Европейский мировоззренческий конструкт двух последних столетий, теоретически, практически и терминологически соотносимый с доавраамическими, языческими верованиями, при всем многообразии локальных вариаций тенденциозно нацелен на определенную унификацию своей «философии жизни». Тему «золотого века», земного «языческого рая», безусловно, следует считать концептообразующей в современном европейском языческом движении. Стремление к обретению утраченного, выходу за рамки привычной обыденности; жажда «сакрализации» исторического процесса, своей истории в мировоззренческих построениях европейских языческих радикалов: русско-норвежские параллели существования в «предапокалипсическом веке» тотальной урбанизации заставляет лидеров «старых» религий обратиться к собственному толкованию мировой изначальности. Отметим, что синкретизм мировосприятия, один из столпов современного язычества, оставил свой след и в выбранных исторических методах.
Так, в сочинениях Варга Викернеса – известного деятеля неоязыческого и неонацистского движений, «чистая история» не только переплетается, но и входит в прямую зависимость от «плода исторической эрудиции» Ж.А. де Гобино — «Опыта о неравенстве человеческих рас». Базисную точку отсчета «собственной истории» норвежец находит в текстах родной мифологии, считая, что последняя «дает нам зашифрованные сведения о нашей вере». Скандинавское религиозное наследие, подкрепленное собственными размышлениями (возможно, отчасти навеянными ариософской литературой конца XIX — начала XX в.), позволяет норвежцу разрабатывать и защищать (?) весьма необычный (нестандартный) сценарий начала истории. Придерживаясь канвы северной теокосмогонии и антропогонии, Викернес «вводит в обращение» теорию семи рас. Облекая известнейшие мифологические сюжетные сцены (убийство великана Имира, распятие бога Одина на мировом древе Иггдрасиль, строительство стены вокруг Асгарда — города-мира богов и др.) в оболочку исторической реальности, даже называя конкретных прародителей предлагаемых расовых групп.
Языческий публицист рисует историю возникновения мира, человечества и т.д. в такой последовательности: 1) создание Вселенной из ряда первоэлементов (процесс взаимодействия частиц не уточняется), сотворение первых людей Одином, Вили и Ве — тройкой божественных братьев; 2) краткая история антропогенеза с ярко выраженным расовым подходом. При всём многообразии мифологических песен, используемых Варгом Викернесом в деле формирования собственной историко-расовой концепции, стержневой является его собственная интерпретация древнескандинавской «Песни о Риге», повествующая о возникновении трех людских родов. Упомянутых в ней трех людских прародителей — Ярла, Карла и Трэла (Трелла) — Викернес соотносит с современной картой мировых рас: каждая из них принадлежит к одной из трех «кастовых семей» либо произошла от их смешения.
Так, современные европейские народы являются гибридом родов Ярла и Карла, а также (в значительно меньшей степени) низшего рода Трэла. Соответственно, этносы, выходящие за рамки европейской ойкумены, в массе своей составляют колено Раба-Трэла. При этом, согласно Викернесу, существовавшие задолго до нынешнего (пятого по счету) хомо сапиенса людские категории оставили свой генетический след в «смуглых человеческих расах». Отметим, что норвежец использует термины «арийская раса» и «нордическая раса» в значении «европейцы». В арийской расе на основе значения головного указателя им выделяются долихоцефалы (род Ярла) и брахи- и мезоцефалы (род Карла). В более поздних текстах Викернес несколько изменил и уточнил критерии принадлежности к описываемым им родам: к роду Ярла относятся в первую очередь светлопигментированные европейцы с первой или второй группой крови, являющиеся долихо- или мезоцефалами, к роду Карла — «азиатские расы», а к роду Трэла — негроиды и австралоиды.
В полном соответствии с европейскими расовыми теориями первой половины XX в. язычник приписывает каждому из родов определенные психологические характеристики. Так, потомкам Ярла присущи такие нравственные категории, как сдержанность и благородство, а потомки Карла более подвержены зависти и эгоизму. Примордиальное превосходство рода Ярла и как следствие арийской расы утверждается Викернесом с опорой на те же мифологические сюжеты. Это превосходство, таким образом, представлено не в качестве субъективного мнения автора и даже не в качестве научной теории, а имеет своим источником внеземной абсолют и облекается в форму божественного откровения. Только арийцы согласно нарративам норвежского публициста в силу своих генетических качеств способны на дальнейшее развитие, этнопрогресс. Викернес выступает за расовую сегрегацию и осуждает расовое смешение по причине ухудшения качества потомства от смешанных браков. Вместе с тем, можно проследить постепенное ослабевание этноцентризма автора с течением времени: если в первых опубликованных работах изначальная избранность приписывалась германцам вообще и скандинавам в частности, то в хронологически последних материалах от нее не остается и следа: «Лично я — националист, но моей нацией является вся моя раса, и я смотрю на всех истинных европейцев как на братьев по расе и часть моей нации, будь то норвежцы, шведы, французы, немцы, англичане, русские, поляки, белорусы и т.д. Возможно, я не могу изменить мнение других людей, но я могу измениться сам, и, по крайней мере, у меня нет никаких проблем с любой из европейских наций. Однако неевропейцы, живущие в Европе — это другое дело…».
