События в Нагорном Карабахе разыгрались в ночь с 19 на 20 сентября. События в Косово произошли практически одновременно – в ночь с 23 на 24 сентября.
Что произошло на севере Косово и Метохия (КиМ)?
На севере КиМ, по трассе Лепосавич-Косовская Митровица, на правом притоке Ибра, близ Звечана, расположена деревня Баньска, в которой находится монастырь Баньска, построенный в начале XIV в. как задужбина – «во спасение души» – сербского короля Стефана Уроша II Милутина. Как схематично обрисовал ситуацию президент Сербии Александр Вучич, «около 2:46 группа сербов из Косово (выделено А.Ф.) установила два грузовика в качестве баррикад в деревне Баньска, на севере, затем прибыла косовская полиция, которая попыталась их убрать, и произошел конфликт с сербами. В ходе конфликта был убит косовский полицейский Африм Биньяку и ранен еще один»[1]. Вучич ни тогда, ни впоследствии, кроме незамысловатого примечания, что сербы Косово «восстали, потому что больше не хотят мириться с террором Курти»[2], не разъяснил, есть ли у сербской стороны данные о том, что это за «группа сербов» – из каких конкретно мест Косово, как она сорганизовалась, какие цели ставила, какими мотивами руководствовалась, откуда у нее, как мы увидим, столь внушительное армейское вооружение, зачем она в 2.46 ночи поставила два грузовика на пустой сельской дороге (зато есть убийственная точность в хронологии постановки «баррикадных грузовиков») и, наконец, почему вообще сербы Косово вознамерились «покончить с террором Курти» посредством штурма окрестностей и уединенного православного монастыря XIV в., в котором находилась отнюдь не «косовская полиция» (что неудивительно), а сербы-паломники (что не менее логично).
«Полиция Косово» сразу объявила об убийстве «трех террористов» и аресте шестерых. Наиболее примечательным моментом является следующее: в монастыре в это время находились паломники, несколько десятков человек, не имевших никакого отношения к происходящему. Однако «косовская полиция» акцентировала внимание на том, что нападавшие, после столкновения на въезде в деревню, «ворвались во двор монастыря», откуда «продолжили перестрелку с полицией»[3]. Выделим этот момент: зачем сербам «врываться» в монастырь, тем более в момент нахождения там десятков сербов-паломников – чтобы подвергнуть их, включая несовершеннолетних детей, смертельному риску? А сам монастырь использовать как укрепленный пункт, для атаки на зачем-то злостно окопавшихся поблизости (неизвестно, где) главных сил «косовской полиции»?
Далее Вучич раскрывает детали драматических событий: «Приштина собрала 460 спецназовцев, они были развернуты на месте в течение часа и двадцати минут, что означает, что все уже было подготовлено», «десятки сербов были полностью окружены более чем за час», «затем произошло жестокое нападение на них». КФОР, добавил сербский президент, взял на себя задачу «закрыть выход сербов из Косово на территорию Центральной Сербии»[4]. Александра Вучича можно назвать чемпионом по автоголу. Почему КФОР сербам из Косово отсекает путь именно в Центральную Сербию, в которую сербам Косово в общем-то и незачем бежать, да и путь неблизкий? Откуда КФОР знает, что косовским сербам надо именно сразу (не поливариантно, а отсекая только один путь) помешать бежать в Сербию? Не логичнее ли было сербам Косово раствориться в хорошо знакомом косовском пространстве, или, сбросив оружие, тут же, по примеру исламских боевиков в разных странах, сказаться мирными гражданами и паломниками – никто из своих бы не выдал? Однако скрыть колонну машин при современной системе слежения невозможно – по имеющейся информации, колонна из нескольких десятков джипов, включая армейские броневики «Лазар»[5], с вооруженными людьми, проследовала из Нови Пазара (в подавляющем большинстве его население состоит из мусульман, и вряд ли мусульмане Нови Пазара воздержались от желания немедленно пообщаться «со свояками» в Косово, увидев такое необычное зрелище) в направлении Косово, кроме того, разведку дронами никто не отменял. И в этом свете понятно беспокойство Вучича по поводу перекрытия пути именно в Центральную Сербию, а Баньска лежит на пути из Нови Пазара. Албанцы с удовольствием после своей победы засняли и «Лазарей», и джипы, и захваченных сербов.
Вучич обвинил международное сообщество в том, что оно «предоставило карт-бланш Альбину Курти» на расправу с сербами, Курти «хочет вовлечь Сербию в конфликт с НАТО» – тут же забив себе еще один автогол, поскольку по существующим договоренностям, заключенным лично Вучичем, согласно его заявлению от 24 сентября, «армия и полиция Сербии не могут войти на территорию КиМ без разрешения КФОР»[6] (силы КФОР в Космете – это силы НАТО – А.Ф.). То есть Вучич втихую «договорился» с НАТО о том, что Армия Сербии не войдет без разрешения альянса на территорию Косово, в то время как Резолюция СБ ООН №1244 прямо предписывает Сербии вернуть в край около 1000 военных и полицейских Сербии, что за все годы после окончания военной агрессии НАТО против СРЮ (1999) сделано не было.
