Saturday, June 15, 2024

Белорусская историческая память о Великой Отечественной войне

(Текст подготовлен на основе доклада, который в силу независящих от автора обстоятельств не был прочитан на форуме «Цифровая история», прошедшем в Минске 18-19 мая 2024 г.)

Великая Отечественная война практически для всех людей, живших в СССР и живущих на постсоветском пространстве, является не просто событием истории, а той реальностью, которая во многом сформировала текущую коллективную историческую память. В этом отношении естественная историческая память граждан Белоруссии мало чем отличается от исторической памяти граждан России, в которой День Победы также является главным праздником страны [1]. В частности, при ответе на вопрос, какие государственные праздники являются для них наиболее значимыми, белорусы поставили на первой место День Победы, который лидирует с огромным отрывом. Второе место занял День Независимости Белоруссии с 53 % [Табл. 1]. Правда, тут нужно учитывать один нюанс: День Независимости Белоруссии – это одновременно и День освобождения Белоруссии от немцев, который приходится на 3 июля, когда был освобождён Минск. Т.е. эта дате также связана с Великой Отечественной войной.

Акция «Бессмертный полк». Минск. 9 мая 2024 г. Источник: https://cdnn11.img.sputnik.by/img/

Табл. 1. Какие государственные праздники являются наиболее значимыми для белорусов (опрос конца 2022 г.) [2]

День Победы81,7 %
День Независимости Республики Беларусь53,4 %
День Конституции Республики Беларусь20,5 %
День единения народов Беларуси и России16,6 %
День народного единства13,5 %
День Государственного флага, герба и гимна Республики Беларусь12,7 %
Никакие5,7 %
Затрудняюсь ответить5,8 %

Таким образом, событие мая 1945 г. даже в начале XXI в. остаётся максимально значимым. В том числе и для тех поколений белорусов, которые не видели Великой Отечественной войны и в массе не участвовали в других вооружённых конфликтах второй половины ХХ – начала XXI в.

Монумент «Жажда» в Брестской крепости. Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/

Помимо того, история Великой Отечественной войны находится в фокусе интересов подавляющего большинства белорусов. В первом квартале 2024 г. Институтом социологии Национальной академии наук Белоруссии был проведён опрос общественного мнения, посвящённый отношению белорусов к событиям Великой Отечественной войны [3]. Согласно опросу, 91,1 % белорусов интересуются историей войны, а не проявляют интерес к событию лишь 8,2 % [Табл. 2].

Табл. 2. Интерес белорусов к истории Великой Отечественной войны [4]

Интересуются историей войны91,1 %
Не интересуются историей войны8,2 %
Затруднились ответить0,7 %

Помимо интереса к истории войны всего белорусского общества, социологи выделили отдельно уровень интереса к данному событию белорусской молодёжи. И цифры в этом случае отличаются от цифр, полученных для всех опрошенных в целом. Так, интерес к истории Великой Отечественной войны у белорусской молодёжи высок, но не так высок, как в обществе в целом, всего 79 %. Но большее внимание стоит обратить на другую цифру – на процент молодёжи, которая не интересуется событиями войны. Таковых набралось 21 % [Табл. 3]. В сравнении со всем обществом отсутствие интереса молодёжи к истории войны выше в 2,5 раза. Такое отношение молодёжи к истории должно вызывать определённую озабоченность.

Табл. 3. Интерес белорусской молодёжи к истории Великой Отечественной войн [5]

Интересуются историей войны79,0 %
Не интересуются историей войны21,0 %
Затруднились ответить0,0 %

Коллективная историческая память может подвергаться воздействиям, как это случилось на Украине после 2014 г. и особенно после 2022 г. Такие попытки были и в других частях постсоветского пространства. Начиная с «Перестройки» подобные попытки предпринимались и в Белоруссии. Однако бороться с естественной коллективной исторической памятью сложно, поэтому сторонники альтернативных версий исторической памяти далеко не всегда действуют открыто.

Нужно отметить, что помимо коллективной исторической памяти, существуют историческая память отдельных социальных групп. Эта локальная историческая память может быть не только отличающейся от коллективной, но и противоречащей ей. В частности, память белорусских коллаборационистов и их потомков противостоит коллективной исторической памяти белорусского общества. В истории общества случаются периоды сломов и трансформаций, когда коллективная историческая память подвергается влиянию альтернативных версий. Однако инерция исторической памяти не позволяет её переформатировать моментально, поэтому сторонники изменения исторической памяти обычно стараются внедрять свои идеи постепенно, причём не акцентируя внимание на каких-либо элементах новой исторической памяти, чтобы заранее не вызывать у общества отторжение. Например, для внедрения в историческую память белорусского общества были подготовлены скорректированные образы некоторых деятелей периода 1941 – 1945 гг. Заинтересованные в изменении исторической памяти силы предлагали внедрять в память общества дополнительные фигуры, не упоминая некоторые направления их деятельности и, наоборот, подчёркивая те направления деятельности, которые могли быть приняты обществом без критики. Так, например, случилось с белорусской поэтессой Натальей Арсеньевой. Её попытались представить исключительно как творческую личность, написавшую слова гимна «Магутны Божа», который в одно время даже предлагался как белорусский государственный гимн. Однако изначально не акцентировалось внимание на её коллаборационистской деятельности. Сначала о Н. Арсеньевой говорили только как о неоправданно забытой поэтессе, создавая ареол талантливого литератора. Потом стали упоминать её биографию, но период 1941 – 1944 гг., когда она сотрудничала с немцами на оккупированной территории Белоруссии, не упоминали. Позже деятельность этого периода стали представлять исключительно как культурную и общественную, чем также пытались уйти от упоминаний коллаборационизма. Однако для коллективной исторической памяти фигура Н. Арсеньевой осталась на периферии, а в первой половине 2020-х гг. практически ушла из коллективной памяти. Относительно мужа Н. Арсеньевой Франца Кушеля, успевшего послужить в СС, в 2018 г. также была сделана попытка представить его как борца за создание «сильного национального войска», способного обеспечить «независимость» государству. Однако попытка обеления Ф. Кушеля очень быстро сошла на нет. Поскольку белорусская историческая наука достаточно активно занималась изучением коллаборационизма периода Великой Отечественной войны, имя Ф. Кушеля легко находилось в исследованиях, что позволило обществу достаточно быстро понять к созданию какого «национального войска» был причастен Ф. Кушель и насколько такое войско было способного обеспечить «независимость». Таким образом, общество не приняло альтернативных версий истории, которые пытались внедрить в коллективную историческую память заинтересованные группы. Тем не менее, такие попытки возможны и в будущем.

Люди, жившие и действовавшие во время Великой Отечественной войны, представляют собой живое свидетельство той эпохи, которое постепенно уходит. Эти люди являются носителями непосредственных впечатлений о войне. Они могут рассказать о реалиях, которые не попали в исторические источники. Но возраст берёт своё и количество очевидцев и участников событий постоянно сокращается. В частности, на начало 2024 г. в России оставалось примерно 12 500 ветеранов Великой Отечественной войны [6], в Белоруссии – около 1 100 человек [7]. В других странах постсоветского пространства ветеранов осталось и того меньше. Кое-где непосредственных участников войны не осталось вовсе [8].

Фрагмент мемориального комплекса «Три штыка» в Витебске. Источник: https://cdnn11.img.sputnik.by/img/

Человеческая жизнь не вечна, поэтому поколение, видевшее войну, постепенно уходит. Если посмотреть количество ветеранов Великой Отечественной войны в Белоруссии в 2022 – 2024 гг., то мы получим неутешительную картину. В 2022 г. в республике насчитывалось 2 132 ветерана [9], в 2023 г. их стало 1 500 [10], а в 2024 г. – 1 100 [11].

Стоит отметить, что последний призыв периода войны произошёл в СССР осенью 1944 г. Тогда призывались люди, родившиеся в 1927 г.  [12]. Путём нехитрых подсчётов можно установить, что в 2024 г. самым молодым участникам боевых действий исполнилось 97 лет. Более, чем почтенный возраст. Есть ещё сыновья полков, которые участвовали в боевых действиях в свои подростковые годы, но таких практически не осталось.

Солдаты и журавли. Источник: https://sun9-22.userapi.com/?