Таким образом, выстраиваемая Викернесом историческая иерархия уже на начальном этапе, периоде доисторическом, в своей основе оказывается расовой. На ее вершине зиждется «чистый» род Ярла — европейцы с определенными психофизическими характеристиками; за ними следуют прочие европейцы, также относящиеся к этой расовой семье, но загрязненные смешением с другими родами. На ступень ниже стоит род Карла, а в самом низу пирамиды оказывается род Трэла — австралоиды и негроиды. Следует отметить, что автор в своих построениях сосредотачивает внимание на «финальной» и даже «постфинальной» «протоистории» предлагаемого генеза. По Варгу Викернесу, пятая, современная арийская раса, возникшая в легендарной Атлантиде, пройдя через обучение в негостеприимных северных условиях горной части континента, превзошла своих предшественников в интеллектуальном уровне (используя алгоритм: думать-создавать-импровизировать), научилась хранить чистоту крови, однако лишилась сверхспособностей иного, мистического плана — прямого общения с богами. Вслед за деградацией иных ветвей пятой расы (заболевших «недугом» будущей Римской империи) на мировой сцене появились германцы — единственный народ-«мессия», следовавший предписаниям древних богов. Итак, автор современной норвежской языческой летописи фиксирует известную, признанную официальной наукой группу родственных народов — германцев на севере мировой карты, если быть более точным — в Северной Европе. Резонно предположить, что с расселением первых германцев, и, как неоднократно подчеркивает язычник, жизни племен в соответствии с четкими предписаниями свыше (прежде всего, в сфере расовой гигиены), у северной ветви индоевропейцев должен наступить искомый нами Золотой Век — «земной ирий». Однако, несмотря на определенную идеализацию норвежцем той германской эпохи, Викернес не склонен говорить об этом времени (кроме хронологически-расплывчатого ледникового периода, автор приводит более точные ориентиры германского расцвета: нижняя граница — каменный век, эпоха, наступившая после последнего ледникового периода; верхняя — поздний бронзовый век, начало эры викингов) как о веке североевропейского «этнического золота».
Таким образом, и прошлое человечество, и возникшая в результате прямого божественного вмешательства арийская раса современности, согласно исторической версии нашего героя, неидеальны. Появление своего «El Dorado» Викернес переносит в будущее, причем будущее, так сказать, «осязаемое», скорое, развивающееся всё в тех же рамках «7-расового» концепта. Для перехода на новую ступень нынешняя раса, по мнению Варга Викернеса, должна «коллективно научиться подниматься вверх на духовном уровне… и разделаться с пороками материализма». В настоящее время подобным предписаниям следуют единицы, отдельные посвященные, олицетворяющие собой пример появления человека следующей, шестой расы. Нарушая временную шкалу, автор в «Скандинавской мифологии…» приводит примеры избранников расы № 6. К таковым, максимально приблизившимся к «массовому просветлению», норвежец относит одно из самых известных «изобретений» руководства Третьего рейха — подразделения «СС».
У идеолога норвежского язычества, помимо проектов, осуществление которых связывается с ближайшим будущим, существует и расовые планы на историческую перспективу. Так, Варг высказывает надежду, что в далеком будущем солярная раса, состоящая из чистых ариев с высокоразвитым интеллектом и телом, сможет напрямую общаться с божественным миром, достигнет уровня homo deus.
Подводя краткий итог в рассмотрении «Золотого века» «по-варговски», мы можем обратить внимание на следующие особенности мировосприятия. Во-первых, если обратиться к «внешней критике», привлекает внимание сама подача материала, строящаяся на полной синкретизации исторических и антропологических категорий. Источниковая база, в данном случае — скандинавская мифология, эксплуатируется в ключе ярко выраженного эскапизма, возведенного в ранг истины. Во-вторых, опуская 7-расовый продукт из фантазии Варга, «внутренняя критика» его утопии позволяет через определение важнейших мейнстримных положений (выделение арийской расы, идеализация европейского севера, акцентирование внимания на идеалистическом, мистическом развитии социума, минимизация материальной составляющей и др.) взглянуть на мир мечты скандинавского языческого публициста. Ризомой Золотого века Викернеса выступает будущая (планируемая) деификация «арийства», доведенная, в идеале, до синонимизации «бог»=«человек».