Интерес к народной культуре нередко направлен на то, чтобы выявить ее наиболее архаичные слои. Применительно к отечественной истории — это обращение к верованиям дохристианской эпохи. Можно встретить расхожее мнение, что в христианском почитании святых сохранились древние формы славянского язычества, что, например, образ св. пророка Илии на Руси впитал в себя черты языческого Перуна. Стоит однако остановиться на этом более подробно.
Перун известен в славянской мифологии как бог грозы, грома и молнии. Соответственно, его атрибуты — молот (символ небесного грома) и стрелы (символ молнии). Летние дожди-грозы вместе с солнечным теплом и светом дают земледельцу надежду на богатый урожай, поэтому богу-громовержцу в древности совершались моления и приносились жертвы (в частности быки). Для этого выбирались холмы и дубовые рощи. На заре государственной эпохи Перун приобретает черты покровителя князя и его дружины: сказывается влияние скандинавского «коллеги» Перуна — бога Тора. Идол Перуна устанавливается возле княжеской резиденции, перед ним приносятся клятвы верности, его имя фигурирует в русско-византийских договорах. В ходе крещения Руси происходит свержение идолов, и Перунов бросают в реку и в Киеве, и в Новгороде. В дальнейшем имя языческого божества сохраняется в народных поговорках как название грома или молнии. В Белоруссии бытовала поговорка «каб цябе пярун узяў» в смысле, чтоб поразило громом, молнией. В указанном значении слово piorun сохранилось и в польском языке.
Илья — один из самых известных библейских пророков, ревностный противник идолопоклонства в Израиле (3 Цар. 17—20; 4 Цар. 1—3). По его предсказанию, Самарию постигла трехлетняя засуха, а затем было устроено испытание пророка молитвой о дожде со жрецами Ваала, которых было четыреста пятьдесят человек. Вопли жрецов были тщетными, а жертва Илии была принята Богом: с моря подул сильный ветер и вскоре пошел сильный дождь. Кроме этого, Илья запомнился рядом чудес, среди которых воскрешение сына сарептской вдовицы. Особенно впечатляет предание о взятии Илии живым на небо на огненной колеснице. Память о великом пророке была сильна в новозаветные времена, поэтому Иоанна Предтечу сравнивали с Ильей, предшественником Мессии. Значение пророка видно также в том, что он вместе с Моисеем открылся в беседе со Христом на горе Фавор. Само празднование св. Илии совершается 20 июля по церковному календарю (2 августа по гражданскому) за две недели до Преображения Господня. Примечательно, что в Великом покаянном каноне св. Андрея Критского Илия называется «колесничником» и, соответственно, на многих иконах он изображается верхом на огненной колеснице.
Повесть временных лет упоминает под 945 г., что в Киеве находился храм в честь св. Илии. Это первая христианская церковь, известная на Руси по имени. К слову сказать, такая же церковь находилась и в Константинополе на том подворье, где жили русские (варяжские) купцы. В Греции в древности существовал праздник в честь Солнца (греч. Гелиос), приходившийся на 20 июля. В этот же день в христианские времена стал совершаться праздник в честь Илии (греч. Гелиас). Можно полагать, что почитание пророка Илии было перенесено затем в Киев из греческой столицы именно благодаря налаженным в X в. торговым контактам.
Приобрел ли пророк Илия черты бога-громовника на Руси? Ответ будет таков, что он стер, заслонил собой языческого Перуна. В христианском понимании пророк — это человек, наделенный от Бога даром предвидения и могущий творить чудеса для утверждения богооткровенной истины. На иконах он представляется в образе конкретного человека с указаниями на известные обстоятельства его жизни (в данном случае — на колеснице или в молитве у ручья, на горе Преображения и под.). Перун же есть мыслимый образ природной силы, его атрибуты — молот и стрелы, его представление — целиком во власти воображения. В сравнении с этим, образ библейского пророка отличается своей человечностью, конкретной выразительностью и живостью. Согласно бытовавшим простонародным мнениям, Илья своими молниями-стрелами поражает не кого-нибудь, а бесов, вместе с Николаем Угодником, или Георгием Победоносцем он помогает крестьянину вырастить урожай или же наказывает нерадивого, который забыл почтить пророка в церковный праздник. Кроме того, необходимо учесть, что традиционный счет времени у земледельца был привязан к событиям, а не конкретным календарным числам. В зависимости от погодных условий, уборка урожая проходила в июльские и августовские дни, когда чествовались также святые Пантелеимон, Борис и Глеб, отмечались Происхождение (Изнесение) древ Креста, Преображение Господне. В той или иной степени эти церковные праздники также приобрели в народной культуре аграрный характер (освящение первых плодов, приметы, поговорки). В таком контексте образ пророка Илии получил выразительные для земледельца черты распорядителя дождя и засухи (Илья Мокрый, Илья Сухой). Примечательно также и то, что в княжеской среде, где в языческие времена почитался Перун, практически не давалось имя Илии, в то же самое время в церковной среде, особенно монашеской, имя пророка было принятым и одобряемым.
В итоге можно согласиться с точкой зрения современного российского византолога С.А. Иванова, что образ пророка Илии как громовержца, разъезжающего по небу на колеснице, есть народное представление, сложившееся скорее под влиянием христианской веры, чем под влиянием языческого Перуна. В самом деле, народному сознанию свойственно ведь не только под новыми именами сохранять прежние верования, но и творчески воспринимать действительно новое, руководствуясь свежими впечатлениями.