Существует ли белорусская нация?
Имеется множество определений понятия «нация», которые часто противоречат друг другу. Так же имеют место разные подходы к рассмотрению путей национального строительства. Поэтому ответ на поставленный вопрос необходимо предварить краткими теоретическими рассуждениями.
По мнению большинства современных исследователей, формирование наций представляет собой объективный исторический процесс в буржуазный период развития Западной цивилизации. Проект создания наций возник как способ усиления государства и уменьшения влияния Христианской Церкви. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось в ходе Великой Французской революции, когда у буржуазии возникла необходимость построить социальную общность на новом фундаменте. До революции людей разных социальных слоев, разных этносов, разных конфессий объединяло понятие «подданства французской короны». Революция отвергла подданство монарху, его место заняло понятие гражданской нации. Согласно этому подходу, все граждане государства составляют нацию независимо от их этнического происхождения и религиозного исповедания. Но гражданскую нацию нельзя было построить без подавления Католической Церкви, на которую, как на идеологическое и духовное основание опиралась французская монархия. Отсюда проистекал антиклерикальный пафос революционеров. Надо отметить, что первыми нациями современного типа ученые называют латиноамериканские, возникшие в ходе борьбы за освобождение против «Испанской короны». Также процессу формирования американской политической нации положила начало война североамериканских колоний против «Британской короны». Во всех случаях нациестроительство сопровождалось падением роли религии в жизни новообразованных немонархических государств.
Формирование наций представляется как процесс, идущий параллельно в политическом и культурном измерениях. В политическом измерении он связан с возникновением современной формы европейского государства. В культурной он сопровождается формированием внесословного светского национального «культурного ядра», основу которого составляют национальная история и национальная литература. Соответственно, можно выделить два пути или типа создания национальных общностей.
В нациях первого типа ведущим является процесс установления государственных границ, внутри которых правящими кругами создаются компоненты национального «культурного ядра». К ним относятся национальная историческая память (во всех случаях историческая память формируется с помощью национальных мифов, удревняющих и героизирующих историю народа) и национальная литература (национальный литературный язык создается деятелями культуры на базе одного из народных говоров внутри проведенных государственных границ, где уже имеется один из диалектов, входящих в более широкую языковую структуру). В этом процессе можно выделить три фазы: 1) «монархическая», когда единство задаётся подданством королю, царю, великому князю и проч. и общей религией с региональным оттенком; 2) «государственная», когда государственность объявляется выше личности монарха, а культурное единство задаётся светской высокой культурой (как правило эта фаза наступает после полосы религиозных войн); 3) «национальная», когда после буржуазной революции место монарха занимает «народ», а «культурное ядро» через школьное образование и учреждения культуры распространяется в широкие массы. Таким путем формировались гражданские нации Британии, Франции, Испании и ряда других стран.
В нациях второго типа ведущим является процесс формирования «культурного ядра», вокруг которого начинается процесс политического объединения (примером могут служить Германия и Италия) или выделения (например строительство наций в границах Австрийской империи сопровождалось их обособлением внутри имперского тела). Процесс формирования национальных государств второго типа, характерный для XIX и XX вв., хорошо описывает трёхфазная схема: в первой фазе пробуждается интерес сравнительно небольшой группы образованных людей к языку и истории. За этой культурной фазой развития следует фаза национальной агитации. Вторая фаза характеризуется тем, что небольшая группа националистической интеллигенции преследует цель внедрения национального сознания в широкие слои населения, мобилизации этого населения и его интеграции в национальное сообщество. Если это достигнуто, национальное движение вступает в третью фазу – массовое движение, в котором большая часть общества охвачена идеями национального самосознания и стремится к такой цели как политическая автономия.
Россия сначала шла по первому пути, но прошла только первые два этапа. Внутри неё в различных её частях, в частности в Беларуси, в конце XIX и начале XX веков развивались процессы второго типа. Узкая группа национальных интеллектуалов-романтиков, собравшаяся вокруг периодического издания «Наша нiва», поначалу вела культурную пропагандистскую деятельность. В первые годы ХХ века постепенно начало оформляться белорусское национальное движение, но оно было крайне малочисленным и слабым. В ходе событий Первой мировой войны, Русской революции и Гражданской войны белорусские национальные деятели развернули политическую активность, направленную на государственное обособление белорусских территорий от России. Однако они не получили поддержки широких народных масс и запятнали себя коллаборационизмом во время немецкой и польской оккупации белорусских территорий. В результате попытка создания национальной белорусской буржуазно-демократической государственности провалилась. Повестка белорусского государственного строительства была перехвачена Советским правительством, которое пошло по пути создания белорусской социалистической государственности. В БССР Советской властью проводилась политика белорусизации, которая вывела белорусский народ в третью фазу первого типа нациестроительства, когда источником власти в государстве объявляется «народ», а «культурное ядро» через школьное образование и учреждения культуры распространяется в широкие массы.
Таким образом, приходится говорить о существовании белорусской нации. Ее возникновение нельзя отнести ко временам вхождения белорусских земель в состав ВКЛ и Речи Посполитой, поскольку в тот период процессы формирования наций еще не начались. В Российской империи в конце XIX – начале XX века в связи с постепенным смещением понятий от «подданства монарху» к главенству «державы» и превалированию светской культуры над религией, возникли предпосылки для создания «культурного ядра» белорусской нации. Сам процесс белорусского нациестроительства обрел реальное воплощение в связи с политикой белорусизации в БССР.
С превращением БССР в суверенную Республику Беларусь по итогам распада СССР процесс строительства белорусской нации обрел дополнительную мотивацию и получил мощный импульс к развитию. В то же время, не стоит забывать, что строительство наций представляет собой объективный процесс в капиталистическую эпоху. В наши дни, когда стали банальностью заявления о переформатировании мирового устройства в начале XXI века и исчерпании капиталистических отношений, судьба процесса строительства наций может быть печальной. Если мир распадется на макрорегионы по цивилизационному и экономическому признакам, то это может означать переход человечества к возрождению империй на новом историческом этапе. Формально макрорегионы империями не будут, тем более они не будут монархическими, хотя это не точно. В то же время можно предположить, что по сути макрорегионы будут строиться согласно с имперскими принципами. Если такое предположение верно, нас может ожидать фаза не продолжения национального обособления, а фаза стирания национальных различий внутри групп народов, принадлежащих одному историко-культурному типу. Впрочем, это так же не точно.