Ветераны постепенно уходят, причём, в силу преклонного возраста, уходят быстро. В конце концов наступит время, когда общество навсегда потеряет личную связь с теми, кто своим подвигом приближал Победу и достиг её. Если сказать образно, то ветераны из своих «земных» полков постепенно переходят в ряды единого Небесного полка. И для того, чтобы естественная историческая память общества оставалась таковой и не подвергалась деформациям, чтобы память о героях Великой Отечественной войны не умерла, не ушла вместе с ними, долг общества заключается в том, чтобы этот Небесный полк стал настоящим Бессмертным полком.

______________________________________________________

[1] День Победы – главный праздник страны // ВЦИОМ. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-pobedy-glavnyi-prazdnik-strany (дата обращения: 12.05.2024).

[2] Какие государственные праздники Беларуси являются для вас наиболее значимыми? // БелТА. https://www.belta.by/infographica/view/kakie-gosudarstvennye-prazdniki-belarusi-javljajutsja-dlja-vas-naibolee-znachimymi-33282/ (дата обращения: 12.05.2024).

[3] Объем выборочной совокупности – 900 респондентов. Замер проводился во всех областных городах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах (ошибка выборки ±3,3 %). [Мнение жителей Республики Беларусь о Великой Отечественной войне // Институт социологии Национальной академии наук Белоруссии. Режим доступа: https://socio.bas-net.by/mnenie-zhitelej-respubliki-belarus-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/ (дата обращения: 12.05.2024)].

[4] Таблица составлена на основании данных из следующего источника: Мнение жителей Республики Беларусь о Великой Отечественной войне // Институт социологии Национальной академии наук Белоруссии. Режим доступа: https://socio.bas-net.by/mnenie-zhitelej-respubliki-belarus-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/ (дата обращения: 12.05.2024).

[5] Таблица составлена на основании данных из следующего источника: Мнение жителей Республики Беларусь о Великой Отечественной войне // Институт социологии Национальной академии наук Белоруссии. Режим доступа: https://socio.bas-net.by/mnenie-zhitelej-respubliki-belarus-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/ (дата обращения: 12.05.2024).

[6] В России осталось около 12,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны // ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/20057369 (дата обращения: 12.05.2024).

[7] Минтруда: в Беларуси проживает около 1,1 тыс. ветеранов ВОВ // Спутник Беларусь. Режим доступа: https://sputnik.by/20240409/mintruda-v-belarusi-prozhivaet-okolo-11-tys-veteranov-vov-1085314281.html (дата обращения: 12.05.2024).

[8] Например, в Южной Осетии не осталось ни одного ветерана. Единственный ветеран, живший в Южной Осетии переехал к сыну во Владикавказ. В 2024 г. в Южной Осетии оставались лишь участники тылового обеспечения и вдовы солдат, погибших в Великую Отечественную войну. [Без ветеранов ВОВ пройдет парад Победы в Южной Осетии // Информационного агентства Республики Южная Осетия «RSOnews». Режим доступа: https://rsonews.org/ru/news/20230430/52776.html (дата обращения: 12.05.2024).

[9] Уходит живая память: правительство назвало число ветеранов войны в Беларуси // Спутник Беларусь. Режим доступа: https://sputnik.by/20220504/ukhodit-zhivaya-pamyat-pravitelstvo-nazvalo-chislo-veteranov-voyny-v-belarusi-1062453186.html (дата обращения: 12.05.2024).

[10] Минтруда назвало количество ветеранов ВОВ в Беларуси // Спутник Беларусь. Режим доступа: https://sputnik.by/20230504/mintruda-nazvalo-kolichestvo-veteranov-vov-v-belarusi-1075159271.html (дата обращения: 12.05.2024).

[11] Минтруда: в Беларуси проживает около 1,1 тыс. ветеранов ВОВ // Спутник Беларусь. Режим доступа: https://sputnik.by/20240409/mintruda-v-belarusi-prozhivaet-okolo-11-tys-veteranov-vov-1085314281.html (дата обращения: 12.05.2024).

[12] Мурзина А. Последние призывники // РИА «ТОП68». Режим доступа: https://top68.ru/articles/society/2014-11-06/poslednie-prizyvniki-85390 (дата обращения: 12.05.2024).

Александр ГРОНСКИЙ
Александр ГРОНСКИЙ
Александр Дмитриевич Гронский - кандидат исторических наук, доцент. Ведущий научный сотрудник Сектора Белоруссии, Молдавии и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви. Доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии им. святителя Кирилла Туровского. Заместитель заведующего Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске.

последние публикации