Friday, April 18, 2025

Двойная игра британцев в Косово: под прицелом Сербская Православная Церковь. Ч.2.

В Приштине прошла сессия Совета Безопасности по ситуации, после которой Альбин Курти сообщил следующее: в Баньской произошло нападение на полицию 30-ти вооруженных людей, они представляют собой «организованное формирование, которое пришло воевать в Косово», «автомобили были без номерных знаков», «на мосту были установлены два грузовика, чтобы заблокировать движение». Курти показал фотографии джипов без номерных знаков. «Косовская полиция», по его словам, «подверглась нападению с помощью ручных гранат и минометов», «хорошо организованного сербскими преступными группировками», «мы осуждаем это преступное и террористическое нападение при поддержке Белграда». Как он пояснил, на фотографиях видно, что «внутри монастыря и рядом с внешней стеной находятся бронированные машины без номерных знаков»[1]. Обратим внимание: бронированные машины. Пока с сербской стороны опровержения насчет бронированных машин не поступило. В целом Курти обвинил Сербию в спонсировании насилия и терроризма в Косово, точнее – создании «организованных преступных группировок», которые, как он утверждал, имеют «политическую, финансовую и материально-техническую поддержку официального Белграда»[2].

Западные чиновники немедленно высказали бурную поддержку действиям «косовской полиции»: глава европейской дипломатии Жозеп Борель указал, что «Я решительно поддерживаю ужасную атаку против полиции Косово», специальный посланник ЕС по диалогу Белграда и Приштины Мирослав Лайчак «решительно осудил» «ужасное нападение на косовскую полицию», специальный представитель Генерального секретаря ООН Каролина Зияде “решительно осудила” трагический инцидент и призвала привлечь виновных к ответственности, глава миссии ОБСЕ в Приштине Майкл Девенпорт заявил, что необходимо восстановить мир и продолжить диалог в интересах всех общин, посол США в Приштине Джеффри Ховениер заявил, что виновные должны быть привлечены к ответственности». В унисон звучали заявления албанских функционеров из Албании и «Республики Косово». Премьер-министр Албании Эди Рама заявил, что «смерть косовского полицейского является тревожным звонком» и что «международное сообщество должно вернуть Косово и Сербию к диалогу по нормализации». Рама призвал созвать «мирную конференцию под наблюдением и с гарантиями ЕС и США» с «одновременным принятием всех чрезвычайных мер с КФОР, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию ситуации”[3].

Жители деревни деревне заперлись в своих домах, никто не выходит на улицу, деревня со всех сторон оставалась окруженной «косовской полицией». «Косовская полиция» заблокировала въезд в село Баньска с главной дороги Косовска Митровица-Лепосавич и даже не разрешила машине скорой помощи въехать в Баньску и помочь человеку, который обратился за помощью, а «косовский спецназ» дислоцировался во всех четырех сербских общинах севера КиМ (Лепосавич, Зубин Поток, Северная Косовская Митровица и Звечан). В рамках операции, которую «косовская полиция» проводила в течение трех дней, она арестовала восемь сербов и конфисковала «большое количество оружия, боеприпасов, а также другого оборудования, в том числе транспортных средств».

Тем временем в сербской начальной школе «Братья Аксич» в городе Липлян (албанцы составляют подавляющее большинство населения, а от некогда 5 000 сербов в городе осталось буквально несколько десятков семей) были разбиты окна. В настоящее время школу в Липляне, которая работает по системе образования Министерства образования Республики Сербия, посещают всего около 50 сербских учащихся. Дети не ходят в эту школу по понедельникам, потому что понедельник – рыночный день, когда в городе особенно многолюдно, поэтому из соображений безопасности они посещают занятия по субботам.

В сербских общинах севера был объявлен трехдневный траур. Тысячи сербов севера Косово и Метохии зажгли свечи, с цветами на площадях и в церквях и слезами на глазах почтили память молодых людей, которые были убиты в результате действий «косовской полиции» в деревне Баньска. В Лепосавиче тишину, когда люди зажигали свечи, прерывали только рыдания жен двух убитых молодых людей из этого города, а во время собрания сербов над городом появился вертолет КФОР.

