Friday, December 2, 2022

В Минске состоялся круглый стол, посвящённый перспективам изучения истории православных храмов на белорусских землях

28 июня 2022 г. на базе Минской духовной академии состоялся международный круглый стол «Православные храмы на белорусских землях в XIX веке: перспективы системного изучения». Соорганизаторами круглого стола выступили Минская духовная академия, Синодальная историческая комиссия Белорусской Православной Церкви и московский фонд «Историческая память». Мероприятие прошло в формате прочтения фундаментального доклада, посвящённого указанной теме, с последующим его обсуждением участниками круглого стола.

Доклад был прочитан председателем Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви протоиереем Александром Романчуком.

Доклад протоиерея Александра Романчука

В обсуждении доклада приняли участие:

  1. ректор Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского архимандрит Афанасий (Соколов),
  2. ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук зампредседателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви Александр Дмитриевич Гронский,
  3. директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Центра экономической истории Института российской истории Российской академии наук Александр Решидеович Дюков,
  4. помощник патриаршего Экзарха всея Белоруссии Митрополита Минского и Заславского Вениамина Николай Иванович Лис,
  5. заведующая отделом истории Беларуси конца XVIII ‒ начала ХХ веков Института истории Национальной академии наук Белоруссии Наталия Евгеньевна Новик,
  6. руководитель научно-просветительских и общественных программ фонда «Историческая память» Наталия Владимировна Селюкина,
  7. доцент кафедры гуманитарных наук Брестского государственного технического университета Виктория Владимировна Сушко,
  8. заведующая кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, доцент кафедры истории Белоруссии нового и новейшего времени исторического факультета Белорусского государственного университета, член Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви Валентина Анатольевна Теплова.

На круглом столе присутствовали представители российского посольства и Русского дома в Минске.

Участники круглого стола

Отец Александр Романчук начал рассказ о храмостроительстве на белорусских землях с раннего периода, указав, что первые храмы, возможно, были созданы ещё до крещения Руси князем Владимиром. После крещения строительство храмов стало заметно активнее, в разных регионах Руси появились свои архитектурные школы, что не обошло стороной и будущие белорусские земли.

Такая ситуация продолжалась на протяжении нескольких веков, но политические изменения на карте региона повлияли на снижение активности храмостроительства. Это произошло в тот период, когда земли будущей Белоруссии находились в составе Великого княжества Литовского, которое постепенно попадало под влияние соседней Польши. Элита перестраивала свою древнерусскую идентичность, всё более соотнося себя с польской шляхтой и отстраняясь от русского Православия. Польское и, шире, западное, влияние стало сказываться также на внешнем виде православных храмов, которые строились в Западной Руси. Они уже визуально отличались от храмов, возводимых в Северо-Восточной Руси. А с середины XVI в Литва объединилась с Польшей.

С приходом на западнорусские земли в конце XVI в. греко-католицизма, храмы постепенно стали терять православный облик. Новые храмы строились в католической традиции, некоторые старые православные храмы, переданные греко-католикам, перестраивались, чтобы походить на католические. В качестве примера можно привести Полоцкий Софийский собор. Менялась внутренняя структура храмовых зданий. В католических храмах были установлены органы. Греко-католики были не столь богаты, поэтому вместо органов устанавливались фисгармонии. Постепенно западнорусские земли видом своих храмов стали напоминать Восточную Польшу. У польского правительства отношение к греко-католицизму было достаточно равнодушное. Государственной религией был римо-католицизм, а греко-католицизм являлся некой прокладкой между православными и римо-католиками. Власти Польши не слишком заботились об униатских храмах, которые постепенно приходили в упадок.

После разделов Польши белорусские земли вошли в состав Российской империи. В 1839 г. греко-католики вернулись в Православие. Достаточно быстро встал вопрос о восстановлении храмов, а также о строительстве новых. Российские власти решили возложить выполнение этой задачи на местных помещиков. Но т.к. помещики были католического вероисповедания и обладали польским сознанием, вместо православных храмов они начали строить католические. В 50-е гг. XIX в. встал вопрос о разработке программы строительства типовых православных храмов. Этим занимался министр государственных имуществ М.Н. Муравьёв, будущий генерал-губернатор Северо-Западного края и усмиритель польского восстания 1863 – 1864 гг.

В конце XIX в. на белорусских землях стали появляться церкви-школы, в которых помимо собственно храма, размещались учебные классы. Для строительства церквей-школ была разработана специальная программа. Однако революционные события разрушили Россию, её западная часть стала восточными территориями Польши. На этих землях началась ревиндикация, при которой православное имущество передавалось римо-католикам или местным властям. Одним из оснований ревиндикации было то, что ранее храмы находились в собственности униатов, при этом польские власти не учитывали, что до того, как стать униатскими, храмы были православными.

Заканчивая свой доклад, отец Александр указал на то, что в белорусской церковно-исторической науке нет комплексных исследований, посвящённых храмостроительству различных эпох, существуют лишь отдельные работы, которые касаются конкретных храмов. Поэтому проблема ждёт своих исследователей.

После окончания доклада участники круглого стола начали обсуждение. Отцу Александру были заданы множество вопросов, уточняющих те или иные тезисы. Была затронута проблема совместных научно-исследовательских проектов учёных России и Белоруссии. Также участники дискуссии обсудили, какие ещё направления исследований являются перспективными для совместных исследований в сфере церковной истории.

Было решено провести ещё ряд мероприятий подобного плана, чтобы осветить другие актуальные вопросы церковно-исторической науки и научного сотрудничества России и Белоруссии.

Фото предоставлено участниками круглого стола.

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации