Saturday, September 7, 2024

Новейшие исследования истории становления белорусского и украинского языков: рецензия на книгу «“Родное слово”. Белорусский и украинский языки в школе (очерки истории массового образования середины XIX – середины XX в.)» (Москва, Санкт-Петербург, 2021). Ч. 1.

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на сборник очерков, посвященных организации массового образования на белорусских и украинских землях, которые на протяжении середины XIX – середины XX вв. входили в состав различных государственных образований (Российской империи, Австро-Венгрии, СССР, Второй Речи Посполитой). Большинство работ отличается высоким научным уровнем, имеет солидную источниковую базу. В то же время автором рецензии в отдельных очерках выявлены некоторые недостатки (в частности, упрощенные представления об идейном течении западнорусизма и этноконфессиональной природе жителей белорусских губерний Российской империи).

_________________________________________________________

В рецензируемый сборник вошли очерки, посвященные роли языка преподавания в контексте национально-культурной жизни Российской и Австро-Венгерской империй второй половины XIX – начале XX вв., а также СССР и Польши межвоенного периода. Авторами очерков являются известные историки и филологи России, Беларуси и Украины. В работах освещаются проекты и реформы в сфере образования, инициаторами которых являлись различные акторы (правительственные структуры, общественные круги, лидеры белорусского и украинского национальных движений). В структуре сборника выделены четыре тематических блока (раздела) – «Языковые дискуссии XIX – начала XX вв. и проблемы народной школы», «Развитие образовательной системы двух империй», «Школа в эпоху перемен: Мировая война, революция, послереволюционные годы», «Родной язык и массовая школа в межвоенный период».

Первый раздел сборника открывают два очерка доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института славяноведения Российской академии наук (далее – РАН) М. В. Лескинен. В очерке «Вопрос о языке преподавания в начальной школе Российской империи в ходе образовательных реформ второй половины XIX века» раскрываются подходы известных российских педагогов (К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, Н. А. Корф и др.) и рядовых практикующих учителей, которые указывали на необходимость учета этнокультурной специфики населения различных регионов империи (в том числе господствующего в среде местного населения языка или диалекта) при организации образовательного процесса. При этом большинство их них не отрицало необходимости интеграции культурно сложного населения государства посредством обязательного овладения русским литературным языком [1]. Второй очерк автора представляет собой анализ той же проблемы (возможность использования местных говоров в образовательном процессе) на материалах дискуссии о статусе украинского (малороссийского) языка, развернувшейся в прессе в 1860-х – 1880-х гг. В очерке детально рассмотрены аргументы сторонников (М. В. Драгоманов, А. Я. Ефименко, Н. А. Корф, В. И. Водовозов и др.) и противников (М. Н. Катков, А. А. Иванов, С. С. Гогоцкий, М. В. Юзефович и др.) преподавания на родном наречии в начальных училищах Юго-Западного края. М. В. Лескинен подчеркивает чрезмерно конфронтационный характер полемики: одна сторона исходила из приоритета этноязыкового своеобразия, другая же рассматривала проблему исключительно в плоскости потенциального сепаратизма. Дискуссии о языке преподавания в то время разворачивались в разных регионах империи (в том числе в великорусских губерниях, население которых говорило на диалектах, весьма далеких от литературной нормы русского языка), но именно в Юго-Западном крае они имели наиболее отчетливый политический подтекст [2].

В очерке кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института славяноведения Российской академии наук М.Э. Клоповой анализируется дискуссия о возможности использования украинского и белорусского языков в системе народного образования (преподавание в начальной школе, обучение Закону Божьему детей-католиков непольского происхождения), которая велась на заседаниях III Государственной думы [3]. Данные предложения были отклонены при голосовании, однако развернувшаяся полемика отразила некоторые нюансы в мышлении представителей политической элиты Российской империи. Ситуация в белорусских губерниях рассматривалась большинством из них в контексте борьбы русского и польского культурных начал, но в то же время признавалась самобытность белорусского этноса. Так, М.Э. Клопова приводит выдержку из выступления ксендза С.Г. Мацеевича, избранного в Думу съездом городских избирателей г. Вильно. Католический священнослужитель считал, что язык обучения Закону Божьему должно определять местное население и что таким языком мог быть и белорусский язык [3, с. 78].

С.Г. Мацеевич.
Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Macej_Stanislaw.jpg

В очерке доктора филологических наук, профессора Белорусского государственного университета (далее – БГУ) И.О. Гапоненко рассматриваются общественно-исторические и языковые аспекты развития системы образования на белорусских землях в XIX – начале XX вв. Автором выделены различные факторы, повлиявшие на функционирование образовательной сферы: уровень национального самосознания различных слоев населения белорусских губерний; принципы языковой политики российских властей; языковая ситуация на белорусских территориях; специфика белорусского книгопечатания; своеобразие культурной и религиозной ситуации [4].