Въезд в село с главной дороги Косовска Митровица-Лепосавич, а также движение на административных переходах Яринье и Брняк Приштиной были немедленно заблокированы. Со стороны Баньски еще некоторое время раздавались выстрелы. Далее «косовская полиция» сообщила об аресте еще одного нападавшего, который был одет в военную форму и вооружен винтовками (именно так, во множественном числе), с большим запасом боеприпасов и средствами связи. «Косовская полиция», ворвавшаяся в деревню вооруженная буквально до зубов – на бронированных машинах и даже с бульдозерами, провела обыски в деревне, и якобы в жилых домах и транспортных средствах она обнаружила арсеналы оружия: сотни единиц оружия различных типов и калибров, включая тяжелое вооружение – гранаты, пушки, пулеметы, автоматы Калашникова, униформы и оборудование, «которое «террористическая группа использовала для блокировки дорог». Далее оперативно подключаются КФОР и ЕУЛЕКС, которые прикрыли «вхождение косовской полиции во вспомогательные помещения монастыря Баньска для выполнения служебных обязанностей»[7]. Контрольно-пропускные пункты Яринье и Брняк работали только в одном направлении – на выезд из КиМ, на въезд были закрыты. Одного раненого серба для дальнейшего лечения отправили в Университетский клинический центр в Приштине. Рашко-Призренская епархия проинформировала общественность о том, что ситуация в монастыре Баньска 25 сентября «спокойная», «вооруженные люди, которые сегодня взломали ворота, покинули монастырь»[8]. В монастыре в тот момент находились настоятель с братией, а также группа сербов из Нови-Сада, в том числе двое несовершеннолетних детей.
В заявлении «косовской полиции указывалось, что «при проведении полицейских работ в 02.34 в Северной Митровице подразделение быстрого реагирования пограничной полиции отметило, что на въезде в село Баньска на мост были установлены два тяжелых грузовика без номерных знаков, вход на мост был заблокирован», «выдвинулись три подразделения», которые, прибыв на место происшествия, «встретили сопротивление», т.е. «были обстреляны из различного арсенала огнестрельного оружия, включая ручные гранаты и пистолеты», «раненые полицейские были вывезены с места происшествия и доставлены в региональную больницу в Южной Митровице, где врач констатировал смерть одного, а другой был ранен»[9].
«Министр внутренних дел Косово» 25 сентября Джеляй Свечля заявил, что монастырь в деревне Баньска на севере Косово является «источником вооруженных нападений» в окрестностях. Снова подчеркнем: «монастырь является источником нападений», «нападение произошло… подготовленными профессиональными подразделениями, в состав которых входят более 30 человек в форме, в масках и военных униформах, с бронетехникой и тяжелым вооружением различных типов»[10].
«Премьер-министр Косово» Альбин Курти расценил, что переговоры между Косово и Сербией при посредничестве ЕС (последняя встреча состоялась 14 сентября 2023 г.) стали «настолько односторонними, что зашли в тупик» и обвинил в этом сначала президента Сербии Александра Вучича, а затем, чтобы «два раза не ходить», расширил список, указав в интервью британскому «Guardian», что «продолжающаяся нестабильность сделала регион площадкой для геополитических игр Российской Федерации и Китайской Народной Республики»[11]. Тем временем «косовская полиция» информировала об аресте еще четырех подозреваемых в районе села Рударе, у которых «были обнаружены средства связи», «большое количество оружия, боеприпасов и различного оборудования»[12]. В сербскую, северную, часть Косовской Митровицы входят усиленные подразделения «косовского спецназа», вооруженные автоматами, которые начинают обыски автомобилей и граждан, на дорогах выставлены патрули.
Продолжение следует…
[1] https://fenix-magazin.de/srbijanski-predsjednik-vucic-na-kosovu-ubijena-trojica-srba-albin-kurti-svojim-dosadasnjim-aktivnostima-isprovocirao-incidente/
[2] https://fenix-magazin.de/srbijanski-predsjednik-vucic-na-kosovu-ubijena-trojica-srba-albin-kurti-svojim-dosadasnjim-aktivnostima-isprovocirao-incidente/
[3] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/
[4] https://fenix-magazin.de/srbijanski-predsjednik-vucic-na-kosovu-ubijena-trojica-srba-albin-kurti-svojim-dosadasnjim-aktivnostima-isprovocirao-incidente/
[5] https://www.youtube.com/watch?v=SGCtq_qNAzc
[6] https://fenix-magazin.de/srbijanski-predsjednik-vucic-na-kosovu-ubijena-trojica-srba-albin-kurti-svojim-dosadasnjim-aktivnostima-isprovocirao-incidente/
[7] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/
[8] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/
[9] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/
[10] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/
[11] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/
[12] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/