Глинская резня
Крупнейшая геноцидная «чистка» против сербского гражданского населения на пространстве Бании и Кордуна была проведена с 29 июля по 8 августа 1941 г. Она была начата с массовой ликвидации в районе г. Глина (первая ликвидация произошла 11-12 мая в Глине, убито 330 сербов), продолжилась в Иванович Ярке (ок. Крняка), на пространстве между Цетинградом и Кладушей и закончилась массовой ликвидацией в Примишеле и Мочиле в Слуньском крае. Вторая, самая крупная бойня в Глинской церкви, произошла с 29 июля по 5 августа 1941 г.
Глина входила в состав сербской Военной границы, подчинявшейся напрямую Вене вплоть до 1881 г. Это была крепость, построенная в 1735 г. для защиты от османов, с течением времени разросшаяся в развитый город – средоточие ремесел, торговли и ярмарок. После ослабления Османской империи Глина превращается в важный областной центр. В 1820-х годах в центре города строится католическая церковь Святого Иоанна Непомуцкого и православный храм Рождества Богородицы. После разоружения Военной границы в 1881 г. и ее присоединения к существовавшим тогда отдельно Королевству Хорватия и королевству Славония как обычных областей как собственность Венгерской короны в составе Австрийской империи, Глина становится важным городским центром Загребского округа. Это было живописное место, в котором не только ее жители, но и соседи из близлежащих местечек ежедневно встречались в городе на городском рынке, в церквах (католической и православной), на различных рабочих местах, образовательных учреждениях, спортивных секциях и обществах («Сокол», футбол, бокс и др.). По Соглашению Цветковича-Мачека Глинский край стал частью новосозданной политико-территориальной единицы Королевства Югославия – Бановины Хорватии. Поскольку сербское население в Глине насчитывало абсолютное большинство, 3 декабря 1939 г. сербы потребовали выделить Глинский и другие сербские районы из состава Бановины Хорватии и присоединить их сначала к Врбаской бановине, а затем к сербской административной единице, о создании которой в то время было уже объявлено. Сербы Глины пригласили сербов из Бании присоединиться к ним, на призыв сразу же отозвались сербы из района Вргинмост, а также сербы из Далмации, Лики и Западной Славонии[1]. «Носителей великосербской политики» успешно сдерживала ХКП.
В относительно мирном сосуществовании хорватов и сербов происходит исторический разлом. Уже с 10 апреля начали появляться признаки, что новый режим очень скоро прибегнет к мерам жестоких репрессий. Первое преступление было совершено в мае 1941 г., когда были перебиты сербы из самой Глины, а второе произошло менее чем через три месяца, когда в Глинской сербской православной были убиты сербы из окрестностей Глины, в основном из соседнего района Вргинмост. Первое преступление было направлено на уничтожение гражданского слоя сербов в Глине, а второе – на уничтожение сербского народа в Бании и Кордуне, в соответствии с целями НДХ[2].