И.О. Гапоненко приходит к справедливому выводу о наличии целого комплекса неблагоприятных условий, которые предопределили отсутствие образования на белорусском языке в Российской империи, однако некоторые аргументы автора являются небесспорными. Так, характеризуя природу западнорусизма, исследователь отмечает, что последователи данного идейного течения отказывали белорусам в праве на самостоятельное культурное развитие. При этом И.О. Гапоненко ссылается на написанную в 1929 г. работу А.И. Цвикевича, далекую от стандартов серьезного академического исследования [4, с. 88]. Автором рецензируемого очерка проигнорированы важные для понимания проблемы работы белорусского историка А.А. Киселева. В них на богатом фактографическом материале показано, что большинство сторонников западнорусизма скептически относилось к идее создания белорусского литературного языка, видя в нем политическую игру польского национального движения и поддерживаемый Германией и Австро-Венгрией сепаратизм, но в то же время призывало к изучению и сохранению белорусского наречия, не отрицало возможности создания на нем литературных шедевров. Более того, некоторые западнорусисты призывали использовать белорусский язык для обучения Закону Божьему белорусов-католиков, считая это мерой против их полонизации [5].

Приведенные А.А. Киселевым факты ставят под сомнение еще одно утверждение И.О. Гапоненко, согласно которому все католики белорусских губерний представителями властных и интеллектуальных элит воспринимались исключительно как поляки [4, с. 106]. Для опровержения данного тезиса приведем выдержки из архивных документов, освещающих ситуацию в Гродненской губернии, почти четверть населения которой в конце XIX в. составляли поляки. После обнародования Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апреля 1905 г.) многие ксендзы, ссылаясь на данный акт, стали требовать права преподавания в народных училищах Закона Божьего на природном языке учащихся (в их понимании – польском). Однако, согласно личному разъяснению Гродненского губернатора, следовало отдавать предпочтение сведениям о языке местного населения, сообщаемым должностными лицами полиции и волостными правлениями. Например, в отношении ситуации во втором земском участке Гродненского уезда полиция сообщала следующее: «Население состоит исключительно из белорусов, говорящих на своем природном белорусском языке, поэтому Закон Божий учащимся римско-католического исповедания в народных училищах, расположенных в районе второго земского участка, может преподаваться лишь на их природном языке» [6, л. 25]. Аналогичная ситуация сложилась в Верейковском приходском училище Волковысского уезда. Законоучитель римско-католического вероисповедания ксендз В. Лавринович организовал образовательный процесс на польском языке. Однако в донесении пристава четвертого стана Волковысского уезда (23 августа 1905 г.) отмечалось: «Все жители Вереек – белорусы, нет ни одного католика, который принадлежал бы к польской народности и говорил бы по-польски» [7, л. 65].

Понимание нежелательности отождествления всех католиков с поляками имелось и у представителей высшего звена имперской элиты. А.А. Киселев в одной из своих публикаций на сайте «Наука. Вера. Культура» приводит цитаты из отчетов Виленского губернатора Д.Н. Любимова (1907 г.) и Минского губернатора А.Ф. Гирса (1913 г.). Чиновники признавали возможность ограниченного использования белорусского языка для обучения белорусов католической конфессии, являлись «последовательным сторонником отделения римско-католического вероисповедания от польской национальности, поскольку в условиях белорусских губерний такое отождествление стало осознанным инструментом для полонизации белорусов» [8].

А.Ф. Гирс. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a3/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%93%D0%B8%D1%80%D1%81.jpg

Продолжение следует…

Литература

1. Лескинен М. В. Вопрос о языке преподавания в начальной школе Российской империи в ходе образовательных реформ второй половины XIX века // «Родное слово». Белорусский и украинский языки в школе (очерки истории массового образования, середина XIX – середина XX в. М.; СПб, 2021. С. 11–28.

2. Лескинен, М. В. Малорусский язык в начальной школе Российской империи в контексте полемики о родном (местном) наречии в педагогической и политической публицистике (1860-е – 1880-е годы) // «Родное слово». Белорусский и украинский языки в школе (очерки истории массового образования, середина XIX – середина XX в. М.; СПб, 2021. С. 29–60.

3. Клопова М.Э. Малорусский и белорусский языки в начальной школе: дискуссии в III Государственной думе // «Родное слово». Белорусский и украинский языки в школе (очерки истории массового образования, середина XIX – середина XX в. М.; СПб, 2021. С. 61–83.

4. Гапоненко И.О. Система образования на белорусских землях в XIX – начале XX вв.: общественно-исторические и языковые аспекты // «Родное слово». Белорусский и украинский языки в школе (очерки истории массового образования, середина XIX – середина XX в. М.; СПб, 2021. С. 84–115.

5. Киселев А.А. Правая печать и белорусский язык: pro et contra // Беларуская думка. 2017. № 1. С. 97–103.

6. Письмо директора народных училищ Гродненской губернии Земскому начальнику 2 участка Гродненского уезда, 27 марта 1906 г. // Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (НИАБ в г. Гродно). Ф. 1. Оп. 18. Д. 1080. Л. 25 – 25 об.

7. Письмо директора народных училищ Гродненской губернии Гродненскому губернатору, 16 декабря 1905 г. // НИАБ в г. Гродно. Ф. 1. Оп. 18. Д. 1090. Л. 65 – 65 об.

8. Киселев А. А. Белорусы-католики на страницах губернаторских отчетов начала XX в. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukaverakuljtura.com/белорусы-католики-на-страницах-губер/. – Дата доступа: 10.05.2023.

Олег КАЗАК
Олег КАЗАК
Казак Олег Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета

последние публикации