22 октября 1941 года в Белграде открылась «Большая антимасонская выставка». Сегодня есть немало сил, пытающихся преподнести «Недичеву Сербию» в качестве некоего аналога «Павеличевой Хорватии». Выискиваются крамольные цитаты свт. Николая (Велимировича), высказанные им в 1935-37 годах, дабы отождествить сербского святителя с «архиепископом геноцида» Степинцем, вырываются из контекста не совсем осторожные высказывания Дмитрия Лётича… Но чаще всего «антисемитизм» сербов иллюстрируется репродукциями почтовых марок, выпущенных в честь проведения «Большой антимасонской выставки».
Однако прежде, чем мы расскажем об этом мероприятии, сделаем экскурс в историю югославского масонства.
Хорошим подспорьем стала книга Зорана Николича «Масонские символы в Белграде» [1].
Обычно о масонах на Балканах упоминают в связи с графом Иваном Драшковичем, основавшем в 1764 году в городе Глина ложу «Ратная дружба» (Ratno prijateljstvo).
В начале тайных дел
Масонство на территории Военной Границы напрямую связано с созданием одной из первых лож в Австрии «Zu den drei Kanonen», в Вене 17 сентября 1749 года, поскольку одним из основателей этой ложи был хорватский епископ Иосип Франьо Сигизмунд Гондола (Гундулич), декан теологического факультета Венского Университета. [2]
Если учесть, что история масонства Нового Времени начинается в 1717 году, можно лишь поражаться той скорости, с которой «сетевое общество» распространялось по всему свету. Граф Драшкович, хорватский аристократ, вскоре основал ещё одну ложу, которая тоже была офицерской. Это говорит о том, что австрийские пограничники, вернувшиеся с семилетней войны, первыми вступили в контакт со свободными каменщиками. Позже, под патронатом того же Драшковича произошло объединение существовавших лож в «Великую хорватскую ложу».
В то же самое время с масонством знакомятся и сербы Воеводины. В их числе архимандрит монастыря Крушедол Стефан Стратимирович (будущий митрополит Карловацкий), чьё имя впоследствии будет носить одна из лож.
Но наиболее уважаемым и влиятельным в кругах «каменщиков» считался Досифей Обрадович. Досифей был близко знаком с реформатором сербского языка Вуком Караджичем, которого тоже некоторые историки зачисляют в масоны. Впрочем, фактов, подтверждающих членство Вука в «братьях», нет, однако в данном случае можно о многом судить по плодам.
В 1795 году после того, как был раскрыт заговор масонов, готовивших переворот по примеру Французской революции, масонство в Австрии (частями которой, как мы помним, была Военная Граница и собственно Хорватия) было запрещено.
В Европе рубежа восемнадцатого-девятнадцатого веков созидалась новая культура – как проявление мировоззрения эпохи Просвещения, которое хотя и не было напрочь атеистическим, но в религиозном смысле слова было деистическим, т.е. исповедовало убеждение в том, что Творец – как Великий Мастер-Часовщик якобы запустил свой чудесный механизм мироздания, который и работает по заведённой программе.
Масонская идеология вписалась в это мировоззрение, добавив, что Творение осталось не довершённым отчасти ради того, чтобы люди, наделённые «искрой Божией» могли реализовать свой творческий потенциал, «достраивая то, что промыслительно не достроил Великий Архитектор».
Вместе с тем, масонство привлекало ещё и тех, кому душно было в бездуховном пространстве позитивизма аптекарей и часовщиков, но церковная традиция воспринималась средневековым пережитком.
Таким образом, всплеск мистицизма – как реакции на этот самый позитивизм – так же был одной из причин интереса к масонству и культуре Европейского романтизма.
Существует мнение, будто и повелитель Княжества Черная Гора, владыка Петр Петрович Негош был если и не масоном, то весьма близким к их кругу. Одним из первых его учителей был известный энтузиаст масонства Сима Милутинович Сарайлия. Кстати, самого Симу по легенде привёл к масонству А.С.Пушкин, встречавшийся с Милутиновичем во время Кишинёвской ссылки.
