров от него, когда в помещении церкви периодически можно было наблюдать только случайных любопытных посетителей в количестве 1-2 человек, с изумлением рассматривающих внутреннее убранство здания. Но это субъективное мнение. А есть объективная оценка деятельности католического прихода, вызывающая вопросы.
Просветительская деятельность католического прихода церкви Святого Розария Пресвятой Девы Марии более чем активна и заключается:
– в проведении традиционных Покровских чтений на базе Владимирского государственного университета, где основная масса слушателей — студенты владимирских ВУЗов с приглашением всех желающих;
– вероучительной работе (катехизации) с вновь приходящими в церковь людьми, а также с постоянными прихожанами, как индивидуальная, так и по группам: существуют группы взрослых, молодежи и детей;
– проводятся благотворительные концерты духовной музыки;
– ведется разъяснительная работа как стать католиком, в том числе для уже крещеных;
– силами сестер-фелицианок (конгрегация Святого Феликса Канталиссийского основана в Польше в 1855 году) и молодежи прихода, а также благодетелей, осуществляется каритативная (благотворительная) католическая деятельность среди малоимущих жителей города и области[5].
В данном случае никто и ничто не упущено. Здесь и дети, и молодежь, и какая молодежь — самая образованная часть, будущее нашего общества, представленная студентами всех ВУЗов Владимира, и взрослые, на отдельные категории которых очень хорошо действует благотворительность. А широкая концертная деятельность духовной музыки, которая так располагает к себе интеллигентных и образованных людей! По отношению к другим христианским конфессиям прозелитизм проводится очень тонко и умно.
Да и сами Покровские конференции — не какое-то рядовое событие местного значения, а являются международными, с привлечением видных католических священников из-за рубежа. Преподносятся они с большим умом и тактом: в объявлении мероприятий на первый план выставляются православные святыни, а где-то в конце неплохо вписывается и католический храм. Везде чувство умеренности и сдержанности, которые так хорошо действуют на обывателя.
Имеет ли православная церковь во Владимире, да и в остальной России, такие возможности для общения, в первую очередь с подрастающим поколением, например в ВУЗах страны? Ничего об этом не слышно. Да и не услышим. Одна только попытка ознакомить детей в школах с православием закончилась полным провалом. Кто только не выступил с протестом, со всеми возможными убийственными доводами, насколько это плохо отразиться на всем государстве Российской Федерации. Стоны, слезы и проклятия заполонили информационное пространство и уничтожили на корню какую-либо возможность по православному воспитанию детей в тысячелетней православной России.
Здесь приведен только один пример активной деятельности католической общины в городе Владимире. Но этот пример характерен и для большинства областей России. И надо знать, что все католические иерархи России имеют тесные связи с главой католической церкви — римским папой.
Много ли мы знаем случаев взаимопонимания с римской церковью? Нет, память хранит только отрицательные воспоминания и негативные последствия. Поэтому мы должны это ясно понимать и помнить.
Так какие причины послужили возрождению католической веры в современной России, когда все области с католическим населением в лице прибалтийских государств и частично входящие в состав Украины и Белоруссии отделились, и их количество в нашей стране оказалось просто эфемерным?
Дадим слово пастырям церкви Святого Розария Пресвятой Девы Марии: “В конце 1980-х гг., когда Советский Союз был охвачен реформами, появилась надежда на улучшение положения дел в области свободы вероисповедания. Подлинное возрождение религиозной свободы стало возможным, в том числе и для католиков, после визита М. Горбачева в Ватикан и его исторической встречи с Папой Иоанном Павлом II, которая состоялась 1 декабря 1989 г.”[6]
Если положение католической церкви в современной России характеризуется проявлением естественных процессов — постоянным уменьшением числа прихожан, то положение католической церкви в Белоруссии совсем иное, которая имеет глубокие исторические корни и интересна с нескольких точек зрения которые и рассмотрим в следующей статье.
[1] Кнаппе-Кюхельбекер // Русский биографический словарь. Москва: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1995. Репринтное воспроизведение. С. 182.
[2] Кнаппе-Кюхельбекер // Русский биографический словарь. Москва: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1995. Репринтное воспроизведение. С. 186-187.
[3] Кнаппе-Кюхельбекер // Русский биографический словарь. Москва: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1995. Репринтное воспроизведение. С. 187.
[4] Кнаппе-Кюхельбекер // Русский биографический словарь. Москва: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1995. Репринтное воспроизведение. С. 188.
[5] Римско-католический приход Святого Розария Пресвятой Девы Марии // http://hram-vladimir.ru/
[6] Римско-католический приход Святого Розария Пресвятой Девы Марии // http://hram-vladimir.ru/