Православная вера соединяла древнерусские земли даже тогда, когда политическая раздробленность обособила их в удельный период. Духовные связи можно увидеть не только в почитании известных всей Руси чудотворных икон и монастырей (таких как Киево-Печерский), но и на региональном уровне. Пример тому — древнейшая на территории Беларуси чудотворная икона Богородицы «Купятичская». Ее церковное чествование совершается всей Русской Церковью 15 ноября по юлианскому календарю (28 ноября по гражданскому). Свое название эта икона получила от деревни Купятичи Пинского района, где совершилось ее явление («Купятичи» иногда производят от «купа», «купина», что значит кустарник).
Позднейшее предание, записанное в 1638 г., рассказывает, что еще до нашествия монголов крестьянская девочка по имени Анна увидела на дереве светящийся небольшой крест из меди. На одной стороне его было распятие Христа, а на другой — изображение Божией Матери с Младенцем Христом на левой руке (тип богородичных икон Одигитрия). Анна сняла находку с дерева и отнесла ее домой. Вернувшись на луг, где паслись овцы ее отца, она снова увидела на том же месте святую икону и снова отнесла ее домой. Но образ опять исчез из дома и оказался на дереве. В третий раз икону принес домой отец названной девочки Василий. И на этот раз святыня не осталась в частном жилье. Тогда на общей сходке жители деревни решили очистить поляну и построить храм на месте явления иконы. Так было положено начало прославления Купятичской иконы Божией Матери. Известный историк митр. Евгений (Болховитинов) в составленном им «Киевском месяцелове» отнес это событие к 1182 г.
В 1240 г. южная Русь подверглась нападению монголов, в числе прочих селений пострадали и Купятичи. Храм был сожжен, икона считалась уничтоженной. Спустя много лет, в конце XV в., благочестивый паломник по имени Иоаким обнаружил на пепелище старой церкви уцелевший образ. Обрадованные жители создали новый храм для чудотворной иконы, где Иоаким остался пономарем. Опять же, согласно преданию, после того как в этом храме была погребена одна из последних княжен пинских, считавшейся явной грешницей, чудеса от иконы прекратились на сто лет.
В 1624 г. Купятичи снова прославились чудотворениями от образа Богородицы. Деревня была приобретена Новогрудским каштеляном (начальником крепости) Василием Кобцем. Его благочестивая мать Аполлония, урожденная Волович, решила основать здесь монастырь и пригласила в 1629 г. двух иноков из православного Свято-Духова монастыря. По решению польского сейма 1635 г. Пинское епископство со всеми храмами и монастырями должно было остаться за униатами. На Купятичский монастырь униаты стали настойчиво выдвигать свои притязания. В этой время в обители подвизались два исповедника Православия — прп. Афанасий (Филиппович) и прп. Макарий (Токаревский). Первый принял мученическую кончину от католиков в Бресте, а другой — от турок в Каневе. Прпмч. Афанасий особо почитал Купятичский образ Богородицы. С ним путешествовал он в единоверную Москву к царю Алексею Михайловичу за помощью нуждающейся обители. Не расставался он с иконой и до самой кончины в Бресте.
Времена унии стали тяжелым испытанием для православных белорусов и украинцев. В середине XVII в. Купятичский монастырь был передан сначала католическим монахами бенедектинцами, а затем униатским монахами базилианами. Однако православная братия монастыря, покидая обитель, захватила с собой чудотворный образ и перенесла его в 1656 г. в Киев. Здесь под покровительством казацкой силы Богдана Хмельницкого Православие было в безопасности. Икона была помещена в одном из пределов Софийского собора. С приходом советской власти храм был превращен в музей, местонахождение Купятичской иконы после начала Великой Отечественной войны неизвестно.
Однако не исчезла память об иконе на белорусской земле. Еще в 1852 г. прихожане Никольской церкви села Купятичи обращались в Святейший Синод с просьбой вернуть чудотворную икону на место своего явления. Однако в этом им было отказано, потому что святой образ принадлежал монастырю XVI в., а не приходской церкви, построенной в 1822 г. Кроме того, насельники монастыря сами забрали икону и принесли в Киев, где с того времени установилось торжественное почитание Купятичской иконы. Впрочем несмотря на такой отказ, жители Купятичей почитают и древнюю копию иконы, писанную на дереве, хранящуюся в Никольском храме до сих пор.
Таким образом, старинный чудотворный образ, явившийся в Белой Руси, сохранившийся после монгольского нашествия, вдохновлявший исповедников Православия во время унии, был спасен и принесен в Киев. Этот древнерусский город в результате русско-польской войны за Малороссию остался затем под верховным управлением православных царей московских, которые покровительствовали здесь Православию. Духовные связи, веками скреплявшие людей одной веры, в очередной раз испытываются на прочность сейчас. При таких обстоятельствах нельзя терять память об общих святынях.