Нелишне напомнить, что накануне Первого сербского восстания в Белграде действовала ложа, членами которой были не только будущие вожди восстания, но и Мустафа-паша.
В 1876 году появляется первая чисто сербская ложа «Светлость Балкан». Вскоре под покровительством Великого Востока Италии возникают еще две ложи, члены которых принимают непосредственное участие в политической жизни Сербии. В 1890 из этих лож выходят несколько весьма крупных фигур, которые формируют ложу «Побратим», находившуюся под покровительством Великой ложи Венгрии. Среди братии ложи был крупный делец Джордж Вайферт, церковный композитор Стефан Мокраняц и другие.
После аннексионного кризиса 1908 года, который привел к резкому обострению отношений между Сербией и Австро-Венгрией, сербские масоны сближаются с Великим Востоком Франции. Продуктом этого сближения стала ложа «Объединение», культивировавшая идею объединённой сербско-хорватской державы. Видным братом ложи был посол Франции в Белграде Леон Деко. Именно он первым сообщил о том, что престолонаследник Александр Карадьжорджевич является «вольным каменщиком».
С 1911 года в Белграде работала также и чисто еврейская ложа «Сербия», которая относилась к 11-му дистрикту Независимого ордена Б’най Б’рит.
Об информированности братьев-каменщиков красочно говорит одна история, связанная с видным белградским масоном, Дамианом Бранковичем. Перед Первой Мировой войной Бранкович занимал должность представителя всемогущего концерна «Крупп» при Королевстве Сербия.
Спустя тридцать с лишним лет Дамиан делился воспоминаниями[3]:
– Мне было сообщено в Берлине, что ультиматум Сербии составлен в Потсдаме и что война против Сербии была запланирована Вильгельмом и Францом Фердинандом ещё в январе 1914, за несколько месяцев до покушения. Эту весть сообщил мне как представителю Крупа, директор фабрики доктор Милон. Кроме того он сообщил мне, что Германия дала Австрии полную свободу в выборе времени и повода для ультиматума и последующего нападения. Я сообщил об этом Пашичу через белградских братьев. Но тогдашняя власть была занята непрерывной политической борьбой, и вопросами внешней политики не интересовалась. Тогда Белград жил предвыборной борьбой и интересовался лишь тем, кто попадёт в Скупщину на предстоящих выборах. Но выборы не состоялись, потому что началась Мировая война. [4]
Недвусмысленные символы
В период между мировыми войнами масоны собирают вокруг себя значительную часть сербской как политической, так и духовной элиты. Здания межвоенной постройки изобилуют масонскими эмблемами.
В большой степени это является «русским следом». В том смысле, что облик межвоенного Белграда формировали русские архитекторы-эмигранты, которые были братьями ложи «Максим Ковалевский», действовавшей в межвоенном Белграде. Ложа собрала русских масонов, находившихся тут в эмиграции. (Однако многие русские масоны стали братьями и других лож. В императорской России масонство было запрещено на протяжении почти столетия после нашествия Наполеона. Манифест от 17 октября 1905 позволил вольным каменщикам в открытую заявить о себе. Важную роль в возрождении российского масонства сыграл профессор права Максим Ковалевский, находившийся до революции 1905 года в эмиграции во Франции. Возвратившись в 1906 году в Россию, Ковалевский тот час же основывает две ложи: в Петербурге и в Москве, а спустя 2 года в империи функционируют уже 18 новых лож, выходцы из которых, как известно и составили Временное правительство).
Наиболее яркий след в жизни Белграда оставили Вильям Баумгартен и Николай Краснов.
В качестве примера мы даже не станем приводить элементы архитектурных излишеств, а укажем на скульптуру, венчающую купол Дома Правительства Сербии, построенного в 1938. Скульптура называется «Югославия» и является вариацией на тему Статуи Свободы работы Эйфеля, являющуюся одним из символов Нового Мирового порядка. Но статуя «Югославия» работы скульптора Джорджа Йовановича, не претендовала на то, чтобы стать символом власти масонов в Югославии.
Таким символом стал монумент Неизвестному герою, воздвигнутый на возвышающейся над Белградом горе Авале. Авалу можно назвать горой лишь с натяжкой. Это, скорее, крупный холм, напоминающий гигантскую усеченную пирамиду.