Примечательно, что 27 июля Загребский архиепископ Алойзие Степинац был в г. Топуско (Кордун), на его выступлении не было разрешено присутствие ни одного серба. На следующий день начали усташские «аресты» сербов в окрестностях. Людей собирали в помещении городской администрации Топуско, били, затем на грузовиках и по железной дороге, набивая по 120-160 человек в вагон так, что невозможно было дышать, свозили в Глину. По прибытии большая колонна сербов, охраняемых усташами с автоматами, растянулась на пути в Глинскую православную церковь. Некий хорватский священник принес ключ от сербской церкви, и усташи начали вталкивать сербов внутрь церкви – столько, сколько смогло вместиться, и закрыли дверь. Усташи не выпускали никого, периодически возвращаясь, чтобы провести допрос на предмет принадлежности и информации о четниках, предлагали перейти в католицизм (якобы тогда отпустят, но никто из сербов не согласился), при этом усташи постоянно повторяли мантру про «отъезд в Лику на работу», «не бойтесь ничего», «мы вам купим еду, необходимые вещи» и т.п. Но с наступлением ночи началось нечто совсем другое. Пришли усташи, распорядились зажечь свечи, хотя это практически было сделать невозможно в присутствии стольких людей, начались отдельные избиения, в том числе ребрами окладов икон, снятых со стен. Затем прибыл еще транспорт с сербами, которых невероятными усилиями также протолкнули в церковь. Снова начался допрос о четниках, в ходе которого двум людям усташи перерезали горло – после этого началась тотальная резня, одного человека за другим, кровь сплошным потоком текла по полу церкви. Одного из последних выживших два усташа держали за руки, а второй свечой выжигал глаза и бороду. Когда в живых не осталось никого, кроме одного человека, который чудом избежал участи остальных, Любан Еднак, ставший свидетелем преступления, рассказал, что усташи «побросали тела убитых в грузовики, причем сначала попытались всех уместить в один, но они не уместились, тогда усташи стали перебрасывать трупы в другие машины, тогда наконец собрали всех». Любан затаился среди убитых, «перебрасывание тел было бесконечным», наконец грузовики стали отъезжать к ямам и сбрасывать в них тела убитых, среди которых был и Любан Еднак, притворившийся мертвым. Однако худшее было впереди – к яме «они стали привозить живых людей, много, примерно 600 человек, и добивать их здесь же кувалдами и молотками», только и были слышно крики «дети мои!», «мама моя!», усташи «утрамбовывали тела», шагая прямо по ним. Когда все наконец стихло, Любан Еднак и еще один чудом выживший человек смогли спастись. В 1947 г. были раскопаны те самые ямы, в которых усташи свозили убитых не только из Глины, но и из окрестных сел, и тогда «оказалось, что у части тел были сняты скальпы, горло как правило перерезано, уши отрезаны. У более чем 2000 тел были отрезаны уши»…[3]
Всего в сербской православной церкви Рождества Богородицы усташи убили 1764 серба[4].
Совокупно в указанной акции на пространстве Бании и Кордуна было убито около 8000 сербских мирных жителей, в том числе женщины и дети. Инициатором акции был Евгений Дидо Кватерник, «полевым исполнителем» был директор Усташского управления Божидар Церовски. Главный организатор перемещения сербов 3 августа в Глинскую церковь был Йосип Желько Курельц, командир Третьей усташской роты в Вргинмосте.
Глина с окрестностями стала примером регионального центра ликвидации усташского режима, концентрация людей в приходской церкви, затем их ликвидация здесь представляет собой яркий пример конфессионально мотивированного преступления. Следующие массовые убийства были совершены в православных храмах в следующих местах: боснийская Дубица, Драксенич возле Баня-Луки, Велика Кладуша, Садиловац, Збориште, Бунич, Швица и Коларич-на-Кордуну, Кукуневцы и Слобоштина в Западной Славонии. Кроме того, летом 1941 г. фиксируется процесс выселения сербов из Бании – Петринья, Костайницы, Глины, Двора и Вргинмоста, причем через систему лагерей в Цапраге и Пожеге, особенно православных священников и их семей[5].
30 июля в яме Баич, недалеко от Костайницы, усташи убили 800 сербов.
Ранее вырытые окопы югославской армии для защиты Родины послужили хорватским усташам для массовой ликвидации сербского народа. С 30 июля по 14 августа 1941 г. в них было убито 7 000 сербов, мужчин, женщин и детей[6]…
По немецким и итальянским источникам усташи в первые шесть месяцев своей власти убили 300 тысяч сербов и около 20 тысяч евреев[7].
В целом в системе концлагерей Ясеновац уничтожено, как принято считать, более 700 000 сербов, евреев, цыган и других. Однако историк еще период социалистической Югославии Владимир Дедиер утверждал, что жертв Ясеноваца не менее 1 200 000 человек[8]. Всего 450 православных церквей и монастырей были учнитожены на пространстве НГХ[9].
