Tuesday, March 18, 2025

Гитлер: Стоять до конца! И уступить русским во всем

В январе – начале апреля 1945 года Красная Армия разгромила крупные группировки вермахта в Польше, Силезии, Венгрии, Австрии, Чехословакии, Восточной Пруссии и Восточной Померании. Советские войска широким фронтом продвигались в центральные районы Германии. Англичане и американцы ковровыми бомбардировками стирали с лица земли немецкие города, а вместе с ними – культурно-исторические ценности. Рухнули планы о «тотальной оккупации» огромного пространства СССР, ликвидации всей системы его государственной власти и замены ее германским колониальным аппаратом, целью которого было частью – истребление, частью – порабощение советского народа.  

Для главарей рейха наступило время отчаянных попыток сдержать наступление противника, в первую очередь, Красной Армии. В ход идут все средства, хоть в малейшей степени позволяющие создать преграду на пути красноармейцев. Разрушение таких капитальных сооружений, как мосты, позволяют надеяться на создание оборонительных линий на противоположных сторонах водных преград. Данные приказы Гитлера беспрекословно выполняются командованием вермахта, существенно затрудняя продвижение наших войск на пути к Берлину. Тактика «выжженной земли», по мнению фюрера, должна принести свои результаты и спасти Германию от разгрома.

Приказ Гитлера от 19 марта 1945 г. гласил: «Борьба за существование нашего народа заставляет также и на территории Германии использовать все средства, которые могут ослабить боеспособность противника и задержать его продвижение…

Поэтому я приказываю:

  1. Все находящиеся на территории Германии пути сообщения, средства связи, промышленные предприятия и предприятия коммунального хозяйства, а также материальные запасы, которыми противник может в какой-либо мере воспользоваться, немедленно или по происшествии незначительного времени подлежат уничтожению.
  2. Ответственность за уничтожение возлагается: на военные командные инстанции – в отношении всех военных объектов (включая дорожные сооружения и средства связи), на гауляйтеров и государственных комиссаров обороны – в отношении всех промышленных предприятий, предприятий коммунального хозяйства, а также всякого рода материальных запасов. Войска должны оказывать гауляйтерам и государственным комиссарам обороны необходимую помощь в выполнении стоящих перед ними задач.
  3. Настоящий приказ немедленно довести до сведения всех командиров. Все распоряжения, противоречащие данному приказу, утрачивают свою силу[1].

Впечатляющую картину состояния и поведения Гитлера перед капитуляцией Германии дают воспоминания полковника Веймера, посетившего ставку фюрера 2 апреля 1945 г. для получения одной из высшей степеней награды – «дубовых листьев», прилагаемой к Рыцарскому железному кресту: «Нас пригласили в рабочий кабинет фюрера. Когда я в первый раз увидел фюрера после того, как не видел его полтора года, я испугался. Моей первой мыслью было, что этот человек проиграл войну. Фюрер производил впечатление усталого и измученного человека, в глазах его стояли слезы, он ходил согнувшись, и поседел. После рапорта он сказал нам примерно следующее: «Господа, благодарю вас за вашу личную работу и руководство вашими войсками и от имени немецкого народа вручаю вам эти «дубовые листья».

После этого фюрер дал обзор политического положения, который сводился к тому, что рано или поздно между правительствами противника произойдут разногласия, которые приведут к расколу вражеской коалиции. Тогда для Германии сложится благоприятное положение. До тех пор необходимо выиграть время как в политическом, так и в военном отношении.

О военном положении фюрер сказал, что наши дела за последнее время шли плохо, и что примерно месяца четыре еще нам будет плохо и еще хуже, но что после этого все опять наладиться. Он обосновал это мнение примерно так:

Провести реорганизацию противотанковой обороны. Пехотные дивизии должны быть в состоянии собственными силами препятствовать прорыву танков. Фюрер привел еще отдельные данные о новом самоходном орудии и новом противотанковом оружии. Он также заявил, что в скором времени выпуск самоходных орудий достигнет 1000 в месяц.

Дальнейший ввод в действие на Востоке 55 дивизий союзников (подразумевались венгерские и румынские соединения) для высвобождения немецких частей для наступления.

Авиация находится в стадии реорганизации, и следует ожидать, что в начале будущего года мы снова завоюем себе господство в воздухе. Турбинный истребитель дал очень хорошие результаты, новый же ракетный самолет, чисто немецкое изобретение, он хочет приберечь для решающей стадии борьбы. Выпускающие эти самолеты заводы, равно как и источники сырья для них, гарантированы от воздушных бомбардировок.

ВМФ имеет в свое распоряжении такое количество подводных лодок, какого Германия никогда не имела. Однако эти подводные лодки, благодаря английским приемам обороны, настолько устарели, что было бы безумием ввести их сейчас в действие. Новая немецкая подводная лодка, которая уже находится в серийном производстве, имеет такую скорость под водой, которая превышает скорость самых быстроходных английских транспортных судов. Кроме того, эта подводная лодка может находиться долгое время под водой, не будучи обнаруженной. Она может идти на такой глубине, на какой она не может быть обнаружена даже пеленгованием с самолета.

Он сказал буквальное следующее: «Я верю в возрождение подводных лодок примерно к концу года. Вообще я считаю, что наряду с другими предпосылками, именно это будет содействовать улучшению нашего военного положения. В первую очередь мы с помощью наших новых самолетов прекратим бомбовый террор и нанесем чувствительный ущерб Англии с помощью нашего оружия возмездия. Сейчас мы добились 50 % точности попадания на расстоянии нескольких сот километров одного нашего оружия «Фау», в то время как другое, еще более ужасное оружие, дает 62 % попадания. Оба эти оружия в состоянии стереть с лица земли английские города, и я сделаю это в качестве возмездия».

Беседа продолжалась 40 минут.

Мне бросилось в глаза, что фюрер через несколько минут после того, как начал говорить, оживился сам и подчинил себе всех присутствующих. Его голос стал громче, темп речи ускорился, и всеми своими манерами он производил впечатление фанатика, который полностью проникнут сознанием своей задачи и убежден в том, что выиграет войну.

В беседе в товарищеском кругу выяснилось, что и все остальные из награжденных были сначала разочарованы видом фюрера, потом же он произвел на них тоже самое впечатление»[2].

Гитлер умеет воздействовать на окружающих, может произвести сильное впечатление на подчиненных, и в такие моменты сам вдохновляется от планов по выходу из безнадежной ситуации. Но это все было лишь мимолетным явлением в присутствии людей, которых надо было убеждать и поддерживать морально. Сам он, согласно указанным мемуарам, был полностью раздавлен непомерной тяжестью военных поражений. Внешний вид Гитлера свидетельствовал о надломе и невозможности выхода из тяжелого депрессивного состояния. Конец близок, однако сопротивление продолжается.

Приказ Гитлера от 7 апреля 1945 г. предписывает: «В целях однообразного проведения в жизнь моего приказа от 19 марта 1945 г. в отношении путей сообщения и средства связи приказываю:

  1. Мосты, важные в оперативном отношении, должны быть разрушены с таким расчетом, чтобы противник не мог ими воспользоваться. Участки и рубежи (реки, автострады и т.п.), в районе которых следует производить разрушение мостов, имеющих оперативное значение, будут установлены в каждом случае распоряжением главного штаба вооруженных сил.

В тех случаях, когда мосты такого рода останутся не разрушенными, к виновным следует применить самые жесткие наказания»[3].

Красная Армия уже у порога рейхстага, и у немецкого руководства остается лишь одна надежда на спасение – за счет фанатизма немцев. Последние призывы к спасению Германии безнадежны из-за критического положения армии вермахта, но Гитлер требует сопротивления до последней возможности и убеждает военнослужащих в возможности успешного отпора. Главное, якобы – устоять перед наступающим восточным фронтом, приложить все силы и умения для защиты последних рубежей Германии от русских.

Сколько надо было совершить преступлений на просторах нашей Родины, чтобы так отчаянно спасать себя от неизбежного возмездия, чувствовать приближение неотвратимости наказания и цепляться за свою жизнь в страхе и отчаянии.

Обращение Гитлера 15 апреля 1945 г. к солдатам вермахта: «Солдаты на восточном фронте!

В последний раз смертельный враг в лице большевиков и евреев переходит в наступление. Он пытается разгромить Германию и уничтожить наш народ…

Мы предвидели это наступление… Врага встретит мощная артиллерия. Большевиков в этот раз постигнет судьба азиатов, то есть им будет нанесено кровавое поражение у стен Берлина.

Кто в этот момент не выполнит своего долга, действует, как предатель своего народа. Полк или дивизия, покинувшие свои позиции, поведут себя так подло, что им придется стыдится женщин и детей, выстоявших перед воздушным террором врага. Прежде всего следите за немногими офицерами и солдатами – предателями, которые чтобы сохранить себе сносную жизнь в русском рабстве, возможно будут воевать против нас в немецкой форме. Тот, кто даст вам приказ на отступление, а вы его точно не знаете, должен быть тотчас схвачен и, если необходимо, тотчас расстрелян, безразлично, в каком он чине. Если в эти грядущие дни и недели каждый солдат на восточном фронте выполнит свой долг, последний натиск азиатов разобьется о нашу оборону, равно как и вторжение наших врагов на Западе в конце концов потерпит провал.

В эти часы весь немецкий народ смотрит на вас, мои восточные бойцы, и надеется только на то, что ваша стойкость, ваш фанатизм и ваше оружие потопят большевистский натиск в море крови. В момент, когда судьба убрала с лица земли самого большого военного преступника всех времен (президент США Ф. Рузвельт умер 12 апреля 1945 г.), решается исход этой войны»[4].

Зададимся вопросом, умные ли люди немцы?

Безусловно. Это люди, добившиеся выдающихся успехов в производстве, науке, культуре.

Тогда почему они оказались биты в двух мировых войнах?

Ответ лежит в плоскости морально-психологического состояния, присущего именно немцам. Им нужен был такой лидер, который мог объединить всех немцев. Гитлер это сделал, однако на основе ненависти к другим народам. Им нужен был такой вождь, который мог предложить вдохновляющие идеи. Гитлер дал такие идеи – но жить за счет покоренных народов. Им нужен был такой «отец нации», который бы утвердил исключительность немецкого народа. Гитлер дал такую исключительность – за счет принижения других народов до степени неполноценных.

Достаточно было этих качеств для покорения других народов? Вполне.

Достаточно было этих качеств для победы над Россией? Нет.

Немцы уступили русским в стойкости, любви к Родине, силе воли, творческому потенциалу, ненависти к врагу и поэтому были обречены на поражение.  


[1] Цит. По: Дневник боевых действий… С. 1088-1089.

[2] ЦАМО РФ. Ф. 32. Оп. 1130. Д. 569. Л. 470-472.

[3] ЦАМО РФ. Ф. 500. Оп. 12462. Д. 9. Л. 10-11.

[4] Цит. По: Дневник боевых действий… С. 1101-1103.

последние публикации