Административные переходы Яринья и Брняк четвертый день подряд были закрыты для движения со стороны центральной Сербии в сторону Косово и Метохии, и по ним по-прежнему было нельзя даже пройти пешком. Это решение Приштины создало большие проблемы для людей, которые были вынуждены ехать в КиМ из Рашки и близлежащих мест на работу, а также для школьников и студентов, которые должны ехать в школу и университет (филиал Приштинского университета в Северной Косовской Митровице).

Теперь помимо фактологии обратимся к сущностной стороне происшедшего.

Итак, в ночь на 24 сентября, примерно через трое суток после «реинтеграции» Нагорного Карабаха в состав Азербайджана, когда там ситуация стала полностью ясна и сопротивление задавлено на корню, в Косово и Метохии 30-40 сербов совершили нападение на «косовскую полицию» в одном достаточно изолированном, укромном местечке КиМ, в стороне от магистральной трассы Лепосавич-Косовская Митровица, но зато аккурат на трассе Нови-Пазар – Косовская Митровица, под стенами одной из сокровищниц культурно-исторического наследия, монастыря Баньска.

Что делает Александр Вучич в качестве ответной меры? В очередной раз объявил загадочную боевую готовность армии (счет боевых готовностей за небольшое время уверенно перевалил за второй десяток) и вывел ее «прогуляться» вдоль административной границы с Косово и Метохией. Перейти границу Армия Сербии не может и не переходит никогда, лишь со своей стороны потрясая воображение наблюдающих передвижениями военных грузовиков и иногда боевой техники.

На месте сербы, «напавшие на косовскую полицию», встретили не просто готовых ко всему албанцев в виде «косовских полицейских», иначе группа в четыре десятка человек, как следует из отчетов самих албанцев, прекрасно вооруженная и получившая навыки обращения с оружием явно не только что, могла нанести несравнимо более неприемлемый ущерб. И не смогла этого сделать по причине того, что встретили ее порядка 500-600 албанцев, включая снайперов, с удобствами расположившихся на окрестных возвышенностях. 

Итак, порядка четырех десятков сербов были отправлены на встречный огонь нескольких сотен не менее впечатляюще вооруженных албанцев, включая снайперов.

Что произошло в действительности, «что это было» – ломают головы буквально все «по сербскую сторону».

Отметим несколько моментов, проливающих свет на произошедшую драму.

По словам Александра Вучича, только с февраля 2023 г. Приштина «использовала полицию против сербов 62 раза, было 22 эскалационных нападения и более 40 действий, направленных против сербов»[4]. Сербия в ответ предприняла чуть меньше, чем ничего.

На март 2024 г., как циркулирует молва в политической среде, в Сербии должны быть назначены новые выборы, на которых Вучича сильно будет «подпирать» ново-старая «демократическая оппозиция», возможно даже в качестве одного из лидеров из траченного молью сундука общественного забвения будет извлечен бывший президент Борис Тадич, так Запад демонстрирует Вучичу свое влияние.  

Советник министра обороны Сербии Предраг Райич следующим образом объяснил произошедшее. Процитируем его заявление от 25 сентября довольно полно, поскольку эти тезисы стали основополагающими для объяснения событий в Косово для СМИ как Сербии, так и за ее пределами, включая Россию: «КФОР, отвечающий за безопасность в Косово, не хочет полностью выполнять свой мандат и защищать сербов»; «КФОР, отвечающий, как по Резолюции 1244 СБ ООН, так и по другим документам, за сохранение мира, не хочет выполнять свой мандат в полном объеме»; «КФОР уходит в сторону и позволяет режиму Курти делать то, что ему заблагорассудится»; «Сербия предупреждала более года, что действия Курти, которые начались с инцидентов, связанных с номерами, а затем с удостоверениями личности, перерастут в инциденты с широкомасштабными последствиями со смертельным исходом, как это произошло вчера, когда пострадали албанцы и сербы»; «это был лишь вопрос времени, когда это произошло, потому что часть сербов на Ким больше не хочет терпеть террор Курти»; «то, что произошло вчера, не будет и не является изолированным инцидентом, пока спецподразделения РОСУ[5] находятся на севере Косово, пока Курти настаивает на том, чтобы общинами на севере правили албанцы, которые не имеют никакой легитимности, пока у нас есть его радикализм и пока международное сообщество молчит»; «международное сообщество не делает то, что оно обязано и должно делать, чтобы предотвратить эскалацию на местах». Трудно выделить, какой тезис Райича является наиболее поразительным, но заключительный аккорд звучит мощно: «для них сербские законы мало что значат» и утверждает, что «единственное, что остается сербам в Косово, – это, насколько это возможно, не поддаваться на провокации»[6].

