Saturday, October 5, 2024

Новый год через призму неоязыческой псевдоэтнографии: Снегурочка

Самым главным персонажем новогодних праздников является Дед Мороз. Его зовут дети, он приносит подарки, но новогодняя мифология говорит о том, что Дед Мороз не всегда справляется со своими праздничными обязанностями, поэтому в качестве помощницы выступает его внучка Снегурочка.

Неоязыческие любители заняться поисками корней современных традиций в дохристианской эпохе пытаются найти в нынешнем сценарии новогодних празднеств отголоски языческих действ. И Дед Мороз, как главный персонаж новогодних торжеств не избежал этих неоязыческих попыток обрести дохристианские корни [1].

Естественно, неоязыческая интерпретация Деда Мороза автоматически не могла не задеть неоязыческую интерпретацию Снегурочки. Что и подтвердил Н.М. Сергеев, который, описывая в своих псевдоэтнографических текстах Деда Мороза, следом за этим вставил описание Снегурочки.

Пытаясь создать или, скорее, распространить неоязыческую интерпретацию образа Снегурочки, Н.М. Сергеев всё же указывает на единственный совершенно объективным факт: Снегурочка является исключительно русским новогодним персонажам и не встречается в других культурах [2]. Изображение снегурочки в двух из трёх статей Н.М. Сергеева, посвящённым неоязыческому дискурсу новогодних персонажей, имеет подпись «Снегурочка – древнее русское божество» [3]. Подпись интересна тем, что любитель неоязычества показывает абсолютное незнание пантеона языческих славянских богов. Его заявления как раз указывают на недавно придуманный неоязыческий пантеон, который соотносится с реально бытовавшим языческим крайне фрагментарно.

Чтобы удревнить образ Снегурочки и привязать её к дохристианской эпохе, Н.М. Сергеев ссылается на заявление С.В. Жарниковой, которая утверждала, что «образ Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, пришел из далеких времен индоевропейской общности, когда он воплощал застывшие воды», от чего появилось одно из названий Снегурочки – Ледяная внучка [4].

Предыстория Снегурочки как новогоднего персонажа начинается, как и у Деда Мороза, в том же XIX в., но чуть позже. Так что по литературному возрасту Снегурочка чуть младше Деда Мороза. В русском фольклоре существовала сказка о Снегурочке, точнее, о Снегурке, именно так она зовётся в сказке. Эту сказку записал создатель трёхтомника «Поэтические воззрения славян на природу» А.Н. Афанасьев, который «хотел восстановить древнюю мифологию славян, поэтому он уделял огромное внимание персонажам, связанным с силами природы». Однако, будучи историком-любителем, А.Н. Афанасьев не разобрался в том, что сказка о Снегурке никакого отношения к языческим культам не имела. Фольклорист хотел найти обрывки преданий «о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега». Однако сама постановка вопроса была неверной: в реальности «никакого культа облачных духов у славян никогда не было» [5]. А.Н. Афанасьев был не единственным, кто записал сказку о Снегурке. Она встречается и у других этнографов.

Сказка не затерялась. На неё обратил внимание русский писатель А.Н. Островский, который литературно обработал сказку, превратив её в пьесу. А Снегурка превратилась в Снегурочку. Однако эта Снегурочка никакого отношения к будущей новогодней внучке Деда Мороза не имела (за исключением сходных имён). Впервые Дед Мороз и Снегурочка появились вместе в 1937 г. [6]. А «сюжет и состав персонажей новогодних представлений советского времени можно считать устоявшимся окончательно к началу пятидесятых годов» [7]. К середине XIX в. традиция рождественской ёлки только формировалась, причём, её формирование происходило в городской среде. И в этот период «нет ещё ни Мороза, ни Снегурочки в качестве обязательных персонажей новогоднего ритуала» [8]. Это нельзя объяснить тем, что к XIX в. русские забыли свои старые дохристианские персонажи, а потом якобы стали их возрождать. Таких персонажей в общеславянской обрядовой традиции попросту никогда не существовало [9].