Все приведенные, далеко не все, факты систематических чудовищных преступлений на территории НГХ геноцида над тремя народами, говорят о размерах геноцидной политики. Садизм, издевательства (даже над мертвыми жертвами), варварство, мученическая смерть, которую принимали невинные люди, говорят о тяжелейшей патологии общества, хорватского католического общества, породившего подобное явление. В сербском коллективном сознании, указывает крупнейший сербский исследователь, историк и филолог Мило Ломпар, «упущения носили … фатальные последствия: не осознавалось, что… минимизация и перекодирование исторического содержания в коммунистических рассуждениях об исторических событиях Второй мировой войны является основной формой политической инструментализации; не было признано, что государство усташей было одним из смыслов – но отнюдь не единственным – магистрального движения хорватской политики, как светское видение у Старчевича, Радича и Крлежи, так и ее клерикальное у Штросмайера, Франко и Степинца…»[10]. Так сателлит Третьего рейха, возглавляемый группой массовых убийц, создавших систему истребления сербов, евреев и цыган, НГХ, стала еще большим нацистом, нежели СС Гитлера.
[1] Regan Krešimir Srpska politika u glinskome kraju za Banovine Hrvatske (1939.–1941.) // Znanstveni kolokvij „Što se uistinu dogodilo u glinskoj srpskopravoslavnoj crkvi između 29/30. srpnja I 4/5. kolovoza 1941.: svjedočanstva i kultura sjećanja“. Zagreb, 2012. S. 47.
[2] Mrkalj Igor Nove činjenice o dva odvojena ustaška zločina u Glini u proljeće i ljeto 1941. godine // Znanstveni kolokvij „Što se uistinu dogodilo u glinskoj srpskopravoslavnoj crkvi između 29/30. srpnja I 4/5. kolovoza 1941.: svjedočanstva i kultura sjećanja“. Zagreb, 2012. S. 44.
[3] Glina Church Massacre Survivor Testimony: Ljuban Jednak – Holocaust in Croatia [Эл. ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=veEzpQPMSD4
[4] Глинска црква 1941- најстравичнији покољ усташа над Србима [Эл. ресурс] // Ин4С, 2020. URL: https://www.in4s.net/video-glinska-crkva-1941-najstravicniji-pokolj-ustasa-nad-srbima/
[5] Škiljan Filip Organizirana iseljavanja Srba s Banije u ljeto 1941. godine godine // Znanstveni kolokvij „Što se uistinu dogodilo u glinskoj srpskopravoslavnoj crkvi između 29/30. srpnja I 4/5. kolovoza 1941.: svjedočanstva i kultura sjećanja“. Zagreb, 2012. S. 50.
[6] Kalendar genocida: 30. jul 1941. Kordun, Banija, Livno, Gorski kotar, Bos. Krajina [Эл. ресурс] // Јадовно, 30.07.2023. URL: https://jadovno.com/kalendar-genocida-30-jul-1941-kordun-livno-gorski-kotar-bos-krajina/?lng=lat
[7] Курдулија Страхиња Atjiac усташког геноцида над Србима 1941 -1945. Београд, 1993. URL: https://nastavnikdamir.files.wordpress.com/2020/05/d0a1.
[8] Гвоздић С. Комплетирајмо списак жртава усташког злочина у котару Вељун и Слуњ [Эл. ресурс] // Слободна Херцеговина, 15.10.2000.
[9] Огњен Карановић – „Холокауст и геноцид над Србима у злочиначкој НДХ 1941. године“ [Эл. ресурс]// URL: https://www.youtube.com/watch?v=Mk4DAXe79ZM
[10] Антонић Слободан Истребљење Срба од колевке до столетних старица: Ко је створио фабрику смрти на Сави – фашисти или Хрвати [Эл. ресурс] // Новости, 24.02.2023. https://www.novosti.rs/c/drustvo/vesti/1204971/istrebljenje-srba-kolevke-stoletnih-starica-stvorio-fabriku-smrti-savi-fasisti-ili-hrvati 24.02.2023.