Не поддаться только за восемь месяцев на 62 провокации Приштины (по две в неделю) – это само по себе свидетельствует о недюжинной степени внутренней гармонии сербов Косово, которые, скорее всего, в этом далеко обошли и самого далай-ламу, но сербские власти предлагают им и далее совершенствоваться на пути отрешения от тварного мира. За последний месяц не прошло и дня, чтобы кого-то из сербов не арестовали, а Белград хранил стоическое молчание.  

Однако тезисы Райича, точнее, Вучича, еще точнее – англо-саксонского PR, дымовой завесой скрывающего суть происходящего, являются очень грубой манипуляцией, вскрыть которую не составляет труда.

Резолюция 1244 предписывала вернуть в край примерно 1000 сербских полицейских военнослужащих и полицейских – Вучич этого не сделал. Резолюция шесть раз утверждает КиМ как составную часть Республики Сербии, это же говорит действующая Конституция Сербии. Резолюция предписывает найти статус для албанского нацменьшинства[7].

Что сделал Вучич?

В переговорном процессе Белград-Приштина (после прихода к власти сначала тандема Томислав Николич – Александар Вучич, а затем Вучич вышел на единоличное правление) албанские сепаратисты получили: границу (включая сербский север!), таможню (важнейший атрибут государственности), признание дипломов, автомобильных номеров, кадастр, архив ЗАГС, электроэнергетическую (огромное озеро Газиводе на севере края, трансформаторную подстанцию «Валач» на самой границе Сербии и Косово, Сербия без объяснений прекратила снабжение электричеством северную часть своего южного края, его снабжение осуществляет полностью независимый от Сербии косовский оператор – KOSTT) и телекоммуникационную систему, международный телефонный номер, собственную армию, и крупнейший горнодобывающий комбинат на севере края «Трепча». Именно Вучич с 2013 г. запретил проводить в Косово выборы Сербии, выборы там проводятся только «Республики Косово». Это все – атрибуты государственности, которые сепаратисты не могли получить ни от США, ни от Запада, ни от НАТО. Только Белград, сам, мог «подарить» государственность «УЧК-Республике Косово». Подчеркнем: легитимность и государственность «Республика Косово» получила от Белграда и не могла «добыть» их никаким другим легальным способом.

Брюссельское (2013), Вашингтонское (2021) соглашения и Брюссельско-Охридское соглашение (2023) завершили национальную капитуляцию Александра Вучича, то есть сдачу Косово.

Брюссельское соглашение было подписано 19 апреля 2013 г., под документом стоят подписи тогдашнего премьер-министра Сербии Ивицы Дачича и Александра Вучича в статусе первого вице-премьера.  Пункт 7 соглашения гласит: «Полиция будет единой, и это будет косовская полиция. Вся полиция с севера Косова должна быть интегрирована в рамки косовской полиции; п. 8: «Служащим других сербских структур безопасности будет предоставлено место в соответствующих косовских структурах»; п. 10: «Предусматривается, что органы судопроизводства будут интегрированы в рамки косовской правовой системы»[8]. Это значит, что Белград ликвидировал суд, полицию и органы безопасности на всей территории Косово, передал ее под конституционно-правовой порядок «Республики Косово» и ликвидировал все органы государственного управления Сербии, сам добровольно. После Брюссельского соглашения уже все было закончено: Приштина интегрировала в свой состав север, обрела все атрибуты государственности и с этого момента может делать «на своей» территории действительно все, что ей заблагорассудится. С одним примечанием – это ей обеспечил никто иной, как Александр Вучич, а не Запад, не международное сообщество, не НАТО и не КФОР. Если оценивать соглашение через призму международного права, то следует констатировать: до этого момента приштинская власть не охватывала всю территорию края. Теперь сепаратисты получили главный атрибут государства – «единая и неделимая территория». Так бывшие боевики Армии освобождения Косово покончили с разделенным суверенитетом и обрели полноценный суверенитет. Повторим: размещать на севере края полицию, спецназ, строить военные базы и т.п. Приштина может совершенно на законных основаниях, она в своем праве – праве, которое ей предоставил Вучич.