В известном русском фольклоре (как минимум, по состоянию на 2009 г.) Снегурочка появляется в 28 сказках [10], при этом существуют вариации сказок, значительно отличающиеся друг от друга. М.В. Ёлкина выявила четыре версии сказок, посвящённых Снегурочке. Первая версия – самая популярная: взрослые лепят и снега девочку, которая весной идёт в лес и тает. Вторая версия более кровожадная: подруги заманивают Снегурочку в лес, убивают и хоронят. На могиле вырастает дудочка, которая играет песню об убийстве, а потом из дудочки появляется живая Снегурочка. Третья версия включает в состав участников события животных: Снегурочка идёт в лес и теряется или её похищают, а лесные звери её спасают. И четвёртый сюжет самый редкий: ушедшую в лес Снегурочку похищает старик, который сажает её в сумку и заставляет оттуда петь песни. Случайно старик заходит переночевать к родителям девушки. Не зная, кто они, старик заставляет её из сумки рассказывать сказки. Родители узнают голос и спасают дочь [11]. Финалы всех сказок можно разделить на два вида. В первом случае Снегурочка тает. Такой сюжет лишь в одной сказке заканчивается воскрешением Снегурочки, в остальных случаях она не возрождается. Во втором случае Снегурочку убивают или крадут, а в финале она воскресает или возвращается каким-либо образом [12]. Т.е. весь русский фольклор, посвящённый Снегурочке, никоим образом не намекает на её будущую новогоднюю карьеру и родство с Дедом Морозом.

Снегурочка. (Худ. В.М. Васнецов, 1899). Источник: https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/02/vasnetsov_snegurochka-1-scaled.jpg

Образ Снегурочки не был популярен, пока не была создана опера Н.А. Римского-Корсакова по пьесе А.Н. Островского. Последний написал пьесу, опираясь на одну из сказок о Снегурочке. Но пьеса оказалась непопулярной, зато опера сполна компенсировала это. Именно опера «Снегурочка» дала возможность одноименному персонажу стать популярным. И эта популярность чуть позже сделала Снегурочку рождественско-новогодним персонажем. Кстати, в начале ХХ в. Деда Мороза на открытках рисовали в сопровождении не девочки-Снегурочки, а мальчика-Нового года. Поскольку наряд мальчика, сопровождавшего Деда Мороза, был голубым, этот цвет уже во время советской власти автоматически перенесли на сопровождавшую Деда Мороза девочку – Снегурочку [13]. С.В. Жарникова, которая была склонна удревнять образ Снегурочки до «далёких времён индоевропейской общности», объясняет белый или голубой цвет одежды Снегурочки тем, что она якобы воплощала «застывшие воды». Естественно, что Н.М. Сергеев в своём стремлении искать культурные образы в дохристианской эпохе, без критики разделяет это заявление [14].

Снегурочка. (Худ. М.А. Врубель, 1890). Источник: https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/snegurochka-vrubel+.jpg

Визуальный образ Снегурочки также сложился не в древности, а в конце XIX в. Главным автором образа был художник В.М. Васнецов, который «никогда не пытался имитировать исторический костюм, он заново придумывал сказочную реальность. В этом уникальность его гения: он создал убедительное фэнтези, вселенную русской сказки – подобно тому, как Толкин прописал свои сказочные миры с точностью до деталей» [15]. Классический образ Снегурочки впитал в себя образы, придуманные не только В.М. Васнецовым, но также М.А. Врубелем и Б.В. Зворыкиным. «Работы этих трех художников и определили современную Снегурочку: это или сказочная девочка из леса, которой требуется забота, или невеста в блистательном кокошнике и парче, ищущая жениха. Вся советская и постсоветская иконография следует этим двум образам» [16].