Веками Авала была отличительным знаком Белграда, была вратами из Балканской околицы Ближнего Востока в самый центр Европы. Само слово «авала» произошло от турецкого «хавала» – «преграда, нечто, царящее над округой».
До сих пор ходит немало легенд вокруг этого холма, точнее, вокруг таинственных подземелий этой естественной пирамиды, увенчанной в 1930-е годы масонским монументом.
Этот монумент недвусмысленно демонстрировал твёрдое намерение заложить фундамент пирамиды нового миропорядка на месте разрушенного до основания мира христианских и мусульманской империй.
Как известно, в масонской иконографии усеченная пирамида венчается символом «всевидящего ока». Авалу решено было увенчать вещественным символом «присутствия «всевидящего ока» в материальном мире».
Повод для сооружения символа отыскался без труда: решено было возвести на вершине Авалы монумент Неизвестному герою. Такие монументы во множестве появлялись тогда по всей Европе, разорённой Мировой войной.
Автор памятника – хорват Иван Мештрович, человек, который в 1943 будет вести тайные переговоры с Форин офис от лица «хорватов, обеспокоенных реконструкцией Югославии во главе с сербской династией». [5] В то время он открыто поддерживал связь с лидером хорватских нацистов Анте Павеличем, а его сын, Мате Мештрович, после Второй Мировой был одним из идейных вождей усташеской эмиграции.
Когда Мештрович приступил к строительству монумента, у него было всё необходимое для того, чтобы вполне осуществить свой замысел. Важно и то, что король Александр оказывал архитектору всестороннюю поддержку.
Вначале минёры Войска Югославии превратили в груды битого камня средневековый город-крепость Жрнов, возвышавшегося на Авале не одно столетие. Из битых камней, бывших некогда стенами твердыни, была сложена гигантская лестница, ведущая на вершину горы-пирамиды, господствующую над столичным городом.
Намеки достаточно прозрачны, чтобы остаться непонятыми.
Доселе масоны Сербии не могли даже помыслить о том, чтобы создать столь внушительный знак. Наибольшее, на что они могли решиться – это украсить некоторые здания барельефами с масонскими ребусами на тему различных соотношений угла ножек циркуля с прямым углом угольника.
За архитектурный образец Мештрович взял гробницу персидского царя Кира, а чёрный цвет мавзолея должен был намекать на чёрный мавзолей Александра Македонского. И как чёрный мавзолей великого завоевателя перекликался с Колоссом на острове Родос, так и чёрный памятник Неизвестному герою перекликался с белой колонной, увенчанной другой скульптурой Мештровича – Вестником победы, который и поныне возвышается над Калемегданом и служит маяком на Дунае.
Существует анекдот, будто изначально Мештрович собирался установить Вестника победы в самом центре города, на бульваре Теразий. Но этому воспротивились белградские дамы, которые были категорически против того, чтобы на вечерних прогулках всем мозолил глаза «огромный мужик с неприкрытым срамом».
Творчеством Мештровича были, впрочем, недовольны не только белградские дамы, но и… масоны-сербы. Мештрович открыто презирал сербско-византийскую архитектурную традицию, народное сербское творчество, которое он воспринимал «чересчур православным». Православному и византийскому Мештрович противопоставлял стилизованную под античность готику.
Средств, истраченных на сооружение мавзолея на Авале по отзывам современников хватило бы на постройку десятка оперных театров или академий искусств.
Камень «во главу угла» мавзолея заложил сам король Александр на Видов дан 28 июня 1934 года. Сохранились фотографии короля с серебряным молоточком и другими обрядовыми принадлежностями «вольных каменщиков». На церемонии присутствовали также и православные священники, что было весьма желательно для масонов. Ибо масон обязан придерживаться внешних обрядов именно той религиозной традиции, которая является традиционной для народа, среди которого приходится «держать в руках молоточек и угломер».