В Брюссельском соглашении несколько статей было посвящено формированию в Косово некоей Ассоциации сербских общин (АСО). «Косовский парламент» запретил выход за рамки косовского законодательства, указав будущей АСО ее место – никакой культурно-территориальной автономии (с законодательными функциями), только решение вопросов на местах, т.е. рамки компетенций жилищно-коммунального управления. Брюссельское соглашение грубейшим образом нарушило международное право, Конституцию Сербии, уничтожило Резолюцию СБ ООН №1244. Однако оно решило вопросы положения сербского нацменьшинства в другом государстве – это суть и смысл Брюссельского соглашения. АСО так и не была создана по сей день, поскольку для Приштины она «пятое колесо в телеге».

Относительно Вашингтонского соглашения отметим, что ст. 15 разрешает Косово вступать в международные организации[9], ст. 2 и 4 Брюссельско-Охридского соглашения (точнее, первое – это соглашение, а второе – план применения) говорит о территориальной целостности, суверенитете и независимости Сербии и Косово. В этом соглашении, как будто задаваясь целью максимально ясно и четко, недвусмысленно, захлопывая любые лазейки перед теми, кто будет выдавать желаемое за действительное, выразить суть, утверждается: «ст. 1. Стороны должны развивать нормальные, добрососедские отношения друг с другом на основе равноправия. Обе Стороны должны взаимно признавать свои соответствующие документы и национальную символику, включая паспорта, дипломы, номерные знаки и таможенные штампы»; «ст. 2. Обе стороны будут руководствоваться целями и принципами, изложенными в Уставе Организации Объединенных Наций, особенно целями суверенного равенства всех государств, уважения их независимости, автономии и территориальной целостности, права на самоопределение, защиты прав человека и недискриминации…»; «ст. 4. Сербия не будет возражать против членства Косово в какой-либо международной организации… »[10]. Соглашение о стабилизации и присоединении, заключенное еще Борисом Тадичем, трактует Косово как независимое государство[11]. А европейская интеграция Сербии также этим соглашением намертво связана со сдачей Сербией Косово. То есть сама евроинтеграция Сербии требует ее отказа от Косово. Соответственно, любое выражение поддержки европейского пути Сербии является требованием сдать Косово. Таким образом, никто иной, как лично Александар Вучич выполнил все западные требования о Косово. Абсолютно, без исключения, все требования, предоставляющие сепаратистской Приштине атрибуты государственности.

Продолжение следует…


[1] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/

[2] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/

[3] https://stanjestvari.com/2023/09/24/policija-pristina-policajac-ubijen/

[4] https://fenix-magazin.de/srbijanski-predsjednik-vucic-na-kosovu-ubijena-trojica-srba-albin-kurti-svojim-dosadasnjim-aktivnostima-isprovocirao-incidente/

[5] Спецназ «косовской полиции».

[6] https://www.kosovo-online.com/vesti/analize/da-li-je-u-mandatu-kfora-da-pusta-kosovske-specijalce-da-snajperima-ubijaju-srbe-25-9

[7] Резолюция Совета Безопасности ООН №1244 (1999) [Электронный ресурс] // Совет Безопасности, 10 июня. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N99/854/46/PDF/N9985446.pdf?OpenElement

[8] Први споразум о принципима који регулишу нормализацију односа (2013) [Электронный ресурс] // Влада Републике Србије URL: http://www.kim.gov.rs/p03.php

[9]Agreement on normalisation of economic relations signed in Washington (2020) [Электронный ресурс] // The President of the Republic of Serbia, 4 сентября. URL: https://www.predsednik.rs/en/press-center/news/agreement-on-normalisation-of-economic-relations-signed-in-washington

[10] Belgrade-Pristina Dialogue: EU Proposal – Agreement on the path to normalisation between Kosovo and Serbia // European Union. The Diplomatic Service of the European Union. URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/belgrade-pristina-dialogue-eu-proposal-agreement-path-normalisation-between-kosovo-and-serbia_en

[11] Споразум о стабилизацији и придруживању између Републике Србије, са једне стране и Европских заједница и њихових држава чланица, са друге стране (2007) [Электронный ресурс] // Републикa Србијa. Влада.  URL: https://www.mfa.gov.rs/sites/default/files/inline-files/ssp_prevod_sa_anexima.pdf

последние публикации