Снегурочка в лесу. (Худ. Б.В. Зворыкин, 1925). Источник: https://arthive.net/res/media/img/oy1200/work/741/611277.webp

Впервые Дед Мороз и Снегурочка появились вместе как дед и внучка в 1937 г. [17]. Снегурочка, судя по всему, была введена в сценарий празднования Нового года намеренно. Поскольку предполагалось активное общение Деда Мороза с детьми, были подозрения, что некоторые дети могут испугаться бородатого взрослого. Поэтому между Дедом Морозом и детьми на всякий случай был нужен посредник. Снегурочку изображала девочка. Советские «методисты считали, что персонаж-девочка вызовет больше доверия у детей». Серьёзная разница в возрасте старика Деда Мороза и ребёнка Снегурочки логично подводила к тому, что Снегурочка должна быть внучкой, а не дочкой Дела Мороза. Помимо того советские педагоги считали, образ Снегурочки должен быть сформирован как детский. Она должна была выглядеть как ребёнок, «а не как буржуазная барышня» [18].

Таким образом, Снегурочка как новогодний персонаж достаточно молода. По причине известности оперы «Снегурочка» её образы стали появляться на рождественских ёлках в самом конце XIX в. Девочек стали наряжать в костюмы Снегурочек, но эти ряженые не были ни помощницами, ни тем более внучками Деда Мороза. Они всего лишь были участницами детского костюмированного праздника. Оба персонажа существовали без всяких представлений об их родстве. И только в 1937 г. Снегурочка впервые появилась в качестве внучки и помощницы Деда Мороза. Образ Снегурочки как внучки Деда Мороза в русской обрядовой фольклорной традиции отсутствует вообще. И Дед Мороз, и Снегурочка – это персонажи XIX в., окончательно состоявшиеся в ХХ в. И поэтому они никогда не были мифологическими славянскими персонажами, как бы этого не хотелось авторам неоязыческой псевдоэтнографии.

1. Критику неоязыческих интерпретаций образа Деда Мороза см.: Гронский А. Новый год через призму неоязыческой псевдоэтнографии: Дед Мороз // Наука. Вера. Культура. Режим доступа: https://naukaverakuljtura.com/новый-год-через-призму-неоязыческой-п/ (дата обращения: 1.01.2023).

2. Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка? // Вместе с Россией. Сайт общественных организаций российских соотечественников в Республике Беларусь. Режим доступа: http://ross-bel.ru/analitika-portala-vmeste-s-rossiey/news_post/nikolay-sergeyev-otkuda-k-nam-prishli-ded-moroz-i-snegurochka обращения: 29.12.2022); Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017] // Вместе с Россией. Сайт общественных организаций российских соотечественников в Республике Беларусь. Режим доступа: http://ross-bel.ru/about/news_post/nikolay-sergeyev-ded-moroz-i-snegurochka-kogda-oni-prishli-na-rus (дата обращения: 29.12.2022); Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022] // Вместе с Россией. Сайт общественных организаций российских соотечественников в Республике Беларусь. Режим доступа: http://ross-bel.ru/about/news_post/nikolaj-sergeev-ded-moroz-i-snegurochka-kogda-oni-prishli-na-rus (дата обращения: 29.12.2022).

3. Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022].

4. Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка? [18.12.2015]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022].

5. Архипова А. 12 вопросов о Деде Морозе // Арзамас. Режим доступа: https://arzamas.academy/mag/1048-ded_moroz (дата обращения: 29.12.2022).

6. Душечкина Е. Дед Мороз и Снегурочка // Журнальный зал. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2003/1/2003_01_31.html#_ftnref15 (Дата обращения: 30.12.2022).

7. Адоньева С. Дух народа и другие духи. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009 С. 183.

8 Там же. С. 175.

9. Там же. С. 175.

10. Ёлкина М.В. Сказочный сюжет «Снегурочка» и его интерпретация русскими писателями. Авторф. … кандидата филологических наук. Челябинск, 2009 С. 6

11 Там же. С. 10.

12 Там же. С. 10.

13. Идеологически верная Снегурочка: откуда взялась внучка Деда Мороза // РИА новости. Режим доступа: https://ria.ru/20190102/1548729383.html (дата доступа: 30.12.2022).

14. Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка? [18.12.2015]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [20.12.2017]; Николай Сергеев: Дед Мороз и Снегурочка: когда они пришли на Русь? [6.01.2022].

15. Идеологически верная Снегурочка: откуда взялась внучка Деда Мороза.

16. Там же.

17. Душечкина Е. Дед Мороз и Снегурочка.

18. Архипова А. 12 вопросов о Деде Морозе.

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации