Tuesday, April 16, 2024

Белорусское Православие в период разделов Речи Посполитой (1772-1795). Ч.3. Пинская конгрегация

Дело преосвященного Виктора заставило членов Сейма задуматься о таком устройстве Православной Церкви в Речи Посполитой, которое устранило бы всякое влияние на нее со стороны России. С этой целью Сейм разработал и в апреле 1790 г. одобрил программу, реализация которой вела к образованию в Польско-Литовском государстве отдельной Православной Церкви, имеющей собственную иерархию, находящейся в номинальной зависимости от Константинопольского патриарха. Поскольку программа предусматривала утверждение за православным населением почти тех же прав и привилегий, которыми пользовались католики обоих обрядов, она вызвала протесты со стороны католического духовенства, но они не были приняты Сеймом во внимание.

Уже летом 1790 г. польский посол в Турции при посредничестве султанского правительства вступил в переговоры с Константинопольским патриархом Неофитом VII. Патриарх откликнулся на предложение взять под свой омофор православных Речи Посполитой и обратился к православному духовенству Польши с посланием, в котором запрещал священникам присягать на верность России и призывал их быть лояльными королю и польскому государству. Послание патриарха польское правительство распространило среди православного населения в ноябре 1790 г.

15 июня 1791 г. после длительных и сложных организационных мероприятий, проведенных польскими властями, в Пинске с одобрения короля открыла работу т.н. Пинская генеральная конгрегация – собор православного духовенства и мирян. Православная общественность проявила горячую заинтересованность в этом форуме. В заседаниях конгрегации приняли участие 25 делегатов от монашествующих, 22 представителя белого приходского духовенства и 56 светских лиц, из которых 19 были шляхтичами, посланных 17 православными братствами. Наблюдали за деятельностью этого церковного собрания уполномоченный королем комиссар – Михаил Кохановский, многочисленные представители католического духовенства обоих обрядов и католической знати.

3 июля 1791 г. Пинская конгрегация завершила свою работу оглашением принятых в процессе ее работы решений. Они касались всех сторон церковной жизни и состояли из 12 артикулов. В 1-м артикуле конгрегация постановила, что высшее управление Православной Церковью в Речи Посполитой будет осуществлять собирающийся раз в 4 года национальный Синод, состоящий из архиепископа (или митрополита) и трех епископов, канонически ни от кого не зависимых, а в догматических вопросах подчиненных Константинопольскому патриарху. Соответственно на территории страны должны были быть учреждены четыре православных епархии. Во 2-м артикуле описывалось временное управление Церковью, которое действовало бы до одобрения Сеймом решений конгрегации. 3-й артикул предписывал разделение учреждаемых епархий на деканаты или протопопии – благочиния, содержал положение о конгрегациях в деканатах и правила выборов протопопов – благочинных, а также структуру управления деканатами. 4-й артикул описывал новые правила организации и функционирования монастырей. 5-й касался епархиальных конгрегаций, в которых участие должны были принимать правящий архиерей, его наместники, настоятели епархиальных монастырей, протопопы, председатели церковных братств. 6-й артикул посвящался правилам созыва генеральной – общей для всей Православной Церкви в Польше – конгрегации, а также очерчивал ее полномочия. 7-й артикул вводил постоянно действующий орган управления – Высшую консисторию, которая была призвана реализовывать решения национального Синода, осуществлять руководство текущей жизнью Церкви. Здесь же говорилось о том, что церковное делопроизводство должно было вестись или двойным текстом – польским и русским, или только одним польским. В артикулах 8 и 9 оговаривалась организация и полномочия епархиальных консисторий. Артикулы с 10 по 12 вводили нормы управления церковным имуществом и имениями монастырей, предписывали создание приходских школ и госпиталей (т.е. богаделен). Также конгрегацией была разработана формула присяги, которую должно было приносить православное духовенство. От священников требовалось, чтобы они присягали не только на верность королю и Речи Посполитой, но и конституции 3 мая 1791 г.

Пинская конгрегация выработала стройное положение об управлении и функционировании Православной Церкви в Польском Королевстве и Великом княжестве Литовском, основанное на номах православной соборности. В то же время ее постановления вели к полному отрыву православного населения Речи Посполитой от полноты Русской Церкви, отдавало ее под полную власть католического правительства Польши. К тому же работа Пинской конгрегации проходила без участия и согласия находившегося под стражей законного предстоятеля Церкви в Польше – преосвященного Виктора (Садковского). На ней не присутствовал ни один православный епископ, не было делегатов от других поместный Православных Церквей. Совокупность этих обстоятельств заставляет признать Пинскую генеральную конгрегацию нелегитимным собранием, а ее постановления вредными для Православия в Польско-Литовском государстве и канонически неправомочными.

Избранный на Пинской конгрегации руководитель Высшей консистории игумен Бельского монастыря Савва (Пальмовский) сразу приступил к осуществлению принятых в Пинске решений. Против нового устройства Православной Церкви в Речи Посполитой выступил папский нунций Фердинандо Салюццо и униатские епископы, которые обратились к королю с протестами. Эти протесты поддерживали широкие круги католической шляхты, стоящей за сохранение своих свобод и привилегий и нерушимое господство в стране католичества. В свою очередь сторонники преобразования Польши в духе конституции 3 мая 1791 г. высказывали одобрение реформам в Церкви и требовали более терпимого отношения к Православию. 21 мая 1792 г., после жарких дискуссий, Сейм утвердил выработанные Пинской конгрегацией постановления. Однако эта попытка построить жизнь в Речи Посполитой на основании религиозной терпимости, а не католического фанатизма, оказалась запоздалой. Политическая обстановка в стране, все более погружавшейся в хаос, последовавшие вскоре второй (1793) и третий (1795) разделы Речи Посполитой прекратили существование этого государства.

В 1792 г. сложились благоприятные для освобождения из заключения епископа Виктора (Садковского) политические обстоятельства. Выйдя из-под стражи, он вновь вернулся к управлению своей епархией и остановил приведение в жизнь принятых на Пинской конгрегации постановлений. От игумена Саввы (Пальмовского), как наиболее активного участника Пинской конгрегации и деятельного проводника польских интересов владыка потребовал покинуть пределы своей епархии, что тот и сделал, перебравшись в Варшаву. В Варшаве в 1794 г. во время восстания Тадеуша Костюшко Пальмовский играл видную роль в лагере повстанцев и духовно окормлял российских пленных. Поражение восстания окончательно прекратило его церковно-общественную деятельность.

В 1793 г. преосвященный Виктор в условиях политической смуты сумел возобновить занятия в Слуцкой семинарии. После окончательного упразднения Речи Посполитой и вхождения всей территории современной Белоруссии в состав Российской империи епископ Виктор (Садковский) возглавил новооткрытую Минскую кафедру.

Продолжение следует…

Александр РОМАНЧУК
Александр РОМАНЧУК
Александр Романчук - заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, кандидат богословия, председатель Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви, заместитель заведующего Центра Евразийских исследований Минского филиала Российского государственного социального университета. Протоиерей.

последние публикации