Спустя несколько месяцев король погиб в Марселе от руки усташей. Убийство потрясло весь Старый свет и показало, что Балканы могут взорваться в самом обозримом будущем. Бывший масон Милан Банич (один из организаторов «Антимасонской выставки») в своей книге «Масонство и Югославия» проливает свет на подлинную причину ликвидации короля Александра. [6]
Злые языки, впрочем, утверждают, будто антимасонский настрой Банича связан с тем, что автор разоблачений… мстил своим бывшим братьям за то, что те продвигали его вверх по масонской иерархии недостаточно быстро.
Король Александр «оставил свой серебряный молоточек»
Вот, вкратце, о чём писал Милан Банич.
Королевство СХС (позже переименованное в Югославию), было продуктом творчества масонов. В развитии Югославии после Первой Мировой войны наибольший вклад внесла Франция. Можно сказать, что она «располагала Югославией» и уж во всём задавала тон в общественной жизни. Франция обладала монополией на вооружение Войска Югославии, в послевоенной югославской пропаганде спасение Сербии преподносилось как заслуга именно Франции. «Демонстративно был воздвигнут Памятник благодарности Франции на Калемегдане» (работы всё того же Мештровича).
После того, как король 6 января 1929 года ликвидировал многопартийную систему, позиция масонов в Югославии сильно укрепилась, поскольку братья, объединённые ложей, прочно сидели в креслах министров. Однако Банич подчеркивал, что король Александр не оправдал тех надежд, которые возлагали на него и на саму Югославию франкмасоны. В книге «Агония Югославии» он приводит следующие слова короля Александра: «Не годится стоять на полпути между демократией и авторитаризмом. Понимаю, что должен идти до конца, иначе страна рухнет. Но чтобы пройти весь путь, я должен, прежде всего, разогнать масонов, потому что они являются причиной всего зла! И я сделаю это, как только вернусь из поездки в Болгарию и Францию!» [7]
Встречу короля Александра с Белградскими масонами описывает Дамиан Бранкович.
«Король разговаривал с нами как с братьями. Он знал, что мы против какой бы то ни было диктатуры, коммунистической или ещё какой-нибудь другой, хоть даже и этой его. Но другого выхода не было, если желать сохранения целостности державы. Он добавил, что ему хорошо известно, что мы за неделимость державы. Говорил взволнованно, но ясно: или ампутация Хорватии – или диктатура.
Да, ампутация Хорватия принесла бы облегчение сербским землям королевства. Сербия стала бы меньше, но зато стала бы компактнее, монолитнее, крепче. Но что бы произошло потом?
Хорватия бы попала в руки Италии – в качестве протектората – или влилась бы в Венгрию, что с точки зрения военной безопасности одно и то же. Так или иначе, но сербы в случае конфликта столкнулись с врагами уже на подступах к сердцу Сербии. При этом сами хорваты вновь, в очередной раз, стали бы пушечным мясом, бьющимися с сербами во имя чужих интересов».
Итак, король решил, что ужесточение власти является меньшим злом по сравнению с усилением соперников Сербии в регионе за счет отделившейся Хорватии. Однако конституционный переворот не усмирил хорватов, а спровоцировал их на более решительные действия. Увидев же слабость королевской власти, масонство отвернулось от Александра Караджорджевича, и был запущен сценарий его ликвидации.
Во французской печати началась масштабная компания по дискредитации короля, который был обозван «королём-клятвопреступником». Последние часы его жизни выглядели так:
Корабль «Дубровник» вошёл в марсельскую бухту. Там его уже ожидала толпа эмигрантов, которая скандировала: «Долой короля-клятвопреступника!» «Долой убийцу!» и тому подобное. Александр заметил людям из свиты:
– Если выберемся отсюда живыми, будем жить сто лет.
Гордость не позволяла ему вернуться на судно, и он отправился в открытом автомобиле к месту, где должен был быть открыт памятник французским героям Солунского фронта.
По распорядку автомобиль, в котором ехал король и принимавший его французский министр иностранных дел Барту, должен был сопровождаться десятком мотоциклистов. Этот эскорт сделал бы невозможным покушение. Поэтому непосредственно перед выездом из порта, было решено заменить эскорт мотоциклистов двумя конными стражниками, а мотоциклистам указано было ждать автомобиль с королём уже возле памятника.
Теперь уже машина двигалась значительно медленнее предписанного мерами безопасности, а во-вторых, высокие пассажиры были абсолютно не защищены ни с боков, ни сзади.
И заговорщикам не составило особого труда убить короля Объединителя и министра иностранных дел. Позже пресса утвердила «каноническую трактовку событий», обвинив во всём усташей, «прибывших в Марсель из Венгрии с чехословацкими паспортами». Да, короля убили усташи, но в удобную мишень его превратили именно высокопоставленные сотрудники Министерства внутренних дел Французской республики во главе с Альбером Саро.
Так король Александр «оставил свой серебряный молоточек».
***
Вот как о масонстве отзывался Никола Пашич, который сам не входил ни в одну из лож, однако на протяжении многих лет был окружён масонами и даже использовал их связи для достижения своих целей:
– Масонство подобно костру холодной зимней ночью. Рядом с ним можно погреться, но тот, кто приблизится к нему слишком близко, может обжечься.
Масонский Конгресс в Белграде
Дважды в ХХ веке Белград был важной точкой на масонской карте Европы. В 1926 году Белград принимал делегатов Большого международного масонского конгресса, а осенью 1941-весной 1942 был местом проведения «Большой Антимасонской выставки».
Конгресс масонов проходил с 11 по 16 сентября 1926 года. Полное название мероприятия гласило так: «Всемирная Манифестация вольных каменщиков в поддержку мира». Масонов из Франции, Швейцарии, Испании, Греции, Венгрии, Турции, Австрии, Болгарии, Польши, Румынии, Чили, Мексики, Германии, Чехословакии и Португалии принимала «Великая ложа Сербов, Хорватов и Словенцев «Югославия»». Английские и голландские масоны публично попросили прощения за невозможность выслать своих делегатов. Работа Конгресса проходила под председательством «пресветлого брата» Джорджа Вайферта.
(Занимательно, что термин «Югославия» появился в масонском обиходе значительно ранее появления на географической карте страны с таким именем).
О важности мероприятия в международном масштабе говорит и то, что поздравительный адрес делегатам Конгресса прислал из Женевы тогдашний председатель Лиги Наций Момчило Нинчич.
В итоговой Декларации, принятой по завершению Конгресса, кроме прочего говорится следующее:
«…Скупщина (так на сербский манер был назван межмасонский парламент – П.Т.) считает необходимым образовать масонские комитеты (по инициативе местных национальных лож в согласии с международным масонством), которые будут исследовать способы мирного разрешения экономических проблем. Посредством Международной Масонской Ассоциации все принятые решения могут впоследствии приниматься к исполнению всем масонством».
Учитывая влияние, которое имели «каменщики» в министерствах Версальской Европы, можно было говорить о пока еще закулисном Совете Евросоюза.
С резкой критикой тайных обществ тогда посмел публично выступить дин лишь Муссолини.
Открытие «Большой антимасонской выставки»
Спустя 15 лет после Конгресса, в Белграде была открыта Большая антимасонская выставка. Выставка была открыта в том самом здании, в котором несколько раньше «уснула» Великая ложа «Югославия». В пламенных текстах газетных статей подчеркивалось, что масонство – это инструмент проникновения «еврейской руки» во все международные организации: как капиталистические, так и коммунистические.
Выставка была открыта точно в полдень 22 октября. Вступительное слово взял шеф державной пропаганды Джордж Перич:
– Масонство, эта весьма разветвлённая международная организация желает так преобразить мир, чтобы в нем больше не было бы ни природы, ни Отчизны, ни религии. Вместо всех этих драгоценных достижений человечества, осталась бы, по замыслу масонов, лишь их сверхвласть и миллионы порабощённых человеческих существ. Это, в сущности, смысл храма, который масоны тайно созидают в своих ложах по всему свету.
Организована выставка была педантично и грамотно. За неделю до открытия журналисты были детально ознакомлены с экспозицией и уже 17 октября читатели были заинтригованы описанием экспонатов.
В первой, меньшей части экспозиции выставлялись экспонаты, посвященные Советскому Союзу, 20-ти годам правления большевиков и жалком состоянии Красной Армии.
На первом этаже размещался интерьер английской ложи «Принц Уэльский» из Джерси. Как объяснялось в газете, принадлежности масонских ритуалов были захвачены немцами во время оккупации этого британского острова.
На верхнем этаже был реконструирован интерьер Великой ложи «Югославия». Корреспондент газеты «Новое время» писал: «Это был храм мастеров, такой, каким он выглядел ещё до войны, а точнее, до гибели нашей земли, со всеми своими реквизитами и целой своей египетско-ассирийской орнаментикой.
Тут, среди пёстрых узоров на чёрном фоне, с черепами, молоточками, угломерами, мечами и подсвечниками, среди изобилия еврейских пентаграмм, человек получает картинку тесной взаимосвязи масонства и еврейства.
В витринах выставлены архивные документы, посвящённые югославскому масонству».
Отдельный зал посвящён еврейскому вопросу. Внутри зала особое внимание отдано было комнате Геце Кона. На него были обрушены особые «громы и молнии». По существу же Геца Кон (Геза Кун) обвинялся в том, что он монополизировал книгопечатание в Сербии и авторы вынуждены были сами за свой счёт издавать книги, да ещё доплачивать лично Куну за право указывать на титуле издательский знак мадьярского ашкеназа.
***
А марки с Антимасонской символикой использовались не только Сербской почтовой службой во время оккупации. Уже в наше время, во время гражданской войны в Боснии промусульманские и хорватские сайты активно рассылали по электронной почте изображения тех антимасоских марок. Тем самым недруги Сербии делали свой вклад в формирование чёрных мифов о сербах – как якобы об антисемитах и ксенофобах.
Несмотря на то, что сайты раздувают значение выставки, в сербском массовом сознании антисионистское мышление не укоренилось. Т.е. интеллектуалы-традиционисты могли рассуждать о тлетворности либерализма, о двух обличиях и двух орудиях воинствующего антихристианства – коммунизма и масонства, а народ, всё равно, во всем видел происки Ватикана. И усташи, и Тито были хорватами. А белградская выставка и почтовые марки… Никто из «антифашистов, скрупулёзно подсчитывающих число жертв Холокоста», никогда не публиковал информации о количестве евреев, погибших от рук сербов. Видимо, такой информацией «антифашисты» не располагают.
Литература:
[1] Zoran Lj. Nikolić. Masonski simboli u Beogradu. Beograd, 2005
[2] Branko Šömen, Hrvatski slobodni zidari duboko su utjecali na našu kulturu i povijest https://www.matica.hr/vijenac/510/Hrvatski%20slobodni%20zidari%20duboko%20su%20utjecali%20na%20našu%20kulturu%20i%20povijest
[3] Во время Первой Мировой войны в 1915 г. Банич бежал из Австро-Венгрии в Россию и поступил добровольцем в Корпус добровольцев Сербов, Хорватов и Словенцев. В 1918 был демобилизован. В 1922-1927 гг. занимался политической публицистикой. В 1932 году был назначен пресс-атташе в Париже. Банич – известный писатель. Помимо огромного количества статей, опубликованных в ежедневной прессе, вышли отдельными изданиями: «La Yugoslavie vue par un Croate» (Париж, 1933. на французском), «Хорват о Югославии» (1934, перевод этой книги); «Esse homo»”(1935), «Образ героя-мученика» (исследование, посвящённое Королю-Объединителю). Во время оккупации жил в Белграде и сотрудничал с правительством генерала Недича, опубликовал две книги: «Агония Югославии» (1941) и «Масонство и Югославия» (1941). Также известен разоблачением секретного соглашения между коммунистами и усташами. К концу войны эмигрировал.
[4] цит. по: Zoran Lj. Nikolić. Masonski simboli u Beogradu. Beograd, 2011. S. 215.
[5] Staniša R. Vlahoviš. Zbornik dokumenata iz Britanske arhive. Anlo-Jugoslovenski odnosi 1941-1948. Birmingham, 1985
[6] Милан Банић, «Масонерија и Југославија». Београд, 1941
[7] Милан Банић, «Агонија Југославије» https://www.stormfront.org/forum/t342732-7/